"УРОКИ ДУХОВНОСТИ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Автор: Булдыженко Евгения Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "УРОКИ ДУХОВНОСТИ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОКИ ДУХОВНОСТИ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства, искусства, МХК МБОУ СОШ № 12, города Лиски, Воронежской области. В наше сложное время общество испытывает острую нужду в таких гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, что составляют богатство человеческой души. Сформированные навыки способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. У молодого поколения нужно вырабатывать иммунитет высокой нравственности, через воспитание духовно – эстетического пространства. С этой целью были разработаны мной уроки духовности, которые включают в себя встречи с настоятелем храма, работу воскресной православной школы, экскурсии по святым местам, сотрудничество с городским краеведческим музеем, внеклассные мероприятия по искусству, беседы в разной форме, содержащие тематику нравственного характера, гуманитарную помощь ветеранам: «Операция Милосердие», неделя доброты ( оказание помощи детям сиротам), участие в областных и районных конкурсах рисунков на тему: «Я и моя семья», «Мой край родной», «Служу Отечеству» и другие. Этот раздел приобщают детей к классическому искусству, знакомят с традициями древнерусской иконописи, архитектурным наследием. Они направлены на воспитание бережного отношения к окружающей природе, через художественные произведения и посещение музеев. На духовно – нравственное осознание, через библейские образы и сюжеты. В краеведческом городском музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и природа», «Искусство наших земляков», где школьники побывали на персональных выставках художников нашего края, узнали о жизни и творчестве мастеров, познакомились с живописцами. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнили поисковый исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. А затем, на уроке изобразительного искусства выполнили живописные работы на тему: «Край ты мой, любимый край».
Экскурсии в музеи Московского Кремля
Вместе с группой учеников 42 человека совершили путешествие в Кремль. Наши группы учащихся «Художники» и «Следопыты» на территории главной достопримечательности и центра города Москвы.
Во время экскурсии выполнили ритуальный обряд в храмах, поисковый – исследовательский проект: школьники сделали фотографии уникальных памятников в истории и культуры, необходимые записи с последующей его обработкой. Для этого среди детей были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры, главный редактор, который контролировал ход всей работы. Художники проявили творческую активность в создании живописных работ. Фоторепортеры приготовили серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для уроков. Журналисты наметили разделы для школьной газеты: «Новости», «Это интересно», «Вести с урока», «Поздравляем». Они написали текст для каждого раздела газеты, а художники- фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов города Москвы. Затем учащиеся применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и редактировали документы. На основании всей проектно – исследовательской работы провели урок: «Московский Кремль»
Ход урока.

Учитель.
Прозвенел уже звонок, начинается урок. Орешек знанья тверд.
Дети.
Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет наш урок:
Учитель.
Я знаю, друзья отгадаете вы Ту крепость старинную в центре Москвы На шпилях ее ярко звезды горят, На башне там Спасской куранты звонят. Что это за инженерное сооружение?
Дети.
Московский Кремль
Учитель.
Назовите тему урока.
Дети.
Храмовая Русь. Архитектура Руси.

Учитель.
Можно назвать тему урока: «Святая Русь», или внешнее убранство храмов Москвы.
Ученики.
Конечно можно.
Заполните две первые колонки в таблице по теме нашего урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Красную площадь

Собор Василия

Блаженного

Соборную площадь

Благовещенский собор

Архангельский собор

Успенский собор

Колокольня Ивана

Великого.

Царь – пушка

Царь - колокол
Сколько есть на белом свете Удивительных секретов. Все нам хочется узнать, Мир премудростей познать Кто построил эти красивые храмы? Как строились культовые сооружения? Как нарисовать храм.
Учитель.
Так о чем мы сегодня будем говорить и что делать?
Учащиеся.
На презентации показаны храмы Кремля. Будем говорить о культовой архитектуре Московского Кремля. Выполним изображение храма.
1.Первый этап нашего урока продолжаем знакомиться с архитектурой Кремля. На

партах лежит дидактический материал по искусству с иллюстрациями к тексту, где

вы сможете закрепить пройденный материал и узнать новое – 2минуты. Работаем в

паре, затем работают в группах.

2.Делимся информацией. Диалог по презентации.

Учитель.
Найти соответствие между названием храма, архитектором и его изображением. Заполнить таблицу. 1.Успенский храм – Аристотель Фиорованти 2.Архангельский храм – Аливиз Новый 3.Благовещенский храм – псковские мастера 4.Собор Василия Блаженного – Барма и Постник 5.Колокольня Ивана Внликого – Бон Фрязин А В Д Г Б

1

2

3

4

5

Б

В

А

Г

Д

Заполните таблицу

Найдите в тексте новые слова и объясните их значение.

Апсида
Полукруглая выступающая часть здания, перекрытая полукуполом. В христианском храме апсиды располагались в восточной части, в них помещался
алтарь
.
Закамары
Полукруглое или килевидное завершение верхней части стены храма
Культовая архитектура
Храмовая или религиозная
архитектура
занимается строительством мест богослужений
Пилястры

Пилястра
– вертикальный плоский узкий выступ на стене с
базой
и
капителью

Свод
Тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. 4.
Объясните, что такое храм в религиозном представлении, можно обращаться к

тексту.

Ученики

.
Это место особенного благодатного присутствия Бога, а значит, место для встречи человека с Богом. Священное Писание называет
храм
«домом Божиим» но это и Отчий дом кто ищет, думает...
Назовите, какой тип храма существовал на Руси с принятием Христианской Веры?

Ученики.
Крестовый – купольный, потому что перекрытие крыши своды образуют крест – фигура символическая для христианства, на котором ставился главный купол храма, а вокруг него размещались другие купола. В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, космос. И все христианское искусство, культура носила символический характер.
Найдите в тексте дидактического материала, как был устроен храм тех времен и

сравните по иллюстрациям?

Ученики.
Под куполом – небом развертывалось литургическое действо. Верхние части стен храма завершали полукруглые закамары, повторяя очертание сводов. Венчали храм купола с крестами. Их форма менялась в русском зодчестве. Древнейшие,
яйцевидные
купола, заимствовали из Византии и символизировали вселенную, которая образовалась из Вселенского яйца. Русские купола это
шлемовидные
купола - символ защитника Родины.
Луковичные купола
– символ горящей свечи. Купола с барабанами составляли главу храма.
Изучите таблицу и сравнените с храмами Московского Кремля по презентации. Эта

таблица Вам нужна будет в вашей творческой работе. Опишите коротко в устной

форме один из храмов, согласно символическому значению.


Количество

куполов

Символическое значение

количества куполов

Цвет

Символическое

значение цвета куполов
1 Символ Единого Бога Золотой Символ небесной Славы 3 Символ Святой Троицы Синие купола с желтыми звездами Посвящаются богородице, потому, что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии 5 Спаситель и четыре Евангелиста Зеленые купола Троицкие храмы. Зеленый цвет символизировал Святого Духа 7 Семь таинств церкви Серебряные купола Посвящаются Святым 9 По числу ангельских чинов Черные купола Цвет монашества 13 Спаситель и 12 апостолов 33 Количество лет земной жизни
Ученик.
Благовещенский Московский собор имеет девять куполов, построен в честь девяти ангельских чинов. Золотистый цвет славит ангелов, которые приносят благую весть людям. Купола имеют луковичную форму – символ горящей свечи, они говорят нам «Вы – свет миру».
Учитель.
На партах у вас лежат изображения храмов. На рисунке «А» найдите и подпишите основные элементы храма. На рисунке «Б» найдите своды, которые образуют крест на крыше храма и укажите закамары. Кто быстрее выполнит работу. 2 минуты. «Б» »А»
Посетим научную лабораторию
Найдите в стихах фразу, которую вы могли бы использовать для составления синквея. Московский Кремль, святыня наша, Соборов древних купола, От этих стен, старинных башен, И начинается Москва. Благословляют всю Россию Иконы древнего Кремля. Ты лучше всех на белом свете, Россия, Родина моя!
И пусть всегда звучат над миром, И не померкнут никогда Три самых главных русских слова: Россия, Родина, Москва!
Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы,

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен,

На семи твоих холмах!..

Учитель. Напишите синквейн

Ученики прочли свои стихи без рифмы
: 1.Храмы Московские, золотистые Очищают, успокаивают, изображают Соборы древних куполов Архитектура
2.Зодчество
Крестовые – купольные, древние Благословляют, символизируют, изображают, Сколько храмов, сколько башен, На семи твоих холмах!.. Храмы
Творческая мастерская: «Я все знаю», «Я – мастер»

Учитель.
Предлагаю вам выполнить храм в технике аппликации или в живописи. На партах у вас лежат памятки последовательности творческой работы. Аппликации выполняем группами, живопись – индивидуально.
1.Самостоятельная работа учащихся (
творческая идея детей). Работаем под звон колоколов.
Учитель наблюдает, кому необходимо оказывает помощь.

Экспресс – выставка. Смотрим, анализируем, оцениваем свое творчество.

Заполните последнюю колонку в таблице по теме нашего урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Красную площадь

Собор Василия

Блаженного

Соборную площадь

Благовещенский собор

Архангельский собор

Успенский собор

Колокольня Ивана

Великого.

Царь – пушка

Царь - колокол
Сколько есть на белом свете Удивительных секретов. Все нам хочется узнать, Мир премудростей познать Кто построил эти красивые храмы? Как строились культовые сооружения? Как нарисовать храм
Мастеров архитектурных

сооружений
Структуру каменного зодчества Символическое значение храмов Теперь я знаю, как изобразить храм
Внимание домашнее задание: узнать и дополнить свои знания по истории и культуре: « Храмы Москвы».
Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников.
«Острова настроения». В классе 25 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости, Удовольствия, Наслаждения» Урок закончился друзья, до скорого свидания.