"Психологическая готовность к школе в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Автор: Девятко Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №195
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность к школе в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе– значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Психологическая готовность к школе в свете Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В последнее время в образовательной среде очень много говорят о ФГОС ДО. Что же такое ФГОС ДО? ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт. Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации организацией основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Психологической основой системы дошкольного образования является: 1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста. Поэтому формируя определенный навык или умение, очень важно ориентироваться на целостное представление о ребенке и учитывать психологические закономерности развития в конкретном возрастном периоде. 2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка. Ребенок учится не только на занятиях в детском саду, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Важно взаимодействие, сотрудничество семьи и образовательного учреждения, учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка.
3. Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников. То, что хорошо для одного ребенка, не подходит для другого. С точки зрения личностного развития ребенка особую значимость представляет общение. Ребенок дошкольного возраста должен учиться взаимодействовать со взрослыми и детьми, должен научиться общаться, освоив разные роли в процессе общения, приобрести опыт совместной деятельности. Все это строится на индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для адекватного возрасту функционирования нервной системы ребенка, позволяет ему расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная деятельность переходит в совместную деятельность детей и их общение. Именно общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только человеку. Культурное развитие - это то, чему человек учится, чтобы управлять собственными психическими процессами, своим поведением. Культурный человек – это человек, который умеет управлять самим собой, собственной деятельностью. Основной результат образования – это развитие, а не знания, умения и навыки. Поступление в первый класс — переломный момент в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И это понятно: согласно реформе общеобразовательной и профессиональной школы учениками первых классов становятся теперь шестилетние дети. Как сложится их новая жизнь, во многом зависит от того, насколько подготовились они к этому этапу за предшествующий период. Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе: - мотивационная готовность (желание учиться); -эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением); -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами). Мотивационная готовность подразумевает:  Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
 Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;  Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;  Способность адекватно оценивать себя. Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:  Умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;  Умения ориентироваться на заданную систему требований;  Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;  Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу. Интеллектуальная готовность включает в себя:  Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;  Следующий уровень интеллектуальных процессов: - умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности; - умение сравнивать, выделять сходное и отличное; - умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;  Обучаемость: - усвоение нового правила работы; - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное; - уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень , роза – цветок – растение – живая природа высокий уровень).  Сумму усвоенных знаний;  Речевое развитие: - усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова; - развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов); - осознание словесного состава речи. Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
Итак, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка. Физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели. Интеллектуальные качества – это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта). Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие. Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту. Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем! Список использованной литературы: 1. Григорович Л. А. К вопросу о готовности детей к обучению в школе.//Дошкольное воспитание. 1995. - № 4. – с. 68-70. 2. Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6. 3. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. (Круглый стол).// Вопросы психологии. 2014. - № 4. – с. 30-55.