"Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору"
Автор: Ёмкина Юлия Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Березка" ст.Пронино ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар
Населённый пункт: ст.Пронино, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору"
«Опыт работы по приобщению дошкольников к фольклору»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново
открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Особую значимость приобретает понимание народной культуры как
жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор,
ведущим признаком организации которого является единство поэтики,
музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). В
поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены
импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность
(М.Ю. Новицкая). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он
ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К
сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий
жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-
поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.
Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к
народной культуре.
Особое внимание в своей работе я уделяю приобщению детей к фольклору,
так как – это народное творчество, душа русского искусства, музыки.
Знакомство с фольклором начинается с раннего возраста. Хочется отметить,
что знакомство с устным народным творчеством вызывает у самых
маленьких положительные эмоции. Уже в этом возрасте на примерах устного
народного творчества малыши начинают понимать, что такое хорошо и что
такое плохо.
В раннем возрасте у ребенка формируется мышление и воображение,
развивается речь, появляются некоторые обобщенные представления о
предметах и явлениях, поэтому я обратила внимание на устное народное
творчество, при помощи которого происходит ознакомление с окружающим
миром.
Песенки, потешки, поговорки, пестушки использую во время одевания на
прогулку:
Одеваем ревушку,
Шапку на головушку
валенки на ножки,
А теперь калошки
Ты постой, не реви,
А шубейку натени!
Рукавички - невелички
Прилетели словно птички,
на правую ручку скок -
На левую ручку скок
Мы гулять пойдем,
Мы собачку найдем!
Во время еды:
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
Во время гигиенических процедур:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
С детьми дошкольного возраста происходит знакомство с фольклором на
занятиях, в свободной деятельности, во время праздников и развлечений.
В работе с детьми 4-7 лет использую такие виды фольклора:
- заклички, во время прогулок обращаемся к явлениям природы:
солнцу,
ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям;
- приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным;
- считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого
распределения ролей в играх.
- скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и
чистой речи;
- дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то
смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения;
- прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Основной вид детской деятельности – игра. В игре тоже использую детский
фольклор. В игре дети обретают хороший настрой, бодрость, радость от
общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем
радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному
развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе
которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные
игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость,
сообразительность:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются,
показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют
развивать речь детей.
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в
установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для
обучения детей чистой и выразительной речи,
инициатива, организаторские
способности, находчивость.