"Жить и действовать с чувством ответственности за свои мысли и слова"

Автор: Тимошкина Валентина Александровна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 12
Населённый пункт: г.Сибай Башкортостан
Наименование материала: Из опыта работы с трудными детьми
Тема: "Жить и действовать с чувством ответственности за свои мысли и слова"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Жить и действовать с чувством ответственности за свои мысли и

слова»

Мы гордимся своими учениками, которые, не смотря на многие

трудности, смогли достичь больших успехов в учебе, благодаря

поддержке и помощи классного руководителя.

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов

они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в

какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу,

приличную их чину. Нельзя безнаказанно спохабничать в их

присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения:

то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...»


Антон Павлович Чехов Много раз, изучая статьи и книги о воспитании детей, любви к детям и понимании их, я задумывалась о несовершенстве нашей системы образования в школе. О том, что когда-то были классные руководители, освобожденные от уроков или же ведущие минимум часов. Для чего? – спросите вы, отвечу: для того, чтобы больше было времени на работу с классом, детьми и их родителями, и не только во внеурочное время, но и во время уроков. Мы все, прекрасно понимаем, что в школе не хватает предметов, которые бы учили ребенка жить в социуме, чтобы можно было применить эти знания в повседневной жизни. Коммуникабельность, культура поведения, этика и эстетика, нормы морали, отношения в семье, между полами, обретение гармонии и счастья, профориентация и реализация своего потенциала и т.п. – этот список предметов, на мой взгляд, самый важный к познанию в жизни каждого человека. Но где же современным школьникам взять эти знания? Хорошо, если родители сознательно подходят к воспитанию ребенка и передают ему все необходимые знания. Но в нашей стране большинство родителей сами не понимают и не осознают важность развития в данных областях! Их самих не мешало бы просветить! Вот тут то и может сыграть
важнейшую роль для школьника классный руководитель, как в работе с учеником, так и в работе с его родителями. Здесь я расскажу о своем классе, который выпустила несколько лет назад. Мой класс был сформирован одним из последних. И получилось так, что в него вошли в основном проблемные ученики с проблемными родителями. Из 25-и человек всего 5 учеников были из полных семей и 3 ученика - из благополучных. В младших классах учителя моих школьников менялись ежегодно. Класс считался трудным. В пятом классе классным руководителем поставили психолога школы, смена учителей по предметам подействовала на детей очень плохо. По пол класса не приходило на уроки, дети могли гулять по неделям. Воровство, драки, извините за выражение, хамское поведение – это то, что лежало на поверхности и характеризовало учеников на тот момент. Учителя предметники хватались за головы, повторяя: такого класса еще не было у нас (могу с уверенностью сказать, что и по сей день, такого класса больше у нас нет). Учеба была очень слабой. Тут еще одна беда, классный руководитель увольняется и в шестой класс ученики идут без оного. Остро встал вопрос: или расформировывать класс или уговаривать кого-то на классное руководство. Но как вы понимаете, желающих нет, а некоторые учителя увольнялись, заявляя, увольняюсь только из-за этого класса. Когда меня вызвали, мне почему-то стало детей очень жалко (хотя это не правильное чувство по отношению к людям), возникло желание им помочь, и я согласилась на классное руководство. Теперь о классе. Входя на урок, было ощущение, что перед тобой не ученики, а в большинстве своем, извините за выражение, сброд с улицы, что по одежде, что по подготовке к урокам. Просмотрела социальное положение семей, выяснила, что дети из пьющих семей, из семей, где воспитывает одна мама и еле
вытягивает финансово, или вообще воспитывает бабушка. Были и такие, на кого оставила неизгладимый отпечаток смерть мамы или папы. В общем, дети с надломленной психикой, которым не хватало простой человеческой любви, не хватало внимания, понимания и заботы. Работу классным руководителем начала с посещения учеников на дому, хотя о посещении некоторых семей, предупреждали, не ходите, могут убить, только что из тюрьмы, пьют. Но мне нужно было побеседовать с каждым из родителей, убедить, в правильном поведении, отношении к ребенку, обеспечении ученика всем необходимым к урокам. Выяснила, что многие дети любят заниматься спортом, записала в школьные и городские кружки. Один мальчик с пятого класса работал с папой на улице – вшивал замки в куртки, ремонтировал обувь, точил ключи – надо было кормить еще двух сестренок. Маму его выгнали из дома из-за аморального образа жизни: пила, гуляла, воровала из семьи деньги. А папа часто болел. Три семьи состояли на городском учете, как неблагополучные. И девять учеников состояли на школьном учете из-за драк и краж. Узнав о жизни учеников, поговорила с каждым предметником о каждом ребенке. Предупредила, кто может не выучить урок, и по какой причине, у кого высокое внутричерепное давление, у кого всю ночь дома были пьянки и разборки, а кто голодный. И большое спасибо всем учителям, работающим в моем классе, директору и поворам, они поняли меня, пошли на встречу, стали подходить к каждому индивидуально, учитывая все мои пожелания. Договорилась в столовой, о дополнительных порциях некоторым ученикам. Но, как вы понимаете, эта работа велась параллельно с работой в классе. Так как у меня предмет не основной, преподаю я изобразительное искусство и в то время - черчение, да и часов у меня была одна ставка, то моим предметом «затыкают дыры», поэтому окон у меня всегда предостаточно. Работали в то
время мы в две смены, а мой класс перешел в первую смену. Независимо от своих уроков, окон и свободных дней, ежедневно я приходила к семи часам утра в школу, чтобы встретить первых учеников, они приходили у меня всегда рано. Затем, каждое окно и в свободный день, я сидела на уроках своего класса, помогала учителям вести урок – успокаивала особо неусидчивых. В классе были и драки, и слезы и обиды. Кого-то приходилось гладить по голове, кому-то просто положить руку на плечо, кому-то тихонько шепнуть доброе слово, около кого-то постоять, с кем-то посидеть за партой. Каждую перемену беседовала с каким-либо учеником: строго или мягко зависело от нарушения и нарушителя, к каждому применяла индивидуальный подход. Ежедневно оставалась после уроков с теми, кто не выучил уроки по каким- либо предметам. К некоторым семьям приходилось ходить в месяц по 3-4 раза, а к кому-то и каждый день - будила по утрам, чтобы не опаздывали, а то и вовсе просыпали все уроки. Некоторые родители тоже воспринимали меня как назойливую, надоедливую «муху». Про свой дом и себя я и не думала, приходила только ночевать. И это, конечно, чревато своими последствиями. Но благодаря такой работе к концу полугодия были ощутимые сдвиги в положительную сторону в поведении ребят. Очень тяжело было два года, но уже в 7-й класс ребятишки пришли в форме соответствующей ученикам, кражи и драки прекратились полностью. Нецензурной брани уже не было слышно. Пропусков уроков тоже не стало. Игры в карты на уроках прекратились, взамен я купила им шашки и шахматы, настольные игры. Я всегда старалась сформировать у ребенка только позитивные установки: у тебя все получиться, ты умный, ты хороший. Сглаживала промахи, хотя не оставляла без внимания, поощряла добрыми словами успешные достижения. С правонарушителями беседовала отдельно, без посторонних ушей и глаз. С девочками беседовала отдельно и с мальчиками тоже - отдельно. Приходилось подбирать особые слова к каждому ребенку, к каждому родителю. И ни в коем случае не допускала мысли, что у меня ничего не получиться. Классные
часы проводили тематические, с участием самих детей. И в 8-м классе мы уже могли выезжать на природу, что очень нравилось ребятам и еще больше их сплачивало. Хотя из-за 3-х мальчиков пришлось вплоть до 9-ого класса сидеть на некоторых уроках, зато результат превзошел все ожидания. Из слабого, неуправляемого класса мы получили дружный, слаженный коллектив, состоящий из 3-х отличников, 10- ти ударников, у остальных учеников было по 1,2,3, тройки, и только три человека имели больше троек, чем четверок и пятерок. После 9 –ого класса 10 человек пошли в 10-й класс. И одиннадцатый класс закончили все почти ударниками и 3 человека – отличниками. Все поступили на бюджетные места в разные университеты Уфы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Магнитогорска и Сибая. Кто из детей не пошел в 10 класс, поступили в политехнические, экономические, педагогические колледжи и в политехнический лицей. Пятерых устраивала я сама. Но даже те троечники, которые поступили в лицей, закончили его успешно, один даже с отличием. Только с одним ребенком мне пришлось и в лицее понянчиться – вызывал мастер из-за пропусков занятий, приходила, звонила, будила. Но и он закончил учебное заведение успешно и в данное время заканчивает службу в армии – нареканий нет! До сих пор со всеми своими учениками я поддерживаю связь. Они звонят, приходят, благодарят, поздравляют, просят совета. И что удивительно, родители все как один, начиная со школы и при встречах, все время искренне извиняются за свое поведение в прошлом и благодарят меня за помощь в воспитании своих детей. Анализируя всю проведенную мной работу, прихожу к выводу, что в каждом классе нужен освобожденный классный руководитель. К детям нужно подходить очень осторожно, ни в коем случае не ранить обидными словами, не раздражаться за невыученные уроки, максимально стараясь понять и принять, только с любовью и заботой. И нужно о каждом знать хотя бы минимум, который поможет в воспитании и обучении. Не стоит «засыпать» ребят двойками, на которые некоторые дети и их родители и не
реагируют вовсе или, наоборот, еще хуже начинают относиться к предметнику, с эмоциональным всплеском, и совсем перестают учить предмет. Проще и результативнее - выяснить причину, может быть идет недопонимание предмета, темы, или ребенок всю ночь не спал, а может он голодный, или он выучил, но из-за головных болей не может отвечать. Подходить к детям нужно только индивидуально! И всегда относиться к ним бережно и с любовью! Искренней материнской любовью. Я очень надеюсь, что из показательной истории учеников моего класса многие руководители и учителя сделали важнейшие выводы для себя и своей работы с детьми и их родителями. Я искренне верю, что каждый учитель сможет дать немного понимания, поддержки и любви многим своим ученикам, внеся неоценимый вклад в счастливое настоящее и будущее! Будьте искренними, несите детям добро, уверенность в своих силах, и поддержку! Мыслите позитивно! Желаю всем творческих успехов в воспитании наших детей и ошеломляющих результатов вашей любви и мудрости! Всегда помните: вы вносите неоценимый вклад в наше будущее, вы растите новое поколение, и каким оно будет, во многом зависит от вас! И в заключении призываю вас к глубокому осмыслению действительно важных слов Льва Николаевича Толстого: «…
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший

учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,

мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но

не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет

в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».