"Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроках литературы и русского языка"( обмен опытом)

Автор: Шевелева Ольга Михайловна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева"
Населённый пункт: г.Мезень
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроках литературы и русского языка"( обмен опытом)
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся на уроках русского языка.

(УМК С.И. Львова).

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МБОУ «Мезенская СОШ»

Шевелёвой Ольги Михайловны.
Проблема развития и формирования познавательного интереса у учащихся одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе. Познавательная деятельность формируется , прежде всего в учении. Эффективность формирования познавательных интересов обучающихся на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий: а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам; б) направленных на формирование понятий. Познавательный интерес условно делят на 3 стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе – эт авжнейшее условие для формирования позновательного процесса. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческой деятеьности учащихся. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали знаниями, умениям и навыками, но и развивали познавательные способности. Творческая познавательная деятельность обучающихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов , учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изученного материала,а самостоятельно осмысливают, в объяснение и перессказ материала вносят свои собственные мысли. Цель современного обучения русскому языку в школе – не только получение навыков грамотного письма, но и подготовка к самообразованию, к самостоятельному поиску информации. Поэтому учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы использовать все активные формы работы на уроках. Какие же методы помогут учителю активизировать учебный процесс?
Метод проблемного изложения.
Используя этот метод, учитель формулирует проблему, показывает пути её решения, а ученики самостоятельно анализируют представленный материал.
Частично-поисковый метод.
Учитель формулирует проблему, помогает оформлять её решение с помощью наводящих вопросов, а ученики, отвечая на вопросы, находят решение.

Исследовательский метод.
Ученики самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем, обосновывают свои выводы в результате анализа. Регулярное использование всех трех методов формирует у обучающихся умение применять знания и навыки в новой ситуации, что способствует развитию речевой и мыслительной деятельности обучающихся. Именно три вышеперечисленных метода реализуются в обучении по программе и УМК С.И. Львовой. Какие же типы заданий направлены на развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей?
Моделирование
– данный тип заданий дает знания об устройстве языка и особенностях функционирования языковых единиц. Задание: Образуйте слова по морфемным моделям. Задания к упражнению:  Какое значение будут иметь эти слова?  Подчиняются ли их написания тому же орфографическому правилу? Докажите.  Почему в модели 14 корни разделены на две группы  Объясните написание слов моделей 14 и 15.  Сделайте выводы.
Конструирование.
Упражнение № 158 По данным схемам попробуйте составить связный текст на тему «Воспоминания о летних каникулах» (даны схемы сложных ССП с союзом и, СПП). Что даёт обучающемуся выполнение заданий такого типа: -школьник запоминает графический облик слова; схемы. -включается зрительная, механическая память, т.к. слово по одной и той же модели записывается несколько раз. -поморфемная запись слов даёт возможность обучающемуся объяснить вслух написание каждой морфемы. -в практике правописания используются этимологический, морфемный, словообразовательный словари. -запись слов, словосочетаний, предложений сопровождается различными видами анализа: фонетическим, морфемным, словообразовательным, синтаксическим анализом словосочетания и предложения.

Формулирование правила, зашифрованного в рисунке, например:
Солнце глянуло сквозь щ_лку, Свесив огненную ч_лку. Вышел ёж с сапожной щ_ткой, Занялся работой ч_ткой. (Я. Козловский)
Обогащение словарного запаса (поиск информации в источниках разного типа).
(в справочниках, в словарях, в СМИ, в интернете) Установите этимологию слова циркуль. Подготовьте три устных высказывания, используя три типа речи: описание (каков предмет); рассуждение (как им пользоваться); повествование (как однажды я укололся им). Или, например, обратитесь к толковому словарю и объясните значение слова «полиглот». (Из тетради ученицы - Поповой Елены). Этимология слова «город». Оказывается, в старину люди огораживали свои дома, желая защитить своё жилище. Потом решили огородить все дома одним забором. Поэтому, слово «город» означает «огороженное место». Чтобы отличить один «огороженный» город от другого, надо было дать ему название.
Интеллектуально-лингвистические упражнения.
Они также представлены в УМК С.И. Львовой. Упражнение № 534 Рассмотрите рисунки и составьте несколько предложений, используя глаголы ОДЕТЬ (ОДЕВАТЬ) и НАДЕВАТЬ (НАДЕТЬ). Упражнение № 115 Определите существительные по их лексическому значению. Проверьте себя по словарю. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении этих слов. 1. Сорт лёгкого печенья, торта. 2. Верхний слой почвы, густо заросший травянистыми растениями.3. Первые буквы имени и отчества. Упражнение № 285 Что вы можете рассказать о существительном напёрсток? Для чего нужен напёрсток? Как появилась эта вещь? Как выглядит напёрсток? Упражнение № 553 Используя школьный учебник по любому предмету, определите, какие глаголы чаще всего
употребляются в формулировках правил и определений научных понятий. Приведите примеры. Упражнение № 833 Объясните, чем различаются выделенные слова в предложении? Десять минут я
мою
мылом
мою
любимую куклу. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицирует процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций: сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: устную и письменную, монологическую и диалогическую. В уебнике представлена
с

истема ситуативных речевых упражнений.
Упражнение № 106 Вы пришли в гости…; вы поздравляете с праздником…; Вы разговариваете по телефону… Как должен вести себя воспитанный человек в этих ситуациях? Сформулируйте несколько правил поведения, употребляя побудительные предложения. Упражнение № 171 Представьте себя телеведущим программы, в которой принимают участие известные артисты. О чем вы хотели бы спросить своего любимого актёра? Составьте вопросы, продумайте ответные реплики. Упражнение № 207 Составьте и запишите диалог, соответствующий схеме. Тема диалога «В картинной галерее». Формула речевого этикета – вопрос-ответ (повествование) - вопрос- объяснение- -согласие - формула речевого этикета. Упражнение № 767 В каких речевых ситуациях
(кто? кому? о чём? где? когда? почему? зачем?)
чаще употребляются числительные? Составьте и напишите диалог, используя в репликах имена числительные и этикетные слова. Упражнение № 555.
Представьте, что вы разведчик (сыщик, детектив) и получили задание проследить за человеком. Составьте деловой отчёт, кратко описывая действия этого человека.
Система интеллектуально-лингвистических упражнений, способствует

формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной

речевой активностью школьников
. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень. На всех этапах познавательной деятельности обучающихся важное место занимает работа с текстом. Центральная единица всего обучения – текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке. Чаще всего авторы учебника предлагают прочитать предложенный текст, доказать, что перед обучающимися речевое произведение, провести текстоведческий анализ:  определить тему;  основную мысль;  тип речи;  стиль текста;  средства связи предложений;  озаглавить.
Сочинение-миниатюра (по предложенному тексту).
Система сочинений – миниатюр, представленная в учебнике, направлена на формирование у школьников коммуникативной потребности, соответственно данный вид работ носит не ознакомительный, а практически тренинговый характер. Упражнение № 103 Прочитайте текст. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу. Как пахнет осень? Прелыми листьями? Спелыми плодами? Всем сразу…
Сочинение-миниатюра по пословицам и поговоркам.
Значение поговорки «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». (Ляпин Вова, 6 «Б» класс). Много раз я слышал поговорку «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Похоже, что это выражение означает «попадая в новую компанию, общество, дом нужно приспосабливаться к тамошним обычаям, а не отстаивать свои». Нет сомнений, что эта поговорка придумана монахами. Раньше они тысячами бродили по Руси, переходя из одного монастыря в другой. Каждый монастырь имел свой устав, то есть свод правил, по которым он управлялся. Трудно приходилось тому монаху, который, привыкнув, скажем, к «печёрским» правилам, переходил в «соловецкий» монастырь, ведь игумен всегда мог заметить невыполнение какого-либо из пунктов устава монастыря.
Зная суть поговорки, можно избежать ошибок в собственном поведении.
Сочинение-миниатюра. Рассказ
Упражнение № 870 Попробуйте сочинить небольшой юмористический рассказ. Используйте указательные местоимения.
Сочинение по картине.
После вопросов, связанных с первичным восприятием картины уместно задать вопросы, носящие творческий характер, интеграционный. Именно они позволяют объединить частное и общее, содержание и форму, кроме того, ставятся проблемные вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например: 1. Почему художник выбрал именно этот пейзаж? 2. Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? 3. Как художник относится к своим героям? Докажите своё мнение. 4. Какое впечатление остаётся после просмотра картины? Вопросы, направленные на развитие воображения, например: 1. Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. 2. Подумайте, как могли бы развиваться события, изображенные художником, в дальнейшем. 3. Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать картине. 4. В роли какого героя вы бы хотели оказаться и почему? Расширить знания обучающихся в интеллектуальном плане помогут и такие формы работы: 1. Подготовленное заранее самостоятельное сообщение обучающегося о творчестве художника с описанием картины. 2. Дискуссия: «Чем привлекла наше внимание картина?» 3. Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там учителя рисования. О чём вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам? 4. Ролевая игра: «Я экскурсовод», «Художник и его картина».
5. Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки, интервью у посетителя выставки. (ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Ганеев Александр). …Эти птицы только прилетели и устроились в свои старые гнёзда, а один из грачей спустился на землю в поисках веточек для создания нового гнезда, в котором будет жить его семья. Эта любовь и забота друг о друге придаёт тепло и доброту этой замечательной картине. (ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Шуваева Анастасия. 6 «Б» класс.) …Картина В.И. Сурикова мне понравилась энергичностью, задором. Стоит только посмотреть на неё, и сразу представляешь себя на месте этих веселящихся людей. Бескрайние снежные просторы, безудержное веселье, искренние эмоции на лицах людей, хлещущие через край. Как здорово! Мне близка по духу эта удалая русская душа!
УМК С.И. Львовой активно реализует межпредметные связи, например:
Упражнение №726 (на уроке математики). Сравните математическое понятие «простые и составные числа» и лингвистическое понятие «простые и составные числительные». Совпадают ли они? Обоснуйте свою точку зрения. (Из тетради ученика Кубинского Саши.) Я считаю, что математическое понятие «простые и составные числа» не совпадают с лингвистическим понятием о простых и составных числительных. Во-первых, простые числа имеют только два делителя, а составные имеют больше двух делителей. Во-вторых, простые числительные имеют только один корень, а составные состоят из двух и более корней. Таким образом, совпадения математического понятия о простых и составных числах и лингвистического понятия о простых и составных числительных не наблюдается. Упражнение № 160 (на уроке географии). По толковому и этимологическому словарю определите значение и происхождение выделенных слов. К какой группе лексики они относятся? … Воздух обр_зует г_зообразную оболочку, которая называется атм_сферой.
Вода обр_зует водную оболочку, которую именуют гидр_осферой. Живые организмы вместе с той средой, где они живут, формируют биосферу. Такие типы упражнений формируют у обучающихся целостное представление о мире, дают возможность делать выводы о роли языковых явлений на разных предметах, изучаемых в школе. Задания такого типа, построенные на интегрировании учебных предметов, формируют общеучебные, коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения и навыки. Именно на таких уроках у обучающихся формируются
метапредметные умения:
1. умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания; 2. владение диалогом «обмен мнениями»; 3.обсуждение актуальных тем и использованием различных средств аргументации; 4. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; 5. способность использовать родной язык как средство полученных знаний по другим учебным предметам.
С какой целью используется данные формы работы на уроках русского языка?
Во-первых, это связь создаваемых текстов с жизнью. Во-вторых, это элементы пропедевтики ГИА и ЕГЭ при написании сочинений, сжатого изложения. В- третьих, это освобождение от стандартного мышления. Задания различной степени сложности (отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме соревнований, КВН) вызывают у детей познавательную активность, развивают интерес к предмету и обеспечивают поэтапную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ. УМК С.И.Львовой обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей.