"Автоматизация звука [р] в словах"

Автор: Машкова Наталья Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Калининский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский район, п.Калининский
Наименование материала: Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: "Автоматизация звука [р] в словах"
Дата публикации: 30.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития воспитанников «Солнышко»
Конспект подгруппового логопедического

занятия в условиях логопункта для детей с

ОНР на тему:

«Автоматизация звука [р] в словах »



Машкова Н. П.

Учитель - логопед

п. Калининский

25.04.16




Цель:
автоматизация звука [р] в словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
 закреплять произношение звука [Р] в начале слова, в середине слова;  совершенствовать грамматический строй речи, навыки звукобуквенного анализа;  упражнять в определении наличия и места звука [Р] в словах,  формировать умение подбирать слова-антонимы
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать зрительный гнозис,  развивать слуховое восприятие и внимание; артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением
Коррекционно-воспитательные задачи:
 формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.  совершенствовать самоконтроль за произношением автоматизируемых звуков.
Методы и приемы:


наглядный (пособия, картинки); словесный (совместная речевая деятельность); игровой (динамические паузы); практический (выполнение заданий, упражнений).
Оборудование:
дидактическая игрушка Чита, картинка со спутанными предметами, картинки-ананасы с разными позициями звука, картинки бусы со слогами, мяч, задание к игре «Озорные буквы».
Предварительная работа:
автоматизация звука [р] в изолированном варианте, в прямых слогах, в начале слова, в середине.


Ход занятия:
Организационный момент.
Объявление темы занятия.
Логопед: «
Здравствуйте, ребята! Давайте построим с вами «кольцо дружбы». Встаём ровно, настраиваемся на работу! Потрите ладошки. Почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик: покатаем его. А теперь поделитесь этим теплом друг с другом: возьмитесь за руки. У нас получилось «кольцо дружбы». Значит, какими вы будете на занятии?
Дети.
Мы будем дружными.
Логопед.
Молодцы, ребята! А посмотрите, кто это к нам пришёл?
Дети.
Мартышка.
Логопед.
Да, к нам пришла Чита Мартышкина . За этот год мы с вами многому научились и сегодня покажем нашим гостям и Чите, как мы умеем давать характеристику звуку [Р], произносить и находить звук в словах, и многое другое. А как вы должны себя вести?
Дети
. Говорить всегда красиво, Проговаривать обязательно Чётко и неторопливо, Всё, что учили на занятиях.
Логопед.
А теперь, давайте поделимся знаниями с Читой.
-
Первый сядет на стульчик тот, кто скажет, какие бывают звуки? (Согласные и гласные, согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими). -Какие звуки называются согласными? Какие звуки называются гласными? II.
Развитие фонематического восприятия.

Логопед.
Послушайте стихотворение и определите для Читы, какой звук слышится в начале некоторых слов.
РЫЖИЙ РОМКА очень РАД, у него РОДИЛСЯ БРАТ.

Дети
. [р]
Логопед.
Правильно! А сможете выложить букву из камешков, которая обозначает этот звук? Кто сможет дать характеристику звуку [Р] . (согл, твёрд.,звонк.)
III. Игра «Что спрятано на картинках? »
Формирование зрительного гнозиса.

Логопед.

-
Ребята, Чита принесла вам картинки, да все перепутала, сможете определить, что на них изображено. Дети называют, правильно проговаривая звук [р]: рыба, ракета, пирамида, груша, пароход, гитара, вертолёт, жираф, расчёска, ведро.
Логопед.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились, напрягали глазки и поэтому я предлагаю вам зарядку для глаз.
IV. Гимнастика для глаз.
Дети сидят за столами и выполняют движения по тексту.
Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо дружно посмотрели,

Влево взгляд перевели,

Глазки все повеселели –

Ну, ребята, молодцы!

Снизу вверх и сверху вниз

Заскользили глазки.

Нужно нам их все беречь

И не просто - с лаской!

V. «Покорми Читу».
(Определение позиции звука).
Логопед.
Ребята, а Чите, подружки – обезьянки прислали кокосы и их нужно разделить по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первую кучку
нужно положить кокос, если звук [р] стоит в начале слова, во вторую – со звуком [р] в середине слова, в третью – со звуком [р] в конце слова. Дети выполняют, обговаривая свои действия.
Слова:
баран, гора, корыто, барабан, сыр, фары, перо, корона, рысь, рог, мухомор, помидор, комар.
VI.Упражнение «Слоговое лото».
Совершенствование навыка послогового чтения.
Логопед.
Наша Чита модница, она любит украшения, но её бусины рассыпались, помогите собрать бусины, прочесть слоги и составить слова. А справиться с заданием вам поможет цвет бусин.
VII. Упражнение «Озорные буквы».
Чита такая проказница, что от неё все буквы попрятались в волшебные фигурки, сможете записать эти буквы в квадратики, чтобы получились слова. Выполнить задание вам помогут картинки- подсказки.
п

и

п

и
го го та та
ТЫ

ТЫ

РА

РА

РА
Р А
РА
Р А
иг

иг
пар пар
У

У
ра ра ш а ш а
рок

рок
р ы р ы

VШ. Упражнение «Пират».
Работа со словами-антонимами. На острове, где раньше жила Чита, проживал пират, а хотите узнать каким он был? (Бросаю мяч и задаю вопрос, дети отвечают и возвращают мяч).
Он не молодой, а … старый. Не злой, а … добрый.

Не плохой, а … хороший. Не сердитый, а …

радостный.

Не растрёпанный, а … аккуратный. Не ленивый, а …

трудолюбивый.

Не глупый, а … мудрый.

IХ . Упражнение « Найди правильную букву».
Чита Мартышкина очень сильно хотела научиться грамоте. Но вот, что из этого вышло. Правильно она написала букву? Найдите неправильный вариант буквы и зачеркните её.
Итог
. Сегодня на занятии вы не только учились сами, но и учили Читу, а какие игры вам понравились больше всего? У вас всё получалось хорошо, а в следующий раз получится ещё лучше!
РА
Р А
РА
Р А