"Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору"

Автор: Ёмкина Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Березка" ст.Пронино ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
Населённый пункт: ст.Пронино, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору"
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры. Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). В поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно- поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре. Особое внимание в своей работе я уделяю приобщению детей к фольклору, так как – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Знакомство с фольклором начинается с раннего возраста. Хочется отметить, что знакомство с устным народным творчеством вызывает у самых маленьких положительные эмоции. Уже в этом возрасте на примерах устного народного творчества малыши начинают понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В раннем возрасте у ребенка формируется мышление и воображение, развивается речь, появляются некоторые обобщенные представления о предметах и явлениях, поэтому я обратила внимание на устное народное творчество, при помощи которого происходит ознакомление с окружающим миром.
Песенки, потешки, поговорки, пестушки использую во время одевания на прогулку: Одеваем ревушку, Шапку на головушку валенки на ножки, А теперь калошки Ты постой, не реви, А шубейку натени! Рукавички - невелички Прилетели словно птички, на правую ручку скок - На левую ручку скок Мы гулять пойдем, Мы собачку найдем! Во время еды: Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко! Во время гигиенических процедур: От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы!
Катя умывается, Солнцу улыбается! С детьми дошкольного возраста происходит знакомство с фольклором на занятиях, в свободной деятельности, во время праздников и развлечений. В работе с детьми 4-7 лет использую такие виды фольклора: - заклички, во время прогулок обращаемся к явлениям природы: солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям; - приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным; - считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. - скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; - дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения; - прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Основной вид детской деятельности – игра. В игре тоже использую детский фольклор. В игре дети обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, роса гладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки: Первенчики, червенчики, Летели голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчок! Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей. Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи, инициатива, организаторские способности, находчивость.