Экологический проект "Зимующие птицы"

Автор: Блинова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический проект "Зимующие птицы"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект подготовила:
Блинова Галина Владимировна
Познавательно-творческий

Экологический проект

для детей 1-й младшей группы


Тип проекта:
познавательно-творческий
Участники проекта:
дети 1-й младшей группы, воспитатели, родители.

Социальная значимость

проекта:
приобщение детей к заботе о зимующих птицах; развитие наблюдательности, интереса к жизни птиц, как к объекту живой природы.

Выполнение проекта:
проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Продолжительность

проекта:
3 месяца – декабрь, январь, февраль.

Актуальность проекта:
Зимний период очень трудный в жизни пернатых. Доступной пищи становится меньше. Иногда корм становится практически недоступен совсем. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых – воспитывать у детей интерес к друзьям нашим меньшим – птицам, заботиться о них, радоваться, что подкармливая их можно спасти от гибели.

Проблема:
У детей 1-й младшей группы очень мал объём знаний о зимующих птицах, они не имеют представления о жизни птиц в зимний период.

Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей интереса к жизни птиц в зимний период. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Задачи проекта:
- Учить называть и различать зимующих птиц. - Выделить их отличительные особенности. - Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи в том, как влияет время года на жизнь птиц, какова роль человека в жизни птиц.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, подкармливать их. - Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методология проекта

I.Подготовительный этап.

Деятельность педагога:
- Беседа с детьми с целью выявления уровня знаний о жизни зимующих птиц. - Составление плана работы над проектом.
- Сбор информационного материала для реализации проекта. - Разработка конспектов занятий, презентации по данной теме проекта. - Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:
Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий о зимующих птицах.
Взаимодействие с семьёй:
Совместное обсуждение мероприятий по реализации проекта.

II. Практическая работа

Деятельность педагога:
- Занятия с детьми познавательного и художественно-творческого характера. - Организация предметно- развивающей среды по теме проекта. - Разные виды игр с детьми. - Подготовка информации для родительского уголка.

Деятельность детей:
- Наблюдение за зимующими птицами. - Заготовка корма для птиц. - Ежедневная подкормка птиц во время прогулок на кормушках, развешанных на участке.

Взаимодействие с семьёй:
- Рассказы взрослых о зимующих птицах. - Чтение художественной литературы, заучивание коротких стихотворений по теме проекта. - Рассматривание картинок, иллюстраций. - Наблюдение за зимующими птицами и их подкормка возле своего дома.

III. Подведение итогов

Деятельность педагога:
Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). Презентация проекта. Представление опыта.
Деятельность детей:
Участие в итоговой беседе

Ожидаемый результат:
Дети получат знания о птицах, которые зимуют рядом с ними. Будут знать их названия. Смогут называть их отличительные особенности: во внешнем виде, повадках, видах корма, подаче голоса. А главное – усвоят, что нашим пернатым друзьям срочно нужна помощь в зимнее время. Дети станут более добрее и отзывчивее.

Возможные риски:
Малая активность родителей.
Перспективы дальнейшего

развития проекта:
Так как дети в ходе реализации проекта более глубоко познакомились с зимующими птицами как объектом живой природы, у них появился интерес и желание заботиться о них.
В следующих возрастных группах следует продолжить работу по закладыванию основ бережного и заботливого отношения к окружающему миру. В весенний период планирую работу по ознакомлению детей с перелётными птицами.

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Познавательное развитие

Беседы:
- Кто такие птицы? - Каких птиц знаете? - Как помогать птицам зимой? - Меню для птиц.

Занятия:
- «Покормим птиц зимой». - «У кормушки». - Экскурсия по территории детского сада «Птичья столовая»

Кормим

птичек

У кормушки


У

кормушки

Кормим

голубей


Птичья

столовая

(кормушки)


Развитие речи

Артикуляционная

гимнастика
«Птички поют громко и тихо».
Рассматривание сюжетных

картин
из серии «Времена года», «Таня и голуби»,
демонстрационного

материала
«Птицы».

Чтение художественной

литературы:
- С.Я.Маршак «Где обедал воробей?» - В.Сухомлинский «Как синичка меня будит» - В.Н.Морозов «Птичьи хлопоты» - Т.Евдокименко «Берегите птиц» - М.Семёнова «Домик для птиц»
- М.Пришвин «Дятел» - Н.Романова «Умная ворона».
Заучивание наизусть:
А.Барто «Птички», «Воробей», «Синица».

Рассматривание

картинок

Чтение книги


Рассматривание

картинок

с изображением

птиц


Дидактические

игры


Художественно-творческая

деятельность

Изобразительная

деятельность:

Лепка:
«Зёрнышки для птиц», «Птички в гнёздышке»
Рисование:
«Покормим птиц», «Ягоды рябины для птиц».
Постройка из мелкого

строительного материала
«Кормушка для птиц».

Музыка:

Слушание аудиозаписи
«Голоса зимнего леса».
Слушание:
М.Раухвергер «Птичка», Г.Фрид «Птички»
Музыкально-ритмические

движения:
- М.Карасёв «Птички летают» - Н.Любарский «Воробей» - Л.Банникова «Птички летают»

Зёрнышки

для птичек


Ягоды рябины

для птиц


Музыкальное

занятие


Игровая деятельность

Дидактические игры:
«Парные картинки», «Собери птицу из частей», «Посади птицу на дерево», «Кто улетел?», «Накорми птиц», «Найди тень», «Узнай птицу по описанию», «Найди зимующих птиц».
Лото:
«Птицы».

Подвижные игры:
«Воробьишки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Птица и птенчики», «Птички летают», «Воробьишки и кот», «Перелёт птиц».
Пальчиковые игры:
«Дятел», «Птичка ожила», «Воробьишки-воробьишки»
Физкультминутка:
«Птицы крыльями махали».


Шапочки для

игры

Подвижная

игра

«Воробьишки

и

автомобиль»


Взаимодействие с семьёй

Консультации:
«Как помочь птицам пережить зиму?», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Изготовление кормушек для

птиц: акция «Птичья

столовая».


Акция
«С каждого по зёрнышку».
Смотр-конкурс на лучшую

дидактическую игру.

Папка-ширма
«Покормите птиц зимой»
Фотовыставка
«Покормим пташек малых, голодных и усталых».

Работа с

родителями


Дидактическая

игра

Фотогазета


Спасибо

за внимание!