"Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей"

Автор: Кравченко Надежда Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог Аксайского района Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей"
Дата публикации: 30.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социально – педагогическое сопровождение

замещающих семей
. Кравченко Н.А., социальный педагог ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью и членами данной семьи. Цель сопровождения: помочь замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье, обеспечить стабильность проживания ребенка в семье и предотвратить возврат детей в государственные учреждения, или отказ ребенка проживать в данной семье. После подписания договора о сопровождении начинается совместная работа с семьей и ребенком, которую осуществляет вся служба Центра помощи детям. В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы: сбор информации о семье, выходы специалистов по месту жительства, профилактические беседы, социально- психологические диагностики, консультации, рекомендации и информирование по проблеме. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей направлено на обеспечение эффективного взаимодействия детей и замещающих родителей, способствует самоопределению, самоутверждению, саморазвитию. Данная работа ведется по двум направлениям: «взрослый» и «ребенок». При сопровождении семей учитываются следующие принципы: � Рекомендательный характер консультаций специалистов.  Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.  Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
 Конфидециальность (ни одна из проблем не должна быть вынесена на суд уличной общественности села) Алгоритм сопровождения замещающих семей. 1. Знакомство, выявление проблемы. Первичное анкетирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных, эмоционально - волевых, характерологических особенностей подопечных, анализ семейного воспитании. 2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи. Мероприятия, занятия, консультации. 3. Разработка рекомендаций, памяток для членов замещающей семьи по результатам проведённой диагностики и выявленным проблемам. Разработка письменных рекомендаций и памяток. 4. Выход социального педагога, психолога в замещающую семью, учебное заведение. Изучение возможностей социума (беседа с классным руководителем, учителями школы, воспитателями детского сада, близкими родственниками подопечного). Изучение созданных условий для развития подопечного. Согласование с замещающими родителями планов индивидуального сопровождения. 5. Составление аналитической справки по результатам посещения замещающей семьи. Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи: эмоциональное развитие подопечного, оценка семейных взаимоотношений. Рекомендации замещающим родителям. 6. Промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания. Проведение диагностики с подопечным. 7. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей. Собеседование, выдача рекомендаций, памяток. 8.Итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи. Посещение ребенка проводится ежемесячно, либо в семье, либо в образовательном учреждении, независимо от срока нахождения ребенка в семье. Часто бывает, что при проживании ребенка в семье могут возникать непредвиденные ситуации, которые требуют непосредственного вмешательства специалистов, то за месяц может набираться несколько посещений одной семьи.
Помощь специалистов нужна в различные периоды жизнедеятельности семьи. Проблемы, возникающие в замещающих семьях разнообразны: школьная неуспеваемость, снижение учебной мотивации, воровство, отклонение в поведение, общение со сверстниками, психологическая травма, вредные привычки, задержка речевого развития, профессиональное самоопределение и другие. Возникновение проблемы можно выяснить во время посещения школы, бесед с учителями и, конечно, во время посещения семьи. При разрешении проблемы выясняется причина и признаки возникшей проблемы при помощи диагностик, собеседования, диалога как с родителями, так и с ребёнком. Дается консультация замещающим родителям по способам выхода из возникшей ситуации, и, конечно,отследить результаты. В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, помещенного в замещающую семью. Здоровье: - физическое развитие ребенка; - нервно-психическое развитие; - заболеваемость хроническая; - заболеваемость острая. Образование: - школьная мотивация; - успеваемость; - дополнительное образование;- личностное развитие; - психические процессы; - самооценка; - эмоциональное развитие. Социальная адаптация: - навыки самообслуживания; - внешний вид и поведение в обществе; - межличностные отношения; - способность к общению (с взрослыми и сверстниками); - соблюдение прав и обязанностей в семье. Социальное окружение: - атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем социуме. На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи. Показателем результативности работы по сопровождению замещающих семей является то, что нет возврата детей в интернатные учреждения. Таким образом: социально педагогическое сопровождение является важным, необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,переданных на воспитание в замещающую семью.