"Биоразнообразие нашей планеты"

Автор: Носова Кристина Юрьевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГПОУ Мариинский политехнический Техникум"
Населённый пункт: г. Мариинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Биоразнообразие нашей планеты"
Дата публикации: 30.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ
Разработала: Носова К.Ю.
Тема: «Биоразнообразие нашей планеты»

Эпиграф:
«Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…» А. Платонов
Цели мероприятия:
- привлечь внимание студентов к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных, к разнообразию живого на нашей планете. - пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Задачи:
- опираясь на знания студентов, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека; - подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле; - развивать экологическое мышление; - способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.
Художественное оформление:
эмблема мероприятия, лозунги, плакаты, афоризмы, пословицы экологического и биологического содержания.
Музыкальное оформление:
песни о природе, мелодии для релаксации.
Методы и приемы:
- самостоятельная работа; - работа студентов в группах; - игровые моменты; - конкурсы. Участвуют две команды по 10-11 человек.
Ход мероприятия

Ведущий:
Казалось бы, какой сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.
29 декабря 1993 г.
вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде. С тех пор этот день считается
Международным днем биологического

разнообразия.

Основная цель конвенции
- сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях и устойчивое использование его
компонентов. Устойчивое – значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Сегодняшнее мероприятие мы посвятим вопросам экологии. Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций. Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру. Сегодняшнее мероприятие будет оценивать справедливое жюри.
Жюри:
выбрать жюри (2-3 человека) Начнем с конкурса
«Давайте познакомимся».
Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику мероприятия).
Конкурс 1 «Экологическая зарядка»
Командам предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ присваивается по 1 баллу.
Вопросы для 1 команды:
1. Дерево – символ России. (Береза) 2. Листья сосны. (Хвоя) 3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя) 4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса) 5. Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна) 6. Сосновый лес. (Бор) 7. Плод дуба. (Желудь) 8. Самое быстрое животное суши. (Гепард) 9. «Плач» березы весной. (Сокодвижение) 10. Защитный экран Земли. (Озоновый слой) 11. Токсичный туман. (Смог) 12. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг) 13. Экологически чистое топливо. (Водород) 14. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
Вопросы для 2 команды:
1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера) 2. Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания) 3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности) 4. Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора) 5. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники) 6. Кора березы. (Береста)
7. Дубовый лес. (Дубрава) 8. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок) 9. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец) 10.Что ест жаба зимой? (Ничего, спит) 11. Лежбище медведя. (Берлога) 12.Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия) 13.Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики) 14. Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
Конкурс 2 «Экологическая АБВГДейка»
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда – представителей фауны. Название представителей на букву алфавита.
Варианты ответов:

ФЛОРА ФАУНА

А
– акация аист
Б
– береза беркут
В
– василек варан
Г
– горицвет горилла
Д
– дуб дикообраз
Е
– ель енот
Ж
– жасмин жираф
З
– земляника зебра
И
– ива иволга
К
– клен кит
Л
– липа лось
М
– малина морж
Н
– незабудка носорог
О
– ольха ондатра
П
– полынь павлин
Р
– ромашка рысь
С
– сосна сыч
Т
– тополь тушканчик
У
– улотрикс удав
Ф
– фиалка фазан
Х
– хвощ хорек
Ц
– цикорий цапля
Ч
– чистотел чайка
Ш
– шиповник шакал
Щ
– щавель щука
Э –
элодея эму
Ю
– юка юрок
Я
– ягель ягуар

Конкурс 3 «Угадайка»
1. В конкурсе используется принцип подсказки и снижения очков. 2. Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки. 3. Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок). 4. Если ответ неверен, отнимается одно очко.
Тема: Животное

5.
10 голов этого животного могут съесть человека примерно за час
4.
На основе карточной игры «101» в России была создана подобная настольная игра, где оформление и название тесно связанно с загаданным животным
3.
В популярном советском мультфильме это животное случайно подложила себя же на день рождение друга
2.
По версии другого, западного, мультика, его дикий сородич очень дружит с сурикатом
1.
На протяжении многих десятилетий это животное желало малышам спокойной ночи
Ответ: Свинья

Тема: Рыба

5.
С этой рыбы рисовался чужой, т.к. она имеет две челюсти
4.
Это крупный засадный хищник, обитающий в коралловых рифах
3.
Её активность – это одна из основных причин запрета на купание в Красном море вечером и ночью
2.
Её часто путают с угрём из-за характерной формы тела
1.
Её название немного мурлыкает
Ответ: Мурена

Тема: Животное

5.
Несмотря на свой размер, строение её иммунной системы очень близко к человеческой
4.
По мнению учёных, в случае атомной войны выживут только они и тараканы
3.
Это животное было переносчиком чёрной смерти
2.
Вопреки расхожему мнению, сыру они предпочитают сладости
1.
Это любимое животное старухи Шапокляк
Ответ: Крыса

Тема: Растение

5.
Это одно из самых древних культурных растений, в Древнем Египте и Греции считалась пищей рабов
4.
Её кормовые сорта называются турнепсом
3.
До Петра I она была вместо картошки
2.
Культурное растение семейства крестоцветные, обычно имеет желтоватый оттенок корнеплода
1.
Что бы её достать, пришлось хорошо поработать всей семьёй, включая домашних животных
Ответ: Репа


Тема: Растение

5.
От плодов этого дерева в тропиках погибает больше человек, чем от акул
4.
На пасху христиане собирают ветки вербы, поскольку это растение не растёт в большинстве христианских стран
3.
Вопреки общественному мнению, на ней не растут ананасы
2.
В мультфильме Futurama её наряжают на новый год вместо ёлки
1.
Если верить рекламе, плоды этого дерева являются основной частью «райского наслаждения»
Ответ: Пальма

Тема: Животное

5.
У этого млекопитающего чёрная кожа
4.
Что бы быть максимально незаметным, на охоте он прячет свой нос
3.
В честь него названо целых 2 созвездия
2.
Самый крупный сухопутный хищник Арктики
1.
Один из ярких представителей вида имел имя Умка
Ответ: Белый медведь

Конкурс 4 «Скороговорочный»
Команде присуждается 1 или 2 балла за лучшее произношение скороговорки
1 команда:
Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
2 команда:
Три свиристеле еле-еле свистели у ели.
1 команда
:На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.
2 команда:
Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь! »
Конкурс 5 «Что? Где? Когда?
Задачи команды быстрее дать ответ. Чья команда быстрее даст ответ, за каждый правильный ответ 1 балл.
Что?

1-
О каком дереве идет речь? Стоит дерево, цветом зелено, В этом дереве четыре угодья: Первое – мир освещать, Другое – крик утешать, Третье – больных исцелять, А четвертое – чистоту соблюдать. - Объясните, что означают эти угодья. (Береза – из нее делают лучины – для освещения, деготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).
2-
О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении 1. Преданье есть, оно неново,
Что в ночь Иванову, раз в год, Он может цвесть. Кто знает слово Лишь тот цветок его найдет? - Может ли цвести папоротник? Почему? (Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).
Где?
1. Где живут колибри? (В Южной Америке) 2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Когда?
1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова, т. к. птицы - теплокровные животные) 2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)
Конкурс 6 «Путаница»
Необходимо переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой. Пингвины – жители пустыни, Ужата очень любят дыни, Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают по трясине, Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине, Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха, Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада… Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины – плавают на льдине, Ужата ползают в трясине, Шоферы знают толк в машине, Ребята очень любят дыни, Верблюды - жители пустыни, Медведи знают толк в малине, Неспешно ходит черепаха, Могучий лев не знает страха, Колючий еж в траве таится, За ним охотится лисица.
Конкурс 7 «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
Отгадать ребусы. По 1 баллу за правильный ребус.
Ответ:
Подснежник
Ответ:
Моллюск
Ответ:
Кукуруза

Ответ:
Помидор
Ответ:
Лишайник
Ответ:
Фотосинтез

Ответ:
Соцветие

Конкурс 8 «Биологические шарады»
Каждой команде по очереди загадываются шарады. Необходимо угадать шарады за каждый правильный ответ 1 балл. 1. С «Г» - принадлежность для болтов, С «М» - не имеет рукавов, С «Л» - гонит лаем лис, волков, С «Ч» - быстрокрылый рыболов. (Гайка, майка, лайка, чайка) 2. С «Р» - название цветка, С «К» - создатель молока, С «Л» - с Виноградовых кустов, С «П» - обойдемся мы без слов. (Роза, коза, лоза, поза) 3. На кухне отыщите вещество И зверя сделайте вы из него. Местами поменяйте Буквы так, Чтоб с мест не сдвинуть «О» И мягкий знак. (Соль – лось) 4. Соснами первый от ветра шумит, Хвои смолистой в нем запах стоит. Вертится быстро от тока второй, Сверлит дантист им вам зубик больной. (Бор) 5. Шараду запиши, друг, так: Две ноты, «Н» и мягкий знак. Все – куст, его ты без труда Найдешь по запаху в садах. (Си + Ре + Н + Ь = сирень) 6. Под листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если «К» сочтете лишним,
Смысл получите иной. Стану белым и пушистым, Волокнистым, шелковистым, Полотенце, простыня Могут выйти из меня. (Клен – лен)
Конкурс 9 «Решаем экологические проблемы»
По 1 баллу за каждую правильно решенную задачу.
Задача 1.
Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы: 1) Использование ядохимикатов. 2) Приобретение белянкового наездника. 3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты. Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте. Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2.
Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение. Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
Задача 3.
Из предложенных растений выберите культурные: Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница, череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина.
Задача 4.
Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые: Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка.
Конкурс 10 «Цепи питания»
Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы. Можно у доски.
1 команда:
лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж. Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж. Еж, дождевой червь, филин, медведка, опавшая листва. Ответ: Опавшая листва – дождевой червь – медведка – еж - филин;

2 команда:
пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб. Ответ: хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед. Простейшие, опавшая листва, рыбы, бактерии, камышовый кот, нутрии. Ответ: Опавшая листва – бактерии – простейшие – рыбы – нутрии – камышовый кот;
Конкурс 11 «Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки. По 1 баллу за каждый правильный ответ. 1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян) 2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине) 3. Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар) 4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 5. «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк) 6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки . (В сокола) 7. Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года) 8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей) 9. Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост) 10.Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря) 11. Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу) 12. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица) 13. На чем совершал путешествие за медом Винни-пух ? (На воздушном шаре) 14. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)
Конкурс 12 «Биологическое сложение»
Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму. У доски. По 1 баллу за каждый правильный ответ. 1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых. (Ива + си = иваси) 2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник = австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру) 3. Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна = зубатый кит. (Каша + лот = кашалот) 4. Мгновение + переносная рация = путешествия животных. (Миг + рация = миграция)
5. Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа. (Ока + Пи = окапи) 6. Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)
Конкурс 13 «Умный наборщик»
Составить как можно больше слов из предложенного слова. За каждое слово присуждается 1 балл.
АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ

Ведущий:
На этой оптимистической ноте мы завершаем наше мароприятие и ждем результаты дружеской встречи. Слово жюри… Подведение итогов игры, награждение победителей. И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки: Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же – живая! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте – ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Бланк итогов мероприятия
Группа________________ Дата проведения_____________________


п/п

Название конкурса

Команды (Название)

№ 1

№ 2

№ 3

1
Экологическая зарядка
2
Экологическая АБВГДейка
3
Угадайка
4
Скороговорочный
5
Что? Где? Когда?
6
Путаница
7
Капитан, капитан улыбнитесь
8
Биологические шарады
9
Решаем экологические проблемы
10
Цепи питания
11
Литературная гостиная
12
Биологическое сложение
13
Умный наборщик ИТОГО:

Приложение к бланку

1 команда

2 команда

1. Экологическая зарядка

2. Экологическая АБВГДейка

3. Угадайка

4. Скороговорочный

5. Что? Где? Когда?

6. Путаница

7. Капитан, капитан улыбнитесь

8. Биологические шарады

9. Решаем экологические проблемы

10. Цепи питания

11. Литературная гостиная

12. Биологическое сложение

13. Умный наборщик