"Литературный вечер посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Авторы: Борисенко Ирина Альбертовна, Прищепа Лариса Леонидовна Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный вечер посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о творчестве
А.С.Пушкина.
Задачи:
Закреплять знания детей о творчестве А.С.Пушкина
Формировать внимание к поэтическим образам.
Закреплять умение осмысливать и оценивать характеры персонажей
сказок.
Развивать умение детей выразительно читать наизусть стихотворения.
Развивать связную речь посредствам художественной литературы.
Воспитывать любовь к литературе, к поэзии.
Оборудование:
Фото с изображением А.С.Пушкина
Книги с произведениями А.С.Пушкина
Подсвечники со свечами
Цветы
Костюм для Арины Родионовны.
Фрак, цилиндр.
Чёрный ящик.
Зеркало.
Яблоко.
Мультимедийный проэктор.
Экран.
Мультимедийная презентация.
Предварительная работа:
Рассматривание фото, иллюстраций с изображениями А.С.Пушкина
Знакомство с биографией А.С. Пушкина.
Просмотр презентаций о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Просмотр мультфильмов по мотивам сказок.
Чтение стихов и сказок А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о
золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из
поэмы «Руслан и Людмила» - «Лукоморье».
2
ХОД литературного вечера
Дети под музыку входят в зал, проходят по кругу и садятся на места
Ведущий: Ребята, мы сегодня собрались с вами, чтобы поговорить о
творчестве великого русского поэта – А.С.Пушкина.
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие.
Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные
стихи и волшебные сказки. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как
3
волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить
жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как
любил сам поэт. Всем сердцем.
Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца,
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался,
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
(А. Плещеев, 1880)
Ведущий: Александр Сергеевич – первый и лучший поэт, ушёл из жизни
очень рано. Но Пушкина помнят, его не забыли. Во многих городах есть
4
памятники Пушкину, его именем названы площади, улицы, театры, на домах,
где жил поэт, висят мемориальные доски.
Выходит ребёнок в образе А.С.Пушкина и читает стих
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Ведущий: Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня
рассказать о детстве и семье Пушкина пришла его любимая няня – Арина
Родионовна.
Выходит бабушка в образе Арины Родионовны и рассказывает детям.
5
Арина Родионовна: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Вот
таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой
головкой.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми,
но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили
литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать
и читать самые взрослые, самые сложные книги.
У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.
Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет
он сочинил свое первое стихотворенице. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и
поэмы со сказочным сюжетом.
В семье говорили по-французски. Маленький Саша выучился хорошо
говорить и писать на французском языке. А читать, писать и говорить
прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна и я. Я
знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а
Саша часами мог сидеть и слушать. «Что за прелесть эти сказки..» напишет
он в письме к брату.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его Лицей в
Царское село. Детство Саши закончилось.
Выходит ребёнок, читает стихотворение, посвящённое Арине
Родионовне.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
6
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущий:
Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской
природе, ее красоте в разные времена года. Любимым временем года поэта
была осень.
Выходят дети и читают стихи о природе
***
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
7
Ведущий: Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима
- это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее
Пушкин.
***
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
***
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Ведущая: Посвящал свои стихи Александр Сергеевич Пушкин и весне.
Гонимы вешними лучами,
8
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Ведущий: Не обощёл своим внимание Александр Сергеевич и вечную тему
любви! Он с уважением и восхищением относился к женщинам.
Выходят дети и читают стихи о любви
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
9
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ведущий: Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его
продолжают жить. Эти замечательные строки мы с вами знаем с детства:
Выходят дети, читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
10
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий: Во времена Александра Сергеевича Пушкина устраивали пушные
балы, где дамы и кавалеры танцевали красивые танцы, и сейчас, мы
приглашаем наших детей на вальс.
Выходят дети и танцуют вальс.
Ведущий: А сейчас, мы проведём викторину по сказкам А.С. Пушкина.
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
- Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы
знаете произведения А.С.Пушкина.
11
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.
1 задание :
Угадайте героев сказок А.С.Пушкина
(на слайдах показывают героев сказок, а дети угадывают их)
2 задание: «Музыкальный конкурс»
- Кто и в какой сказке поет эту песенку?
- Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки - оперы и узнайте его.
(Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков.)
3 задание: «Волшебная шкатулка»
В шкатулке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась
погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)
В шкатулке лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил
человеческим голосом. Что это? В какой сказке?
(зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).
4 задание: «Конкурс для девочек».
- Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»
Героиня, какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?
Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая
наиболее выразительно скажет слова.
5 задание: «Конкурс знатоков живописи»
(На экране картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке»
- В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать,
на которой картине изображен пушкинский персонаж).
6 задание: «Отгадай».
- На экране изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком
говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).
7 задание: «Назови сказку»
Из какой сказки этот отрывок.
а) - И в глазах у всей столицы
12
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
(«Сказка о золотом петушке»)
б) Старичок к старухе воротился
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царствует,
Служат ей бояре да дворяне.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
в) В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
г) Жил- был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и его работнике Балде».)
д) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
13
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане».)
8 задание: «Отгадывание кроссворда»
Задания для кроссворда:
1.
Что палило с пристани и велело кораблям пристать к берегу?(пушки)
2.
На каком острове жил князь Гвидон?(буян)
3.
Какой подарок получил царь Дадон от мудреца?(петушок)
4.
Кто выполнял желания деда?(рыбки)
5.
Как звали няню А.С.Пушкина?(Арина)
6.
Как звали отца князя Гвидона?(Салтан)
Ведущий:
Какое слово получилось у нас в красных прямоугольниках?
Молодцы!
Ведущий:
А сейчас
дети проверят, как наши гости знают творчество
А.С.Пушкина.
9 задание для гостей:
1.Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)
1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4 . Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара,
муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож, извещающий об опасности царя Дадона? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина?
(Балда).
10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).
14
Ведущий: Молодцы, все отлично справились с заданиями! А сейчас, мы
предлагаем нашим гостям почитать стихи А.С.Пушкина.
Выходят 2-3 человека и читают стихи.
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш литературный вечер посвящённый
творчеству великого русского поэта Алексанра Сергеевича Пушкина!
Большое спасибо за участие!
15