"Исследовательский проект как один из способов реализации выбора обучающихся в профильном обучении"
Автор: Исаева Наталия Романовна Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательский проект как один из способов реализации выбора обучающихся в профильном обучении"
Учитель физики Исаева Н.Р.
Исследовательский проект как один из способов реализации
выбора обучающихся в профильном обучении.
В 9-11 классе учащиеся решают для себя важные задачи: кем быть и
каким быть? К этому времени уже сложились интересы, предпочтения,
склонности, а также проявились способности ученика. Это судьбоносный
период в их жизни. Цена ошибки выбора на этом этапе самоопределения так
велика, что может привести к неудовлетворенности человека своей
собственной жизнью. Поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса в
школе важно создать условия для деятельности учащихся, которая составит
базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей
профессии. Эта деятельность должна быть личностнообразующей и
профессионально ориентированной, т.е. давать возможность ученику
избирать варианты обучения. Ученик не только выбирает профильные
предметы, уровень освоения учебного предмета, но и должен иметь
возможность для обучения в своем темпе. Для решения этой проблемы перед
учителем- предметником поставлены следующие задачи:
1. создать условия для включения учащихся в самостоятельную учебно-
познавательную, творческую деятельность;
2. создать условия для совместной рефлексии по осознанию результатов
учебной деятельности;
3. создать ситуацию успеха в обучении старшекласснику с существенно -
различными учебными способностями и возможностями.
Одним из вариантов решения этой проблемы педагогами - практиками
признано внедрение в учебный процесс «метода проектов» или технологии
проектной деятельности.
Использование технологии проектной деятельности на уроках физики и
во внеурочное время позволяет учащимся формировать объективную систему
представлений о своих знаниях, умениях, возможностях и умение их
реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель
своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные
задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные
средства достижения цели, определять последовательность действий.
Необходимым этапом в работе над проектом является объективная
оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.
1
Существенным в этом процессе является умение корректировать свои
действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы
результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью
обязательно проведение рефлексии каждого этапа деятельности.
В практике преподавания выделяются стадии проектной деятельности:
1. подготовка проектного задания;
2. разработка проекта;
3. оформление результатов;
4. презентация проекта;
5. рефлексия.
В основе технологии проектной деятельности лежит деятельностный
подход, то есть проектирование сопровождается деятельностью: поисковая
деятельность, планирование, исследование, творчество, информационная
деятельность, социально-значимая деятельность, моделирование.
Особое место среди проектов занимают исследовательские проекты –
это проекты, структура которых приближена к научному исследованию. По
Е.В. Бережновой, В.В. Краевскому исследовательский проект состоит из трех
частей и приложения.
Первая часть – введение, которое содержит ответы на следующие
вопросы.
- что нужно изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема)
- как назвать исследование? (Тема)
- почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
(Актуальность)
- что рассматривается? (Объект исследования)
- как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства,
функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)
- какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
(Цель)
- что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи)
- что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего
не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения)
Вторая часть – основная, она отражает содержание нескольких пунктов
плана работы, включает историю и теорию исследуемого вопроса, обзор
литературы и изложение собственной позиции. В ней обозначены методы и
описание организации проведенного исследования, полученных результатов.
Результаты оформляют в виде таблиц, графиков с указанием погрешностей
измерений и вычислений. Таблицы с вычислениями, графики схемы
помещают в приложении.
2
Третья часть – заключение, содержит итоги работы и выводы, которые
сделал автор. В ней отмечается важность и практическая значимость
внедрения результатов работы в практику, намечается возможность
дальнейшего исследования. Даны ответы на следующие вопросы:
- с какой целью проведено исследование?
- что сделано?
- к каким выводам пришел автор?
В качестве примера такого проекта учащимся, выбравшим изучение
физики на профильном уровне В или С, предлагаются при изучении раздела
«Молекулярная физика. Термодинамика» следующие темы:
Исследование особенностей явления диффузии в веществах при
фазовых переходах;
Изучение мыльного пузыря как объекта физического исследования.
При изучении раздела «Колебания и волны» предлагаю темы:
Влияние звука на живые организмы;
Изучение особенностей физической системы «Солевой осциллятор».
При изучении раздела «Оптика» - тема:
Изучение природы цвета, и другие.
Приложение1.
Распределение обучающихся по проектам учебно-исследовательских
работ по физике на 2015-2016 учебный год. Учитель: Исаева Н.Р.
№
п/п
Тема работы
Ф.И. обучающегося
Класс
1
Изучение диффузионных
процессов. Их роль в
производственной сфере
Пермского края.
Ученик 1
10
2
Развитие парусного спорта в
Прикамье с точки зрения
физики.
Ученик 2
10
3
Структура уральского снега.
Изучение физических свойств
снега, применения.
Ученик 3
10
4
Уникальные свойства воды. Их
влияние и использование на
развитие территории Пермского
края.
Ученик 4
10
5
Конструкции арочной формы в
условиях индустриального
мегаполиса (природа и техника)
Ученик 5
10
3
6
Пористые материалы: видовое
многообразие, их свойства и
сферы использования в
Пермском крае.
Ученик 6
10
7
Природа цвета.
Ученик 7
10
4