"Внеурочная деятельность в начальной школе"

Автор: Школа Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№36"
Населённый пункт: Кемеровская область г Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Внеурочная деятельность в начальной школе"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36» Методические рекомендации «Внеурочная деятельность в начальной школе» Выполнила: Учитель начальных классов Школа А.В. АНЖЕРО-СУДЖЕНСК 2016 1
Оглавление Введение...................................................................................................... 3 Глава1 Внеурочная деятельность в начальной школе ………………….4 1.1……………………………………………………………..……….…...4 1.2 Направления внеурочной деятельности. …………………………...7 Глава 2 Практические задания………………………………………… 10 Заключение ……………………………..…………………………….. 51 Список литературы………………………….………………………….52 2
Введение В данном методическом пособии будут рассмотрены различные направления развития личности во внеурочной деятельности, какие виды внеурочной деятельности доступны для реализации этих направлений в начальной школе. Методическое пособие разработано для учителя начальных классов (работника дополнительного образования) для работы во внеурочной деятельности. Цель: является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. 3
Глава1 Внеурочная деятельность в начальной школе 1.1 Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности в школе:  соответствие возрастным особенностям обучающихся;  преемственность с технологиями учебной деятельности;  опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;  опора на ценности воспитательной системы школы;  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. Задачи 1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях 4
игровых и творческих ситуаций 2.Развитие инициативы и творчества детей 3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества 4.Пропаганда здорового образа жизни 5.Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 6.Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 7.Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 8.Прививать интерес к исследовательской деятельности Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:  Игровая деятельность  Познавательная деятельность  Проблемно-ценностное общение  Досуго-развлекательная деятельность (досуговое общение)  Художественное творчество  Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)  Трудовая (производственная) деятельность  Спортивно-оздоровительная деятельность 5
 Туристско-краеведческая деятельность Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: • Уроки этики, посещение художественных выставок, заочные путешествия, экскурсии. • Литературно-музыкальные постановки, композиции. • Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье. • Составление презентаций и проектов. • Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях ,посвященных традициям и трудовому опыту семьи. • Посещение памятников природы и природных объектов, нуждающихся вохране; экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины • Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества; беседы и классные часы о правилах поведения, о поступках, Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,направленных на их развитие. 6
1.2 Направления внеурочной деятельности. 1.Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Они включают в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности. 2.Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего - конструирование),домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные и т.д. 3.Общекультурное направление Необходимым условием формирования современного гармонически развитого 7
человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), др. 4. Социальное направление (социально- преобразующее творчество) Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различение связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное 8
творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др. 9
Глава2 В данном пособии приведены примеры мероприятий, которые могут быть использованы для реализации воспитательной программы спортивно- оздоровительного направления: Классный час "Мой выбор – здоровое питание!" Цели: - сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, - создать твердое убеждение в необходимости сохранения здоровья и личной ответственности за свое физическое и психологическое состояние. Используемое оборудование: плакаты “Витамины”, “Здоровый образ жизни”, рисунки ребят «Любимые продукты», анкета о питании Краткое описание: классный час в 2 классе в форме игры-викторины направлен на воспитание у ребят норм и правил здорового образа жизни. В ходе мероприятия учащиеся выполняют ряд заданий: рисуют, отгадывают загадки и пословицы о здоровом питании, составляют правильный режим питания, участвуют в физкультминутке «Вершки и корешки». В конце ребятам предлагается заполнить анкету о питании. Ход мероприятия 10
1. Введение Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили «Здоровья не купишь» «Дал бог здоровья, а счастья найдёшь» - Что, значит, быть здоровым? - Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым. - Здоровье в большей степени зависит от нас самих. 2. Основная часть. Ребята, сегодня на классном часе мы поговорим с вами о самом важномдля нашего организма, без чего существование человека невозможно - речь пойдет о питании. Еда, пища, питание…. Эти слова мы произносим довольно часто. Что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что, чуть ли не половина продуктов ему вредна,он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, 11
что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” – это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время. С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет. Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека,поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности. Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (говорят дети)Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к.ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так, например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшемся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак).Такое питание способствует 12
преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания.Что может повлиять на состояние здоровья? (образ жизни, состояние окружающей среды, питание и др.)Отчего в большей степени, на ваш взгляд, зависит здоровье?Древние греки, например, мало болели, но долго жили. Отчего же им так везло? (пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались).Вы видите, что о здоровье люди думали и в древности, а пословицы – это народная мудрость. 3. Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)На лепестках ромашки написана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину:В здоровом теле (здоровый дух) Голову держи в холоде (а ноги в тепле) Здоровье - дороже (золота, богатства) Кто спортом занимается, тот (силы набирается) Пешком ходить – долго (жить) Со спортом не дружишь – не раз о том (потужишь) Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней (зарядки) Солнце, воздух и вода – (наши верные друзья). Что же мешает человеку быть здоровым? (вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…) Назовите принципы здорового рациона питания (натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть 13
овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д.). 4. Викторина “Витамины” Кто придумал слово “витамин”? Американский ученый, биохимик Казимир Функ открыл вещество “амин, и, соединив с латинским словом “Vita” (жизнь), получил витамин.Назовите продукты питания, которые содержат витамины (все фрукты и овощи, мясо, молочные продукты, яйца…)Какие витамины вы знаете? ( витамин А, В, С, Д…- они обычно называются буквой алфавита) Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться, быть здоровым)Какие витамины продают в аптеках?Из чего же делают на заводах витамины? (из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины) Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.Ребята, а что значит разнообразие пищи?Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимыдля поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло); другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи), а третьи – фрукты, овощи –содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей).Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”? Какие овощи вы выращиваете в своих огородах? 5. Физкультминутка “Вершки и корешки”Я буду называть овощи. Если едим 14
подземные части этих продуктов,надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх(картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква). Работа со стихотворением “Про овощи” Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. Он принес чемодан, Полный разных семян,Но смешались они в беспорядке. Наступила весна И взошли семена. Садовод любовался на всходы, Утром их поливал, На ночь их укрывал И берёг от прохладной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: - Никогда и нигде Ни в земле, ни в воде 15
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огорбузы росли Помидыни росли, Редисвекла, челук, и репуста. Назовите правильно, что выросло на грядках (огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста). 6. Отгадывание загадок. 1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков – (горох) 2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи (капуста) 3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу (лук) 4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки (апельсин) 5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван – (ежевика) 6. Маленький, горький, луку брат (чеснок) 16
7. На сучках висят шары – посинели от жары – (слива) 8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву – (яблоко) Ребята, вы должны запомнить - все продукты питания необходимы для здоровья человека, и если некоторые люди исключают из своего рациона продукты питания, они наносят вред своему здоровью.И хочу добавить, что каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события (при рождении ребенка, при заключении мирного договора у князей). Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Очень полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный продукт, её необходимо есть перед контрольной, соревнованиями или тяжелой работой. Миф или Реальность? А если взять всеми любимый шоколад. Шоколад приводит к появлению лишнего веса (миф) Белый шоколад полезнее молочного и черного (миф) Шоколад положительно влияет на нервную систему и психику (правда) Жевательная резинка без сахара полезнее для зубов (миф) Жевательная резинка защищает зубы от кариеса (миф) 17
Жвачка раздражает слизистую желудка (правда) 7. Заполнение анкеты учащимися. Анкета о питании 1. Сколько раз в день вы принимаете пищу? 2. Какой приём пищи для вас основной? (завтрак, обед, ужин) 3. Вы всегда завтракаете? (всегда, иногда не завтракаю, вообще не завтракаю) 4. Как выглядит ваше примерное меню? 5. От чего вы не сможете отказаться? 6. Вы питались в школе в 4 классе? 7. Хотели ли вы продолжить питаться в школе? Если да, то почему и если нет – почему? Учитель подводит итог урока Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека,неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, нокоторое можно быстро и легко растерять. Желаю Вам, цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие 18
Внеклассное мероприятие. Викторина "Моё здоровье – в моих руках" (для учащихся 2-3-х классов) Разделы: Внеклассная работа Цели. формировать здоровый образ жизни; воспитывать общую культуру здоровья; развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов викторины. Разделение учащихся на две команды. Подготовка групп болельщиков. Распределение ролей: Осени, Зимы, Весны, Лета. Ход викторины. Викторина начинается с музыкального вступления, под которое входят времена года - Осень, Зима, Весна, Лето. 1.Вступление. Выходит Осень. 19
Ведущий: Ходит Осень по полянам. -Что ты, Осень, принесла нам? Осень: Принесла я вам в подарок Солнца тёплого лучи, Разноцветные мячи, Золотого клёна ветки И упругие ракетки, Шелестящий листопад И весёлый самокат. (У Осени в руках игра бондминтон.) Выходит Зима: К вам пришла Зима сама, Принесла во двор Зима Снег пушистый, лёд, снежки, Санки, лыжи и коньки. (У Зимы в руках конфеты-леденцы.) Выходит Весна. Ведущий: 20
-Что, Весна, ты принесла? Весна: -Принесла я вам, ребятки, Лейки, грабли и лопатки. И ещё я принесла Много света и тепла, Прыгалки и салки, Новые считалки. (У Весны в руках цветы. Цветы ставят в вазу на стол жюри.) Выходит Лето. Ведущий: -Что ты, Лето, принесло? Лето: -Мячик, лодку и весло, Молоко в узорной крынке, Волейбол и городки. Ну-ка все - вперегонки! (В руках у Лета мяч.) Свои подарки времена года кладут на стол, за которым сидит жюри, для награждения команд. 21
2.Сообщение темы викторины. Ведущий: -Тема викторины: "Моё здоровье - в моих руках ". -Команды, готовы к соревнованию? Тогда, команды, на старт! 3.Задания викторины. Задание 1. Каждая команда получает набор из 5 букв. Из букв ребята должны составить слово "Спорт". Побеждает та команда, которая составит слово быстрее. Задание 2. Спортивная разминка. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам. Команда, которая ответит на вопрос, получает 1 балл. Если команда не сможет ответить, вопрос переадресуется болельщикам этой командой. Ледовая площадка (каток). Специалист по поднятию тяжестей (штангист). Лучшая тяжесть для любителей утренний зарядки (гантели). Она является залогом здоровья (чистота). Хоккей - шайба, футбол - мяч, бондминтон-... (волан). 22
Теннисная площадка (корт). Решающая характеристика внешности для баскетболиста (рост). Спортивный переходящий приз (кубок). Что стремится установить спортсмен? (Рекорд). Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?"(Девизом Олимпийских игр). Задание 3. Провести с командой физкультминутку. Жюри оценивает конкурс. Задание 4. Назвать виды спорта. Выигрывает та команда, которая назовёт больше видов спорта. Задание 5. Конкурс болельщиков. Отгадать загадки. 1. Не обижен, а надут, Его по полю ведут. А ударят - нипочём, Не угнаться за... (мячом). Задание. Назвать игры с мячом. 2.Эта птица - не синица, 23
Не орёл и не баклан. Эта маленькая птица Называется... (волан). Задание. Как называется игра с воланом? 3.На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то ... (лыжи). 4.Кто на льду меня догонит? Мы бежим в перегонки. И несут меня не кони,а блестящие ...(коньки). 5.Мне загадку загадали: Что это за чудеса? Руль, седло и две педали, Два блестящих колеса. У загадки есть ответ Это мой ...(велосипед). 6.Вот такой забавный случай! Поселилась в ванной - туча. Дождик льётся с потолка 24
Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж. Все ребята любят...(душ). Ведущий: -Молодцы, ребята! С заданиями вы справились. -А как вы понимаете слова: "Моё здоровье - в моих руках!" (Ответы ребят). -Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает. 4.Итоги викторины. Викторина заканчивается фонограммой песни о спорте. Жюри подводит итоги викторины. Каждая команда получает призы и подарки. Ведущий: -Большое спасибо временам года за подарки. Ребята нашего класса круглый год заботятся о своём здоровье. Учащимся зачитывается стихотворение. 25
Мы зарядку делали, Прыгали и бегали, Стали загорелыми, Сильными и смелыми. Мы зимой катались с горки, Летом плавали в реке. Чтоб потом у нас пятёрки Зазвенели в дневнике. Ведущий: -Наша викторина подошла к концу. До свидания, ребята. Будьте здоровы! КВН "я в школе и дома" Цель: сплочение классного коллектива; развитие общего кругозора учащихся, внимания, абстрактного мышления; формирование УУД: Личностные УУД: действия самоопределения (личностное, профессиональное), жизненное самоопределение, способность самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, сотрудничество. 26
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, классификацию по заданным критериям, постановка и решение проблемы. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться согласовывать действия, с партнером работая в сотрудничестве, приходить к общему решению в совместной деятельности. Оборудование: эмблемы, ручки, фломастеры, листы, скороговорки, карточки с заданиями, медали, музыкальное сопровождение,. Две команды выходят под фонорамму из телевизионной передачи «КВН». Ведущий:Мы приветствуем всех смешных,весёлых и находчивых!Сегодня вы от всей души просто обязаны посмеяться. Чтобы конкурс продолжать, Надо нам жюри созвать. Клятву с них мы не берём, Справедливости лишь ждём. (Представление жюри) 1 конкурс «Приветствие команд» Ведущий: Мы должны помочь нашим командам,поэтому будем за них дружно болеть Болезнь эта заразная, Но вовсе не опасная. Команды поработают, Болельщики похлопают. Ведущий: Знакомство с командами состоялось. 27
2 конкурс « Разминка». Ведущий: Я буду задавать вопросы поочерёдно каждой команде. - Сколько минут надо варить крутое яйцо? (Нисколько) -Какая рыбка помогает разбогатеть? (Золотая рыбка) -Какой зверёк умеет летать? (Белка-летяга) -Чем извлекает насекомых из трещин коры дятел? (Языком) -Зелёный,но не огурец, Маленький,но не комар, Прыгает,но не заяц, Есть уши,но не на голове. (Кузнечик) -Коричневый,но не шоколад, Большой,но не слон, Любит мёд,но не пчела, Спит всю зиму,но не ёж. (Медведь) Ведущий: Слово жюри. 3 конкурс «Капитанов» под фонорамму из телепередачи «КВН» Пантомима. Ведущий: Приготовил я подарки,а подарки таковы: Изобразите нам их вы.А вы команды отгадайте. 28
Папе (расчёску),маме (мясорубку),дочке (куклу),сыну (лыжи),бабушке (очки),дедушке (книгу). Ведущий показывает картинки слов. 4 конкурс «Юные художники» Ведущий: Командам предстоит нарисовать с завязанными глазами нашу школу. 5 конкурс «Музыкальный» Ведущий: Первой команде стихотворение «Наша Таня громко плачет…» исполнить на мотив песни в «В траве сидел кузнечик». Второй команде на мотив песни «В лесу родилась ёлочка». 6 конкурс «Бой скороговорок» Ведущий: Бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесёт, Тот очко своей команде непременно принесёт. Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследят, Тот, кто меньше ошибётся, тот в бою и победит. Берестовое лукошко полно морошки. Уточка селивёрсточка выселиверстала сильверстат. 7 конкурс «Поворята» Ведущий: Из предложенных продуктов первой команде нужно сварить суп,а второй команде борщ. 29
На листочках картинки с продуктами: мясо,картофель,фасоль,свёкла,морковь,лук,соль,сахар,уксус,перец,верми- шель,сметана,майонез,курица,яйцо,мука,рис,гречка,повидло,рыба. 8 конкурс «Домашнее задание» Ведущий: Первая команда подготовилась дома и сейчас прочитает нам стихотворение «Зайку бросила хозяйка», но не так,как обычно вы читаете,а словно вы строгий начальник, а вторая команда-болит зуб. Подведение итогов. Ведущий: Жюри, оцените, пожалуйста, актёрское мастерство и чувство юмора наших участников. Подведите итоги. Награждение команд. Ведущий под фонограмму из телеепередачи «КВН»: Всем спасибо за внимание,за задор и звонкий смех, За азарт соревнования,обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь: Говорим мы : До свидания,до счастливых новых встреч! 30
Разговор о правильном питании Цели:Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить детей выбирать самые полезные продукты; познакомить с правилами питания. Развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к труду людей, продуктам питания. Подготовительная работа: Конкурс рисунков “Витаминная кладовая”. (В конце занятия проводится итог конкурса). Инсценировка стихотворения С.Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, грамоты, значки (витаминов), рисунки учащихся. Ход занятия I. Организационный момент. Звенит звонок! Начинается урок! Русский язык? Нет! И не математика! Новый предмет: 31
Новое поколение Выбирает здоровье! II. Введение в тему. - Перед тем, как начать наше сегодняшнее занятие, предлагаю послушать стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”. А вы постарайтесь догадаться, чему будет посвящено наше занятие. - Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). III. Основная часть. - Да, ребята, сегодня мы поговорим о питании. Тема нашего классного часа называется “Разговор о правильном питании” - Ребята, отгадайте одну загадку: Что на свете всего дороже? (Здоровье). - Правильно, здоровье. Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы. А чтобы быть здоровым нужно уметь правильно питаться. Правильное питание – это одна половина секрета долгой и здоровой жизни. - Замечательный философ Сократ говорил : “Человек похож на ту пищу, которую он ест”. Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества. Какие эти вещества, мы узнаем позже. Сначала мне скажите, что вы едите, отгадав мои загадки. 1. Разгадывание загадок. Вильнет хвостом туда – сюда – И нет ее, и нет следа. (рыба) 32
Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь в птицу Может превратиться. (яйцо) Я не сливки, не сырок, Белый, вкусный... (творожок) Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) Я вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда не приду, Всех до слез доведу. (лук) Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. 33
Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) Лето целое старалась – Одевалась, одевалась... А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста) 2. Беседа о витаминах. - Почему люди должны обязательно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много витаминов). - Правильно. Человеческий организм – это как большая техника и для его жизнедеятельности необходимы биологически активные вещества. Это витамины. (Слайд №4). (Появляются витамины с буквами А,В,С,Д,Е). Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Они поступают в наш организм вместе с растительной и живой пищей. Они содержатся в овощах, фруктах, мясных и молочных продуктах, ягодах и т.д. Каждый витамин в организме выполняет свою определенную функцию. Какие функции? Они расскажут сами. Все: Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся. Витамин А очень важен для зрения и влияет на рост организма. При его 34
недостатке в пище дети плохо растут. Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет. Витамин В способствует хорошей работе сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии, участвует в процессах кроветворения. Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам И не только по утрам. Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям, поэтому если не хотите заболеть гриппом, побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи. От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он. Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела, укрепляет костную систему. Этот витамин в организме образуется и под действием солнца, поэтому, чтобы быть здоровым, летом всем нужно загорать. 35
Рыбий жир всего полезней, Хоть противный – надо пить. Он спасает от болезней. Без болезней лучше жить! Витамин Е – принимает участие в процессах роста и развития организма. А еще его называют витамином красоты. Если вы будете больше есть такие продукты, где много витаминов Е, то станете красивыми. Витамин Е, мы советуем тебе, Чтоб и рос ты, и жил, Ни о чем не тужил. (Дети исполняют песню о витаминах на мотив песни “Если с другом вышел в путь”). Мы полезны для людей И нужны как воздух. А живем мы в пище всей, Поскорей запомни! Припев: Нас большая семья, Для людей мы друзья. И вам без нас прожить нельзя! Витамин, витамин! Нам здоровье открыл, 36
Скорее подружитесь с ним! Неспроста нас нарекли “Алфавит здоровья” Мы поможем вам расти И учиться в школе. - Ребята, назовите продукты, в которых есть витамины А,В,С,Д,Е. (Дети, глядя на слайды называют по очереди продукты). Физкультминутка – гимнастика для глаз. 3. Беседа “Из чего состоит наша пища”. Для нормальной деятельности организму требуются и другие питательные вещества. Для роста организму в первую очередь требуются белки. Белки – строительный материал организма. Они составляют почти пятую часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Содержатся белки и в растениях. Особенно много их в фасоли, бобах, сое, гречневой крупе, орехах.В большинстве продуктов кроме белков есть жиры. Жиры – основной источник энергии, то есть она дают силу нашему организму. Жиров, конечно, много в масле. Сливочное и растительное масла почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе, и в рыбе. Без него человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом. Кроме того, жиры помогут организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Все дети очень любят сладости. В них тоже есть и белки, и жиры, но больше всего в них углеводов. Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Углеводы придают любимым лакомствам сладкий вкус. Их 37
много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе. 4. Правильное питание – что это? Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие вещества необходимы организму, посмотрели, какие продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать определенные правила. 1. Перед едой мой руки с мылом. 2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин). 3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом. 4. Во время еды не разговаривай и не читай. 5. Ешь в меру, не переедай. 6. Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи. Не ешь много сладостей. 7. Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое. 5. Беседа о бесполезных продуктах питания. Наряду с полезными продуктами, есть много еды бесполезной и даже вредной для нашего организма. Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в магазине. Вот, например, всеми вами любимые газировка, кириешки, чипсы, сухарики. Все эти продукты содержат различные химические соединения, которые разрушают наш организм. В газированной воде много газов. Если встряхнуть бутылку, то пузырьки цепляются за стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются также и делают ему больно. Возникает отрыжка. Если это будет происходить 38
часто, то желудок будет болеть. А еще добавляют туда разные подсластители. Часто у детей бывает аллергия на многие из этих добавок. А еще можно набрать лишний вес, если пить ее постоянно. Один из компонентов пепси или колы – кофеин. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят. Вред чипсов и сухариков заключается в том, что они обжариваются в большом количестве масла. Если их много будете есть, то можете набрать лишний вес. А еще туда добавляют разные специи. Они сильно раздражают желудок. Много специй в супах быстрого приготовления. Поэтому, если хотите быть здоровым, не ешьте ролтон. К вредным продуктам можно отнести любимые многими гамбургеры и хот – доги. Эта пища содержит много жиров, которые плохо усваиваются организмом, кроме того, эти продукты чаше всего употребляется в сухомятку, что очень вредно для здоровья. Вредными для человеческого организма являются и жевательные резинки. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не на целый день и не на голодный желудок. Чем больше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней соберется. Кроме того, она мешает думать и учиться: из – за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать. Все дети, да и многие взрослые любят сладости. Мы говорили, что это источник углеводов. Но в большом количестве есть сладкое очень вредно. Например, если 39
будете есть много конфет, то у вас будут портиться зубы. Поэтому, если хотите сохранить здоровье, ешьте поменьше сладкого, чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки. Лучше ешьте фрукты, овощи, пейте соки и молоко. Даже если вы терпеть не можете молоко, то уж, наверняка не откажетесь от сладкого творожка или мороженого. Все это вкусно и полезно для вашего здоровья. IV. Обобщение и закрепление. 1. Фольклорная страничка - “Восстановите пословицы Худ обед, и обед и ужин. Каковы еда да питье, то глух и нем. Всякому нужен коли хлеба нет. Когда я ем, таково и житье. 2. Разгадайте кроссворды “Вкусный кроссворд”. 1. Свежее, душистое в саду на ветке растет. (Яблоко) 2. Желтый фрукт, растет на пальме, любимое лакомство обезьян. Банан) 3. Ароматный южный фрукт со съедобной косточкой, из него получают очень вкусные сухофрукты. (Абрикос) 4. Красненькая, сладкая, растет на маленьких кустиках в садах. (Клубника) 5. Она растет на кустах, бывает черная и красная. (Смородина) “Витаминный кроссворд”. 40
1. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка) 2. Грозди спелые висят, срочно просят их сорвать. (Виноград) 3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява, Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста) 4. Знают все ее вокруг, в винегрет ее кладут. (Свекла) 5. Сидит дед, в сто шуб одет, Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук) V. Итог конкурса рисунков “Витаминная кладовая”. Победители конкурса рисунков “Витаминная кладовая” награждаются памятными призами. VI. Итоги занятия. - Понравилось ли сегодняшнее занятие? - Что понравилось? - Что нового узнали на занятии? - О каких продуктах говорили? - Какие продукты полезно есть? - Спасибо за работу! До новых встреч! Будьте здоровы! Подвижные игры разных народов 41

Живые мишени
(русская игра) Соревнуются две команды по 6 -8 человек.Играющие строятся в две шеренги лицом друг к другу. Дистанция – 10м, интервал – 3м.Каждый участник игры отмечает своё место кругом радиусом 0,5м. По сигналу: «Первый, начинай!» - первый игрок команды 1 делает снежок и бросает его в игрока, стоящего напротив, он не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может увернуться. Затем подаётся новая команда: «Первый, отвечай!» Первый игрок команды 2 бросает ответный снежок.Когда все игроки бросят по одному разу, судья подсчитывает число попаданий (по одному очку). После трёх туров подсчитывается общее число очков, набранное каждой командой.
Потяг
(белорусская игра) Участвуют в игре две команды, равные по числу и силе игроков.Перед началом игры на площадке проводят черту - это граница. Сцепившись друг с другом согнутыми в локтях рукам, команды образуют цепочки. Во главе каждой цепочки становится наиболее сильный в команде- «заводной» Подведя свои команды к границе, «заводные» берут друг друга под руки, и каждая команда старается перетянуть противников на свою сторону. Побеждает та команда, которая сумеет перетянуть через черту границы не меньше трех игроков из команды противника.
Джузи –топи
(армянская игра) Джузи- топи (мяч в кругу)-подвижная игра с мячом. Играют две команды по 6-8 ч. Перед началом игры на площадке вычерчивают 2 круга -один внутренний диаметром 8-10 м,второй внешний – большего диаметра. Линию внешнего круга нужно отметить флажками. Одна команда становится во внутренний круг, 42
другая по краям внешнего круга. Играющие второго круга «стрелки». Они вооружены небольшими мячами (на двух играющих – один мяч).Перебрасывая друг другу мячи, «стрелки»стараются попасть ими в тех, кто находится во внутреннем кругу. Если мяч поймает игрок команды, находящейся в кругу, он может осалить мячом «стрелка».Игрок любой команды, которого осалили, выбывает из игры .Игра ведется 10 мин. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков
Лапта
(русская игра) Для игры нужны большая площадка, мяч и лапта ( битка ). Границы площадки отмечены линиями. За одной линией находится «город», за другой « дом» , между ними - «поле». Игроки делятся на 2 команды : одна - « в поле», другая - за линией « города». Один из игроков команды « города» бьет по мячу лаптой, бежит к « дому» и бегом возвращается обратно. Водящие игроки « поля» стараются поймать мяч и осалить им бегущего. Если игрок « города» видит,что не сможет добежать до « дома» и вернуться в «город», он может остаться на месте и бежать со следующим игроком своей команды. Очко засчитывается только за полную перебежку. Штрафное очко зачисляется, если мяч пойман одним из водящих на лету. Игра продолжается 2 периода по 20 минут, по окончании периода команды меняются местами.
Ордо
(киргизская игра) Это игра – разновидность игры бабки. На ровной площадке рисуют круг, в центре его ставят бабку. Вокруг расставляют бабки поменьше, по 5 штук от 43
игрока. Участники игры по очереди метают свои биты в бабки. Если игрок не промахнулся, он забирает сбитые бабки и может повторить ударА тот игрок, чьи бабки сбиты, выставляет новое пополнение. В ордо можно играть командами. Тогда право метать биту получает по очереди игрок той или иной команды Выигрывает тот, кто за время игры наберет больше бабок.
Чокит – хтома
(грузинская игра) В старину с помощью шеста жители горных селений преодолевали встречающиеся на их пути преграды. Сейчас чокит- хтома преодоление препятствий с помощью шеста -один из популярных видов состязаний в Грузии. Для игры нужен шест длиной 2 метра.Перед началом игры участники игры выстраиваются на стартовой линии ( 2 метра друг от друга). По сигналу они делают 2 шага для разбега, затем отталкиваются шестом и прыгают вперёд. Играющие должны сделать подряд условленное число прыжков без разбега. Выигрывает тот, кто после всех прыжков оказался впереди остальных. Можно проводить игру поочерёдно. Тогда результат каждого участника отмечается флажком.
Томбама
(эстонская игра) Для этой игры нужны прочные палки длиной не более метра. Участники игры делятся на две команды. Команды садятся так, чтобы игроки, сидящие друг против друга, были равными по силе. Держась за палку и упираясь ступнями, каждый играющий начинает тянуть соперника на себя, пытаясьоторвать его от земли. Выигрывает та команда, которая перетянет больше соперников.
Аксак – таук
(туркменская игра) Туркмены издавна известны как хорошие наездники-джигиты. Туркменские ребята любят игры, в которых нужно подражать ловким джигитам. В этой игре 44
побеждает тот, кто умеет ловко и быстро прыгать на одной ноге. Участники игры разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий - стоящий в центре – закидывает левую ногу насцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой
Грезденс
(латвийская игра) Играющие становятся в круг и держат в руках верёвочку или ленту длиной 3 метра, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко (отсюда и название игры «грезденс» - «кольцо»). В центре круга – водящий. Задачаводящего – найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу под ладонями. Если играющий угадает, в чьей ладони кольцо, он меняется местами с этим играющим. Игра «гренденс» обычно сопровождается какой-либо народной хороводной песней.
Шкандыбки
( украинская игра) Играющие становятся в ряд, берут в руки палки длиной 60- 80 сантиметров, диаметром 3- 4 сантиметра, потом бросают палки так, чтобы они, как говорят на Украине, зашкандыбали - заковыляли. Чья палка окажется позади - тот и водящий. Он выходит в поле «пастись»: Проводит на земле черту, которая называется «плаз», потом кладет на плаз палку. Остальные играющие, «шкандыбая» своими палками, пытаются попасть в нее. Кто не попал или тот, чья палка оказалась дальше от плаза, становится водящим, а прежний «пастух» (водящий) занимает его место, и игра продолжается.
Тетервино мушмас
(Литовская игра) В переводе на русский « тетервино мушмас» означает « охота на тетерева». Пред началом игры договариваются (или решают жребием ), кто будет 45
тетеревом.Остальные играющие - охотники. Тетерев надевает на голову яркую шапочку, сделанную из бумаги или материи. Задача охотников – снять с тетерева шапочку. Но делать это нужно ловко и осторожно, чтобы тетерев не успел осалить охотника. Если шапочка в руках охотника, но тетерев успел его осалить, охотник выбывает из игры, а шапочку возвращает тетереву.Тот ловкий охотник, который сумеет снять шапочку с тетерева и не будет осален, надевает шапочку и становится тетеревом, а проигравший шапочку тетерев становится охотником. Выигрывает тот, кто дольше других был тетеревом.Ауэ –
Таяк
(казахская игра ) Слово « таяк» в переводе на русский означает « палка».Перед началом игры на земле чертится линия боя. Для игры нужны две палки – биты как для игры в городки. Соревнуются две команды по 5 – 10 человек. На линию боя выходят двое играющих - по одному от каждой команды. По жребию они распределяют свои роли: один бросает палку вверх, а другой должен бросить свою палку так, чтобы она на лету подбила палку « противника». Меткое попадание приносит очко его команде. Если играющий промахнулся, очко для своей команды выигрывает соперник. А промахнувшийся подбирает на поле палки и снова кладет их на линию боя. В поединок вступает следующая пара – представители обеих команд. Побеждает команда, набравшаябольше очков.
Физминутки
№1 Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели, Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.) Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.) Подаёт учитель знак. Это значит, что пора Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.) №2 46
Вот лягушка поскакала. Здесь воды ей, видно, мало. И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.) Ну а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.) Походили, порезвились, и на травку опустились! (Дети садятся за парты.) № 3 А теперь мы приседаем и колени разминаем. Ноги до конца сгибать! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) Мы размяться были рады, но пора опять за парты. (Дети садятся за парт №4 Лесоруб рубил дрова: Раз-два, раз-два. Прямо постоял немножко, Поскакал на правой ножке. И на левой поскакал. Снова прямо постоял. И опять рубить дрова: Раз-два, раз-два!дети выполняют упражнение “топор” 4-6 раз встали прямо прыжки на правой ноге (4-5раз) прыжки на левой ноге (4-5раз) встали прямо дети выполняют упражнение “топор” 4-6 раз №5 47
« Путешествие в лес.» Только в лес мы вошли (маршируют) Появились комары. (лёгкое похлопывание по телу) Дальше по лесу шагаем (маршируют) И медведя мы встречаем. (раскачивают из стороны в сторону) Снова дальше мы идём (маршируют) Перед нами водоём (руки в стороны) Прыгать мы уже умеем (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево) Раз – два, раз – два! (прыжки) Позади теперь вода! (маршируют) №6 Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать. Приседать и вставать(4 раза) Прыгать и скакать (7 прыжков) №7» Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал. ( имитировать движения по ходу стиха №8 Паровозик: «Чук-чук-чук». 48
Повезёт нас всех на юг. Там мы будем отдыхать, Плавать, бегать, загорать. Отдохнули мы с тобой, А теперь пора домой. Паровозик: «Чук-чук-чук» Возвращаемся, мой друг. №9 Раз, два – наклонилися слегка. 3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки. 5, 6 – на лесенку надо влезть. 7, 8 – пробежаться вас попросим. 9, 10 – вот и всё. Скоро встретимся ещё. №10 Весна пришла! Встаём, друзья! Нас ждёт-торопит улица. Шагаем дружно: ты и я 49
И не будем хмуриться. Вот птицы с юга к нам летят. Букашки пробудились. Деревья листьями шумят. Все звери оживились. Танцует лес, танцует луг И мы с тобою кружимся. Как хорошо весной вокруг! С природой мы подружимся. №11 Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Чтоб на месте не споткнуться. 50
Так весь день. Назад - вперёд И совсем не устаёт. 51
Заключение Методическое пособие разработано для учителя начальных классов (работника дополнительного образования) для работы во внеурочной деятельности. В данном пособии мы рассмотрели «внеурочную деятельность» в начальной школе. Выделили виды внеурочной деятельности, также формы через которые реализуется внеурочная деятельность в начальной школе. В практической части представили часть внеурочных занятия по по Спортивно-оздоровительному направлениюХочется добавить, что Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. 52
Список литературы 1.Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов Степанов Е.Н 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. 5. 5 Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. 6. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. 8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010 53
54