"Словесный конструктор", умк "Гармония"

Автор: Никонова Вера Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4
Населённый пункт: пгт. Карымское
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Словесный конструктор", умк "Гармония"
Дата публикации: 30.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока

Вводная часть

Ф.И.О.
Никонова Вера Викторовна
Предмет:
Русский язык
Класс:
2 класс
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):
УМК Гармония
Тема урока:
Значение, употребление и написание приставок . «Словесный конструктор»
Тип урока:
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Место урока в системе уроков
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. «Словесный конструктор». (второй урок в тете «Знакомься: другие части слов»)
Цель:
Упорядочить знания о составе слова. Наблюдать за строением слов, помочь ученикам осознать и систематизировать определенный круг приставок, которыми они активно пользуются в своей речевой практике, выявить их значение и запомнить написание, потренировать в осознанном и правильном употреблении.
Задачи:
Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Образовательные: формировать умение конструировать слова из заданных частей слова , формировать умение соотносить произношение и написание приставок Развивающие: развивать память и орфографическую зоркость; развивать умение видеть в слове приставку и ее выделять ; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставки Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать любовь к родному языку

УУД:
Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Личностные УУД: - Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную (обозначение приставки, уметь называть). Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ,
синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: Предметные: выделять части слова (приставку), развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Конструировать слова из заданных частей слова, видеть и уметь выделять приставку, сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями. Применять изученные правила: правописание приставок со словами, единое орфографическое написание приставок. Писать слова с непроверяемыми орфограммами, сравнивать с предъявленными моделями.
Основные понятия:

Межпредметные связи:

Ресурсы:
основные дополнительные - М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс - тетрадь - карточки со словами и приставками.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД
Самоопределение Встаньте, улыбнитесь друг другу. Прозвенел звонок, начинаем наш урок Слушаем, запоминаем, руку тихо поднимаем Записываем число, в классе. Встают, улыбаются, проговаривают слова
-
Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности Проверка д/з Упр. 514 - С помощью каких частей слова вы образовали слова? - Прочитайте слова образованные с помощью суффикса, (приставок) - Для чего служат приставки и суффиксы? Суффикса и приставок Зазеленеет, прогулку, поход; Маленькие, школьники, прогулку, Словарная работа Раздаю карточки со словарными словами, слова прочитать для вариантов Вставляют пропущенные буквы, взаимообмен и проверка карточек, свою работу оценивают линеечкой, рядом выставляется оценка проверяющего, по линеечке. Писать слова с непроверяемыми орфограммами, проводить взаимопроверку, оценивать работу Оценивать свои достижения Актуализация знаний - Над какой темой работали на прошлом уроке? Расскажите друг другу из каких частей состоят слова, а я буду ходить и слушать, по Отвечают на вопрос.
Работают в парах, устно
. Друг другу рассказывают Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов
хлопку начинаем и по хлопку меняемся ролями слушателя и рассказчика. правило, из каких частей состоят слова. сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений
высказывают
своё мнение,
аргументируют
его Введение в тему и постановка цели урока На доске слово
конструктор
Я показываю конструктор. -Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? -Как думаете, какое отношение может иметь конструктор уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…) -Я предлагаю поиграть вам сегодня в
словесный конструктор.(
Вывешиваю карточку с названием словесный) -Чтобы точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание: Из учебника с.107 Упр.515 картинки на доске, приставки тоже записаны на листочках и на доске, ниже даны приставки (с
устно
Отвечают на вопросы (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового) Отвечают, предполагают, высказывают мнение. Открывают учебник, находят упражнение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
выделенными буквами-орфограммами). -Словами с корнем -хож- ответьте на вопрос: Что ты делаешь? По звуковому сигналу – стоп! Представитель от группы выходит к доске и подставляет нужные приставки, доказывая выбор именно этой приставки (подхожу – приближение и т.д.) -Есть ли другие варианты? -Итак, как вы поняли, в какой словесный конструктор я предлагаю вам сегодня поиграть? -Чему будем учиться сегодня?
Какие цели

поставите?
-С целями определились.
Какой план работы

вы предложите по изучению темы? ...
Оцените свою работу на данном этапе, Повторяем правило работы в (
группы по 4 человека).
Дети работают в парах. Учащиеся выходят и дают другие варианты, объясняя своё решение. Представитель от каждой пары выходят и подставляют приставки (перехожу, подхожу, обхожу, вхожу, выхожу, отхожу или ухожу) Собирать слова
Подставлять приставки-

т.е.употребление, получать

новые слова – т.е.значение,

как писать приставки, – т.е.

запоминать написание)

(узнать, какие есть

посовещайтесь в группах и поставьте себе оценки
приставки, как их писать,

тренироваться, выполнять

задания, наблюдать, как

изменяется значение слова,

к каждому ли слову можно

подставить приставку )
Проект выхода Сказка о приставках
Сказка о приставках.


Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – приставки. Однажды на совете морфем к приставкам обратились с такой просьбой: -Уважаемые приставки, мы много слышали о ваших способностях. Не могли бы вы рассказать нам о них? -С огромным удовольствием, - хором ответили приставки и показали зрителям следующее: (выставляю карточки со словами) -Итак, слушайте. Возьмём, к примеру, слово ИГРАТЬ. Ведь это совсем не то, что
ВЫ
ИГРАТЬ, и уж конечно, не то, что
ПРО
ИГРАТЬ! А
НА
ПИСАТЬ самой – это вам не
С
ПИСАТЬ у кого-нибудь и не
ПЕРЕ
ПИСАТЬ из книжки, не
ЗА
ПИСАТЬ и не
ВЫ
ПИСАТЬ! И всё это благодаря нам, приставкам! -О каких же своих способностях рассказали приставки? -
Какие приставки в каких словах

прозвучали? Назовите эти приставки

устно
Слушают сказку Отвечают на вопрос (
образование новых слов,

приставки придают слову

новое значение)
Отвечают на вопрос (вы, про, на, с, пере, за, вы) Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
Карточки со словами на доске
Наблюдение 1.

Наблюдение 1.
Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов
Понаблюдайте за звучанием приставок!

Одинаково ли их звучание и написание?
-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом) -Что заметили? Дети отвечают по алгоритму: -называют слово -в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к. … -в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл. В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный -Запишите 5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них. -Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни. -Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка) -В каком слове не будет парной согласной орфограммы в приставке, почему? -А в каком будет? Почему?
Работают в парах, устно
Повторяем правило работы в парах: выслушивать друг друга , не перебивать, дать высказаться, выбрать того, кто будет отвечать Повторить правило работы по плану, алгоритму: 1 назвать слово 2 в приставке есть орфограмма (назвать орфограмму: гласная или согласная)
Записывают 5 слов
из любой семьи, выделяют корень и выделяют приставку Называют безударную гласную корня и подбирают проверочное слово, устно Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
-А безударные гласные будут? Да. -Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её .
Физминутка
- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться) при- ( присесть) на- (наклониться ) Выполняют действия
Наблюдение 2.

Наблюдение 2.
с.109 Работа с предложением Мы ...ключим свет. -А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ- Но сначала обратим внимание на памятку на стр 109, хором читаем памятку (Раздаю конверты с приставками) Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и
опять наблюдайте за

звучанием приставок!

-
На что обращаем внимание при чтении предложений? (ударение) Проверяем -Все ли приставки подошли? Почему? -Что заметили? -Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите. А парных согласных? (да) Почему?
Работа в парах, устно
Подставляют приставки к слову. ударение берут приставку и поочереди подставляют к слову, выбегая к доске ( карточка с предложением на доске) Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
(т.к.парный согл. перед парн. согл.) -Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?
Вывод: как бы приставки ни звучали, они

пишутся одинаково.
Чтение правила на стр 110 Читают правило
Самостоятельная

работа с проверкой по

образцу

Игра «Ромашка»
Пользуясь с.107 и с.108 учебника, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки. (приставки на доске или можно пользоваться книгой стр. 107- 108) В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках дети записывают приставки (про, на, вы, за, от, по, пере, под, об, у, до, при) -Кто добавил новые приставки? Какие? Молодцы!
Работа в парах.

Самостоятельно записывают

слова, после проговаривания
Фронтальная проверка, выходят и к слову говорить подставляют приставки
Раздаю лепестки, чистые

листы, на них записывают

приставки, выходят и

прикрепляют на магниты
(При проверке ставят + - ) Осознавать учебную задачу, ее принимать и выполнять. Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Умение оценивать себя и товарища. Вносить коррективы. Умение самостоятельно работать и работать в парах. Умение слушать своих товарищей.

Перенос знаний на

более сложное задание.

Самостоятельная

работа
- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой: Например: начал говорить – заговорил закончил движение – пришёл, приехал Запись слов в тетрадь. Пропустить урок (прогулять) Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки (при
ши
ть) Отделить ножницами часть ткани (отрезать) Сменить место жительство (переехать) Проглотить таблетку с водой (запить) Перестал цвести (отцвёл) Закончил читать (проч
и
тал) Выделите приставки Кому удалось записать все слова? Проверка по доске. Слова записаны на доске . открываю. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки. -Давайте вместе откроем
секрет:
в течение Записывают в тетрадь, выделяя приставку (При проверке ставят + - ) Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)
Вывод
: в русском языке с помощью приставок
чаще всего
образуются слова, называющие действия. Если время остаётся – составление справочника приставок.
Подведение итогов

урока.

Взаимооценка,

самооценка.
-Вернёмся к целям нашего урока. Узнал новое: О значении приставок… О написании приставок … Об употреблении приставок… Было особенно интересно … Было сложно … Хочу сказать спасибо … Особенно хочу отметить … Подводят итоги, оценивают себя и своих товарищей. Оценивают себя по лесенке успеха ( на листочках) Умение оценивать себя и своих товарищей.