Урок в музее "Собаки во время ВОВ"

Автор: Майстренко Нина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа с углубленным изучением английского языка №1282
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Урок в музее "Собаки во время ВОВ"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок в школьном музее на тему «Собаки на фронтах Великой

Отечественной войны».

(познавательные УУД)

Майстренко Н.В., учитель начальной школы высшей

квалификационной категории.

Цели урока

- формировать знания о четвероногих героях, спасших сотни тысяч

человеческих жизней в ходе Великой Отечественной войны, их отличной

работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать

человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни;

-активизация познавательного интереса детей к занятиям

дополнительного образования;

-развивать у учащихся навыки исследовательской работы,поддерживать

творческие способности детей, способствовать развитию внимания,

памяти, логического.мышления, этических качеств личности

ученика,самостоятельно пользоваться справочными материалами.

Во время посещения школьного Музея Боевой Славы возникла идея

провести исследовательскую работу о роли животных во время Великой

Отечественной войны, поэтому и тема: «Собаки на фронтах ВОВ».

В ходе бесед появилась сама мотивация узнать о содержании, обучении,

прогулки, дрессировки собак и их работы на войне.

В классе выделили группы детей, получивших задания.

Я увидела, что у ребят, которые имеют питомцев дома, появился

особенный интерес не только к кормлению и выгулу, но и к

дрессировкам.

Ещё я заметила искренний интерес к животным. Для меня, как для

педагога, стало ясно, что те ребята, которые были равнодушные, даже

флегматичные к жизни, учению, вдруг оживились, стали проявлять

интерес к разным жизненным ситуациям.

Мы занялись исследованиями по трём направлениям:

1.

Из истории возникновения ,появления собак на военной службе.

Готовили презентации.

2.Вторая группа учащихся занялась исследованиями об основных

качествах собак, их природных данных(зрение, обоняние, слух), которые


были использованы для работы на фронте. Я заметила, с какой

эмоциональной увлечённостью ребята рассказывали о специальностях

собак на войне. Итогом этой части работы стало несколько презентаций

ребят со мной и с родителями.

3.Памятники собакам. Когда узнали, какую роль играли собаки в

годы войны, задались вопросом об увековечении собак. Нашли

памятники. Подготовили рассказы и презентации.

Завершающей фазой занятия стало составление и решение

кроссворда.

Для того, чтобы продолжить изучение этой темы, у нас много планов. Я

донесла родителям в индивидуальной беседе и на родительском

собрании о продолжении исследований. Родители выразили желание

участвовать.

В результате подготовки и проведения такой формы

образовательной деятельности: 1- возросла активность детей, больше

обычного вовлечены в процесс подготовки выполнения домашнего

задания, чаще принимали участие в ответах на вопросы, обсуждении, в

выполнении заданий; развитие коммуникативных навыков,

межличностных отношений, ораторского мастерства, повышение

самооценки; 2- лично для себя повышение самообразования,

профессионального роста, овладение процессуальными навыками,

методиками, технологиями; перспективы использования в

профессиональной деятельности средств музейной педагогики.

Одним из достижений нашей деятельности является желание детей

посетить кинологическую школу в Дмитровском районе (центр

обучения собак). У ребят появилось желание сшить вместе с

родителями игрушки собак военных специальностей.

Родители увидели, что четвероногий друг вызывает у ребят

чувство радости, нежности, счастья, милосердия. За месяцы ведения

кружка о животных родители с детьми семь семей приобрели

собак.

В журнале воспитательной работы я учусь отражать результаты

педагогического наблюдения как учитель, классный руководитель и

педагог дополнительного образования.



Пояснительная записка Великая Отечественная война… Страшный период в истории нашей страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности, собакам. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства, гордости и ответственности, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Цели урока Познавательные: формировать знания о четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней в ходе Великой Отечественной войны, их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.
Развивающие: развивать у учащихся навыки исследовательской работы, поддерживать творческие способности детей, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, этических качеств личности ученика, самостоятельно пользоваться справочными материалами. Воспитательные: формировать уважительное отношение к нравственным ценностям, к Родине и ее истории, гордости за свой народ, бережного хранения традиций Отечества, формировать у учащихся любовь к животным. Цели определили основные задачи урока: • Дать представление об исторических событиях, эффективности применения собак в военных целях. • Способствовать развитию познаний учащихся младших классов о разнообразных специальностях собак во время Великой Отечественной войны. • Формировать и развивать этические качества личности учеников. Ожидаемый результат урока: • Повышение интереса учащихся к изучению истории появления собак-воинов, чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея. • Освоение учащимися приемов музейной деятельности. • Расширение информационного пространства деятельности. Ожидаемые образовательные продукты урока: • Презентация итоговых материалов урока. • Создание альбома «Разнообразная роль служебных собак во время Великой Отечественной войны. • Выпуск школьных газет, посвященных подвигам собак во время войны. Участники урока: классный руководитель и учащиеся 3 «А» класса.
Методы: репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Тип урока: комбинированный. Место проведения урока: школьный Музей боевой славы. Оборудование урока: • проект • экспонаты постоянной экспозиции школьного Музея Боевой славы 5 танковой армии; • рассказы учащихся о подвигах собак и их специальностях во время Великой Отечественной войны; • презентации: «История о применении собак на войне», « Собаки на войне», «Памятники собакам», подготовленные учениками и учителем 3 «А» класса.
Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы

обучения

Формы

работы

1. Приветствие, этическая настройка. 3 мин Погружение в тему урока, активизация этических чувств учеников. Учитель приветствует учеников. Кратко вводит в тему урока. Демонстрирует слайды. Воспринимают рассказ учителя, рассматривают слайды, демонстрируют эмоциональную реакцию. Словесный метод, ИКТ. Фронтальная, индивидуальна я формы работы. 2. Ознакомление с новым материалом. 20 мин Дать информацию о четвероногих героях и их специальностях во время Великой Отечественной войны. Учитель инструктирует учеников, дает информацию, благодаря которой можно узнать историю применения собак во время военных действий. Смотрят презентацию , обсуждают, постигают информацию о применении собак на войне. Поисково- проблемный метод. Групповая работа. 3. Закрепление нового материала. 15 мин Применение нового знания в игровых заданиях. Повторение и закрепление нового знания. Учитель сообщает о связи поколений, используя периодическую литературу, даёт задание по разгадыванию кроссворда. Регулирует Ученики знакомятся с кроссвордом, вспоминают полученные новые знания, разгадывают кроссворд. Рассматривают слайды. Поисково- проблемный метод. Индивидуальна я работа.
деятельность учеников. 4. Завершение урока. 7 мин. Подведение итога урока. Подводит итог уроку, проводит краткую этическую беседу на тему урока. Воспринимают рассказ учителя, рассматривают слайд. Словесный метод, ИКТ. Фронтальная форма работы. Сценарий урока Предварительный этап На уроке накануне выхода в музей на внеклассных занятиях обучающиеся под руководством учителя вспоминают даты Великой Отечественной войны, крупные сражения, знакомятся с подвигами собак во время войны, готовят презентации о специальностях собак на войне. Ребята входят в зал музея и рассаживаются под марш Э. Элгара «Торжество победы» 1. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. (Слайд 1).
Мы проводим его в Музее боевой славы. - С какими событиями в истории нашей страны связан музей и его экспонаты? (Ответы учеников) (Слайд 2) - Когда началась Великая Отечественная война? -Сколько времени она длилась? - Какой день считается Днем Победы? Не все знают, что на историческом параде Победы, наряду со всеми родами войск, шли и подразделения военных собаководов. В годы Великой Отечественной войны в армии «служило» около 60 000 собак. Собаки выполняли на фронте важную работу. Среди них были ездовые, связные, санитарные, сторожевые, диверсионные…. Ученик читает стихи: Сколько сказано слов. Может чья-нибудь муза устала Говорить о войне И тревожить солдатские сны… Только кажется мне, До обиды написано мало
О собаках-бойцах, Защищавших нас в годы войны! 2.О ком это стихотворение? (Ответы учеников). Слайд3. Что необычного вы видите на собаке? (Ответы учеников) Где мы видели этот предмет? ( В музее) К какому периоду из жизни собак относится этот памятник? Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны Великой Отечественной войны остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни. Наши собаки несли самую разную службу. Ученики рассказывают о специальностях собак во время войны (презентация). 3. Ребята, мы с вами находимся в школьном музее Боевой Славы 5-й Гвардейской Краснознаменной танковой армии. Солдаты этой армии участвовали во многих важных военных операциях в ходе Великой Отечественной войны. Рассказы учащихся об экспонатах. Вы видите колючую проволоку, которая использовалась как заграждение на поле боя, каски, как средство индивидуальной защиты, они с пробоинами от осколков, снарядов, котелок армейский для приема пищи, солдатский медальон
(о нем должна лежать записка с данными военнослужащего) и макет танка, которые были на полях сражений. Связь поколений: В Дмитровском районе Подмосковья находится учебный центр служебного собаководства, который был организован 23 августа 1924 года. Здесь готовили собак для нужд армии. Собаки-выпускники этой школы участвовали почти во всех войнах и вооруженных конфликтах. Собак обучали бросаться под танки с боезарядом на спине. Свыше 300 единиц техники – три танковые дивизии вермахта уничтожили собаки-подрывники. Много памятников поставлено собакам-героям Великой Отечественной войны. 28 мая 2011 года в городе Волгограде открыт единственный в России памятник собакам-подрывникам 10-й стрелковой дивизии НКВД, защищавшим город во время Сталинградской битвы. 21 июня 2013 года в день Кинологических подразделений МВД России (День Кинолога), в канун Дня Памяти и Скорби, в Москве на Поклонной горе, был открыт памятник «Фронтовой собаке». Использованная литература 1. Бульванкер В. От кота до кита.(В.Бульванкер-Л:Дет.лит., 1991. – 112с. Рассказы о необычных памятниках, поставленных человеком в разных странах мира своим «Братьям меньшим» за их верность и преданность. 2. Дубровин В. В ожидании козы.(Е. Дубровин.-М, Изд-во ДОСААФ, 1968 г.- 112 с. Немецкая овчарка, пришедшая с отцом с фронта. Выдающаяся собака. 3. Заводчиков П.А. Девичья команда. (П.А.Заводчиков, Ф.Самойлов – Л.: Лениздат, 1970 – 288 с.
Документальные повести о собаках-саперах, защищающих блокадный Ленинград. 4. Коржиков В.Т. Пусть смотрит в глаза граница. Повесть. Дет.лит., 1987 – 190 с. Пограничные собаки несут службу на далекой заставе, где надежно стерегут рубежи Родины и дружат с ребятами. 5. Газета «Восточный округ» № 42, ноябрь 2015 год.