"Исследовательский проект как один из способов реализации выбора обучающихся в профильном обучении"

Автор: Исаева Наталия Романовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательский проект как один из способов реализации выбора обучающихся в профильном обучении"
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель физики Исаева Н.Р.
Исследовательский проект как один из способов реализации

выбора обучающихся в профильном обучении.
В 9-11 классе учащиеся решают для себя важные задачи: кем быть и каким быть? К этому времени уже сложились интересы, предпочтения, склонности, а также проявились способности ученика. Это судьбоносный период в их жизни. Цена ошибки выбора на этом этапе самоопределения так велика, что может привести к неудовлетворенности человека своей собственной жизнью. Поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса в школе важно создать условия для деятельности учащихся, которая составит базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Эта деятельность должна быть личностнообразующей и профессионально ориентированной, т.е. давать возможность ученику избирать варианты обучения. Ученик не только выбирает профильные предметы, уровень освоения учебного предмета, но и должен иметь возможность для обучения в своем темпе. Для решения этой проблемы перед учителем- предметником поставлены следующие задачи: 1. создать условия для включения учащихся в самостоятельную учебно- познавательную, творческую деятельность; 2. создать условия для совместной рефлексии по осознанию результатов учебной деятельности; 3. создать ситуацию успеха в обучении старшекласснику с существенно - различными учебными способностями и возможностями. Одним из вариантов решения этой проблемы педагогами - практиками признано внедрение в учебный процесс «метода проектов» или технологии проектной деятельности. Использование технологии проектной деятельности на уроках физики и во внеурочное время позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, умениях, возможностях и умение их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. 1
Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа деятельности. В практике преподавания выделяются стадии проектной деятельности: 1. подготовка проектного задания; 2. разработка проекта; 3. оформление результатов; 4. презентация проекта; 5. рефлексия. В основе технологии проектной деятельности лежит деятельностный подход, то есть проектирование сопровождается деятельностью: поисковая деятельность, планирование, исследование, творчество, информационная деятельность, социально-значимая деятельность, моделирование. Особое место среди проектов занимают исследовательские проекты – это проекты, структура которых приближена к научному исследованию. По Е.В. Бережновой, В.В. Краевскому исследовательский проект состоит из трех частей и приложения. Первая часть – введение, которое содержит ответы на следующие вопросы. - что нужно изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема) - как назвать исследование? (Тема) - почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность) - что рассматривается? (Объект исследования) - как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования) - какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель) - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи) - что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения) Вторая часть – основная, она отражает содержание нескольких пунктов плана работы, включает историю и теорию исследуемого вопроса, обзор литературы и изложение собственной позиции. В ней обозначены методы и описание организации проведенного исследования, полученных результатов. Результаты оформляют в виде таблиц, графиков с указанием погрешностей измерений и вычислений. Таблицы с вычислениями, графики схемы помещают в приложении. 2
Третья часть – заключение, содержит итоги работы и выводы, которые сделал автор. В ней отмечается важность и практическая значимость внедрения результатов работы в практику, намечается возможность дальнейшего исследования. Даны ответы на следующие вопросы: - с какой целью проведено исследование? - что сделано? - к каким выводам пришел автор? В качестве примера такого проекта учащимся, выбравшим изучение физики на профильном уровне В или С, предлагаются при изучении раздела «Молекулярная физика. Термодинамика» следующие темы:  Исследование особенностей явления диффузии в веществах при фазовых переходах;  Изучение мыльного пузыря как объекта физического исследования. При изучении раздела «Колебания и волны» предлагаю темы:  Влияние звука на живые организмы;  Изучение особенностей физической системы «Солевой осциллятор». При изучении раздела «Оптика» - тема:  Изучение природы цвета, и другие. Приложение1. Распределение обучающихся по проектам учебно-исследовательских работ по физике на 2015-2016 учебный год. Учитель: Исаева Н.Р. № п/п Тема работы Ф.И. обучающегося Класс 1 Изучение диффузионных процессов. Их роль в производственной сфере Пермского края. Ученик 1 10 2 Развитие парусного спорта в Прикамье с точки зрения физики. Ученик 2 10 3 Структура уральского снега. Изучение физических свойств снега, применения. Ученик 3 10 4 Уникальные свойства воды. Их влияние и использование на развитие территории Пермского края. Ученик 4 10 5 Конструкции арочной формы в условиях индустриального мегаполиса (природа и техника) Ученик 5 10 3
6 Пористые материалы: видовое многообразие, их свойства и сферы использования в Пермском крае. Ученик 6 10 7 Природа цвета. Ученик 7 10 4