"Беседа как метод в системе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Фидык Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 5
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Беседа как метод в системе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Беседа как метод в системе развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста
Беседа – диалогический метод обучения, который пред полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е.А.Флерина). Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода — побуждающая, но с не меньшим ус пехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь раз ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус - воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства бесе ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна - ния. Велика также воспитательная роль беседы. По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные – начиная со средней группы. Этические беседы имеют целью воспитание нравствен ных чувств, формирование нравственных представлений, су ждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественно го произведения, показом иллюстративного материала демонстрацией фильма. По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб щающие (итоговые). Назначение вводной беседы – подгото вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна ния, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи. Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре тенных детьми по той или иной теме образовательной ра боты на протяжении достаточно большого отрезка времени, как рассказы педаго га и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала. Достаточно сложный (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы. Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же, а разное:
своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту. Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами. Мысль о том, что беседа с детьми является школой для развития детской мысли, подчеркивалась в работах Н.И. Новикова, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского. В отборе содержания для разговоров с детьми они рекомендовали руководствоваться принципом доступности – идти от близкого к более далекому, от простого к сложному. Главное дело в том, чтобы говорить с ребенком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками. В педагогической системе К.Д. Ушинского особе внимание отводится методике построения бесед с детьми. Среди различных методов обучения он особое внимание отводит сократическому или спрашивающему методу. По его мнению, беседа служит не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснения и толкования уже объясненного». Эффективность беседы, по словам К.Д. Ушинского, зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей. В работах Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого можно найти богатый материал для бесед на природоведческие темы (растения, животные, сезонные явления). Авторы высоко оценивали беседу как метод развития речи: «Беседами направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания факты из своего запаса, которые подходят к предмету разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль работать в определенном направлении». В дошкольной лингводидактике впервые на роль бесед в развитии речи детей обратила внимание Е.И. Тихеева. Она писала: «Свободная непринужденная беседа, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественных факторов развития речи детей». Е.И. Тихеева предлагала проводить с детьми беседы на общественные темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и жизни детей. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой, которые применяются в современной практике дошкольного воспитания. Таким образом, беседа максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений и навыков; побуждает к актуализации уже известных знаний и достижению новых, путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.