Напоминание

"Литературный вечер посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Авторы: Борисенко Ирина Альбертовна, Прищепа Лариса Леонидовна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный вечер посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Литературный вечер

посвященный творчеству

А.С. Пушкина

Подготовили и провели:

воспитатели подготовительной

логопедической группы «Ромашка»

Борисенко Ирина Альбертовна

Прищепа Лариса Леонидовна
1

Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
 Закреплять знания детей о творчестве А.С.Пушкина  Формировать внимание к поэтическим образам.  Закреплять умение осмысливать и оценивать характеры персонажей сказок.  Развивать умение детей выразительно читать наизусть стихотворения.  Развивать связную речь посредствам художественной литературы.  Воспитывать любовь к литературе, к поэзии.
Оборудование:
 Фото с изображением А.С.Пушкина  Книги с произведениями А.С.Пушкина  Подсвечники со свечами  Цветы  Костюм для Арины Родионовны.  Фрак, цилиндр.  Чёрный ящик.  Зеркало.  Яблоко.  Мультимедийный проэктор.  Экран.  Мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
 Рассматривание фото, иллюстраций с изображениями А.С.Пушкина  Знакомство с биографией А.С. Пушкина.  Просмотр презентаций о жизни и творчестве А.С.Пушкина.  Просмотр мультфильмов по мотивам сказок.  Чтение стихов и сказок А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «Лукоморье». 2

ХОД литературного вечера

Дети под музыку входят в зал, проходят по кругу и садятся на места

Ведущий:
Ребята, мы сегодня собрались с вами, чтобы поговорить о творчестве великого русского поэта – А.С.Пушкина. Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин. В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как 3
волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк; но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел людей сердца, И в них будить стремленье к идеалу; Кто сердцем чист средь пошлости людской, Средь лжи кто верен правде оставался, И кто берег ревниво светоч свой, Когда на мир унылый мрак спускался. И всё еще горит нам светоч тот, Всё гений твой пути нам освещает; Чтоб духом мы не пали средь невзгод, О красоте и правде он вещает. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы; В продажный век, век лжи и грубой силы Зовешь добру и истине служить. Вот почему, возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный; Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! (А. Плещеев, 1880)
Ведущий:
Александр Сергеевич – первый и лучший поэт, ушёл из жизни очень рано. Но Пушкина помнят, его не забыли. Во многих городах есть 4
памятники Пушкину, его именем названы площади, улицы, театры, на домах, где жил поэт, висят мемориальные доски.
Выходит ребёнок в образе А.С.Пушкина и читает стих

ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Ведущий:
Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня рассказать о детстве и семье Пушкина пришла его любимая няня – Арина Родионовна.
Выходит бабушка в образе Арины Родионовны и рассказывает детям.
5

Арина Родионовна:
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворенице. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом. В семье говорили по-французски. Маленький Саша выучился хорошо говорить и писать на французском языке. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна и я. Я знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Саша часами мог сидеть и слушать. «Что за прелесть эти сказки..» напишет он в письме к брату. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его Лицей в Царское село. Детство Саши закончилось.
Выходит ребёнок, читает стихотворение, посвящённое Арине

Родионовне.

НЯНЕ
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. 6
Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий:
Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. Любимым временем года поэта была осень.
Выходят дети и читают стихи о природе

***
Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыхание, И мглой волнистою покрыты небеса И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. *** Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. 7

Ведущий:
Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима - это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин. *** Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. *** Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.
Ведущая:
Посвящал свои стихи Александр Сергеевич Пушкин и весне. Гонимы вешними лучами, 8
С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачнее леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
Ведущий:
Не обощёл своим внимание Александр Сергеевич и вечную тему любви! Он с уважением и восхищением относился к женщинам.
Выходят дети и читают стихи о любви
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. 9
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Ведущий:
Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Эти замечательные строки мы с вами знаем с детства:
Выходят дети, читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, 10
И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Ведущий:
Во времена Александра Сергеевича Пушкина устраивали пушные балы, где дамы и кавалеры танцевали красивые танцы, и сейчас, мы приглашаем наших детей на вальс.
Выходят дети и танцуют вальс.

Ведущий:
А сейчас, мы проведём викторину по сказкам А.С. Пушкина.
Ведущий:
Итак, друзья, начнем программу. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки. - Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А.С.Пушкина. 11
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.
1 задание
: Угадайте героев сказок А.С.Пушкина (на слайдах показывают героев сказок, а дети угадывают их)
2 задание: «Музыкальный конкурс»
- Кто и в какой сказке поет эту песенку? - Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки - оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков.)
3 задание: «Волшебная шкатулка»
 В шкатулке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка? (яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)  В шкатулке лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке? (зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).
4 задание: «Конкурс для девочек».
- Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…» Героиня, какой сказки обращается к зеркалу с такими словами? Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.
5 задание: «Конкурс знатоков живописи»
(На экране картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» - В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать, на которой картине изображен пушкинский персонаж).
6 задание: «Отгадай».
- На экране изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).
7 задание: «Назови сказку»
Из какой сказки этот отрывок. а) - И в глазах у всей столицы 12
Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел. Встрепенулся, клюнул в темя Взился… и в тоже время С колесницы пал Дадон- Охнул раз – и умер он. («Сказка о золотом петушке») б) Старичок к старухе воротился Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царствует, Служат ей бояре да дворяне. («Сказка о рыбаке и рыбке».) в) В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, В тайне зеркальце взяла И вопрос свой задала. «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».) г) Жил- был поп толоконный лоб Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и его работнике Балде».) д) Три девицы под окном Пряли поздно вечерком 13
Кабы я была царица,- Говорит одна девица То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. («Сказка о царе Салтане».)
8 задание: «Отгадывание кроссворда»

Задания для кроссворда:
1. Что палило с пристани и велело кораблям пристать к берегу?(пушки) 2. На каком острове жил князь Гвидон?(буян) 3. Какой подарок получил царь Дадон от мудреца?(петушок) 4. Кто выполнял желания деда?(рыбки) 5. Как звали няню А.С.Пушкина?(Арина) 6. Как звали отца князя Гвидона?(Салтан)
Ведущий:
Какое слово получилось у нас в красных прямоугольниках? Молодцы!
Ведущий:
А сейчас дети проверят, как наши гости знают творчество А.С.Пушкина.
9 задание для гостей:
1.Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5) 1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка) 2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора) 3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер) 4 . Жилище старика и старухи. (землянка) 5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза) 6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля). 7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц). А во лбу? (звезда). 8. Сторож, извещающий об опасности царя Дадона? (петушок). 9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда). 10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына). 14

Ведущий:
Молодцы, все отлично справились с заданиями! А сейчас, мы предлагаем нашим гостям почитать стихи А.С.Пушкина.
Выходят 2-3 человека и читают стихи.

Ведущий:
Вот и подошёл к концу наш литературный вечер посвящённый творчеству великого русского поэта Алексанра Сергеевича Пушкина! Большое спасибо за участие! 15