"Учитель нового поколения"

Автор: Федорова Лариса Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №45"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Учитель нового поколения"
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель живет до тех пор, пока учится; Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К. Д.Ушиннский Переход Российского образования на новые образовательные стандарты, внедрение компетентностного подхода, является фактическим условием его модернизации. И , поскольку образование не мыслимо без своего актера- педагога, вопрос о его личности как синтезе творческих, педагогических, психологических, коммуникативных и нравственных качеств приобретает очень важное значение. Педагогический профессионализм, несомненно, является одним из ключевых факторов эффективного решения задач развития личности каждого субъекта образовательного процесса и развития самого образовательного учреждения. Требования ФГОС к содержанию, технологиям, результату обучения напрямую проецируются и на педагога. От учителя ожидают, что он будет не в меньшей степени гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающемся мире, и только тогда поможет ученику сформировать свой уникальный опыт на основе не чисто энциклопедических, а творчески осмысленных и целостно воспринятых через призму личностных ценностей знаний. Так кто же ты учитель ФГОС? Профессия учителя - одна из самых сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. В логике ФГОС учитель мыслится не только как специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; правозащитник, охраняющий права и здоровье ребенка, посредник между ребенком и взрослым миром, но и прежде всего специалист, обладающий высокой профессиональной мобильностью, готовностью к творческой самореализации, владеющий искусством
профессионального общения, умеющий творчески разрабатывать и применять современные педагогические технологии, свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных задач. Конечно это идеальный образ учителя ФГОС. На самом же деле мы все разные, как нет в мире одинаковых личностей, однако у всех учителей есть характерная черта- мы постоянно стремимся к самосовершенствованию. Недавно я нашла интересный опросник по оценке профессиональной направленности личности учителя Е. И. Рогова. В предлагаемой анкете заложена идея выявления и сравнения между собой различных типов педагогов. Ведь, как известно, учителя добиваются успеха, находя для себя самые разные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой - способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а кто-то помогает отстающим ученикам устранить причины их неуспехов. Нельзя сказать, что одна из эти сфер деятельности лучше или хуже другой - все они необходимы, и тем не менее у каждого из нас одна из сфер выражена более ярко чем другие. Предлагаю вам узнать кто вы:
«Организатор»
,
«Предметник», «Коммуникатор»,

«Интеллигент»

ОЦЕНКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

(Е.И Рогов)

ИНСТРУКЦИЯ:
«В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов. Прочитайте утверждение и выберите один из вариантов ответа: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени. б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени».
Текст опросника
1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека. 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали. 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом. 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет. 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. 10. Я всегда внимательно слежу за тем как я одет. 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать. 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка. 13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии. 14. Я подолгу анализирую свое поведение. 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане. 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории. 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения. 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине. 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают. 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей. 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других. 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки. 26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве. 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу. 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать. 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. 33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни. 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной. 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету. 38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.
39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики. 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть. 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью. 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации. 44. Моя любезность часто не нравится другим людям. 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету. 49. Я проявляю активное участие к судьбе других. 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
ОБРАБОТКА
При обработке опросника подсчитывается количество ответов испытуемого совпавших с «ключевыми». Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Ключ

1. Общительность
- 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а
2. Организованность
- 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а
3. Направленность на предмет
- 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а
4. Интеллигентность
- 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а
5. Мотивация одобрени
я - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным - если количество баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности. Преобладание определенного личностного параметра определяет тип направленности личности учителя.
«Организатор»
составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.
«Предметнику»
характерна наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям,
велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник- организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.
«Коммуникатор»
отличается такими качествами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.
«Интеллигент»
характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что встречается промежуточный тип, условно «интеллигент-оптимист», обладающий выраженными качествами обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «предметник- коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно. Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. Так, учитель- «коммуникатор» отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика. Для учителя- «предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д. Учитель- «организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д. Учитель - «интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в
структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации, которые при обнаружении можно при желании изменить. Свою стать я хотела бы закончить словами французского писателя – философа Франсуа де Ларошфуко « Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир.» Нельзя, лишь заменив технологию, изменить мир. Внедряя ФГОС - все начинается с нас самих. Только оценив себя в призме современных образовательных технологий, учитель сможет самоопределиться в своем желании стать учителем нового поколения, готового к саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, надо учиться анализировать свои профессиональные , творческие способности и личностные качества в их многообразии и динамике развития. Желаю всем учителям успехов, в этом нелегком, но очень нужном деле. Литература: 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999. - с. 30 - 37