"В гостях у Карлсона"

Автор: Павлей Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад № 9 г. Свободного
Населённый пункт: Амурская область город Свободный
Наименование материала: Конспект ООД по речевому развитию
Тема: "В гостях у Карлсона"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для

подготовительной к школе группы

«В гостях у Карлсона»
(речевое развитие)
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательная, игровая
Цели:
1. Уточнить представления детей о частях слова – слогах, закрепить умение детей делить слова на слоги. 2. Формировать умение определять звук в начале, в середине и в конце слова. 3. Упражнять в составлении звуковых цепочек – выделять первый и последний звук. 4. Познакомить с характеристикой звуков: называть гласный и согласный звуки, определять твердость и мягкость согласного звука.
Предварительная работа
: Работа с пособием «Звуковые часы», упражнения по нахождению определенных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, звуковой и слоговый анализ слов.
Планируемый результат:
Составление звуковых цепочек, подбор слов с заданным звуком, умение давать характеристику звукам (гласным и согласным).
Оборудование и материалы
: Наборное полотно-поезд с вагончиками, на которых изображены слоговые схемы, полоски схемы звукового анализа, предметные картинки для игр и упражнений, картинка Карлслон, картинки: свиристель, соловей, синица; карточки для игры «Звуковые цепочки», карточки для индивидуального практического задания.
Содержание организационной деятельности детей

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку:
Смешной человечек на крыше живет, Смешной человечек ириски жует, Смешной человечек скучать не привык, Смешной человечек большой озорник.
Восп
.: Кто же этот смешной человечек?
Дети отгадывают загадку
.
Восп
.: Сегодня у нашего друга Карлсона праздник. Он приглашает к себе друзей. А наша с вами задача помочь его гостям добраться до места назначения. Ехать нашим гостям придется на поезде. Но поедут они на необычном поезде. Все вагоны поезда пронумерованы, но не цифрами¸ а прямоугольниками, обозначающими количество слогов-частей в слове. Давайте пока вспомним, что такое слог, и как можно узнать, сколько слогов в слове.
Упражнение «Сколько хлопков, столько слогов».

Восп
.: Итак, мы с вами разобрались с маркировкой вагонов в нашем поезде. Дети из предложенных картинок выбирают животных и птиц и рассаживают их в вагончики поезда таким образом, чтобы в первом вагоне оказались гости, в названии которых один слог (еж, лев, жук, волк, слон), во втором – два слога (утка, медведь, лиса, белка), в третьем – три слога (курица, корова, крокодил), в четвертом – четыре слога (черепаха). Молодцы, ребята всех гостей рассадили в вагоны. Поезд тронулся.
Восп.: А мы с вами поиграем в игру «Слово можно прошагать»
Разделимся на команды и выберем себе картинки. Дети строятся друг за другом. Последний ребенок становится перед первым и делает столько шагов, сколько слогов в названии его карточки. Затем первым становится следующий последний и «шагает» свое слово. Другая команда выполняет эти же действия. Выигрывает та команда, которая оказалась впереди.

Восп
.: А сейчас посмотрим, что же происходит у наших друзей. К ним на концерт прилетели необычные артисты. На доске появляются картинки с изображением синицы, свиристели, соловья.
Восп
.: Что же объединяет этих артистов, что у них общего?
Дети
: Все артисты – птицы, все названия птиц начинаются на звук С.
Восп
. Верно. А пока идет концерт, мы с вами поиграем в
игру «Звуковые цепочки»

(подгруппами)

Восп
.: Праздник окончен. Наверное нам нужно поблагодарить артистов и подарить им подарки и угощение. Они очень хотят получить такие угощения и подарки, в названии которых есть звук К. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Воспитатель обобщает высказывания детей и поясняет, наверное потому, что в названии птиц нет звука К, а им очень хочется с ним подружиться. Дети называют слова, в названии которых есть звук К, на доске картинки- подсказки, а среди них: торт, банан, горох и др, где этот звук не встречается. Воспитатель предлагает изменить эти слова так, чтобы звук К появился.
Восп
.: А теперь вернемся к гостям Карлсона. Праздник окончен, и гости хотят уехать домой. Нам нужно помочь им и рассадить в вагоны. Обратите внимание на наш поезд. У его вагонов теперь другая маркировка. Кто знает, что обозначают эти кружки. Ответы детей. Если затрудняются, провести упражнение «Найди место звука в слове»
Восп
.: Разместить их нужно так, чтобы в первом вагоне ехали те, в чьем названии звук находится в начале слова, во втором – те – у кого звук находится в середине слова, а в третьем вагончике те – у которых звук находится в конце слова. Первый состав гости в названии которых есть звук Л: лиса, лев, лошадь, волчонок, крокодил. Второй состав – гости в названии которых есть звук Т: Кот, пеТушок, бегемоТ
Воспитатель с Карлсоном
: Молодцы ребята помогли мне и моим гостям. А теперь вас тоже ждут маленькие подарки-эмблемы. Однако, получив, их нужно рассказать о первом звуке названия того предмета, который там изображен. Например: (воспитатель помогает)
Гриб
– Звук Г, согласный, твердый.. Я ответила правильно, картинка моя. Дети называют картинку-эмблему, определяют первый звук, определяют гласный он или согласный, и если согласный – твердый или мягкий. Если остается время в конце занятия, детям предлагается практическое задание для работы за столами. В предложенных картах нужно разложить продукты в сумки разного размера таким образом, чтобы короткие названия оказались в маленькой сумке, средние – в средней сумке, длинные названия в большой сумке.