"Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

Автор: Нихайчик Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Киселевского городского округа центр развития ребенка - детский сад №1 "Лёвушка"
Населённый пункт: город Киселёвск Кемеровской области
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа центр развития ребенка - детский сад №1 «Лёвушка»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

ФОРМИРОВАНИЕ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: Нихайчик Т. В. учитель-логопед детский сад 1 Куратор: Леонтьева Л.В. старший воспитатель детский сад 1 Киселевский городской округ 2016 2

Содержание
1. Введение 3 2. Составные компоненты звуковой культуры речи 5 3. Этапы овладения звуковой стороной речи 12 4. Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах 14 5. Формы, методы и приёмы, используемые в работе по формированию звуковой культуры речи 18 6. Развитие звуковой культуры речи дошкольников с применением наглядности 19 7. Список литературы 21 8. Приложение 23 3

Семинар - практикум

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Категория участников:
воспитатели дошкольных групп.
Разработчик:
учитель-логопед Нихайчик Т.В.
Цель:
повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Оборудование
:  медиапроектор;  компьютер;  экран;  столы, стулья для участников семинара;  карточки с комплексами артикуляционной гимнастики;  брошюра «Развиваем фонематический слух» (игры для старших дошкольников);  карточки с заданиями для практической части.
Предварительная работа:
1. Изучение программного содержания по звуковой культуре речи в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2. Изучение теоритического материала по данной теме у других авторов. 3. Подбор практического материала по формированию звуковой культуры речи у дошкольников в помощь воспитателям.
Уважаемые коллеги!
Известно, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка в целом и имеет полифункциональный характер. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Как же быть, если родители ошибочно считают, что когда ребенок неправильно произносит некоторые звуки или недостаточно отчетливо говорит, то это не может быть поводом для беспокойства, что это явление временное и пройдет с возрастом?! Вполне объяснимо, когда трехлетний малыш неправильно 4
произносит звуки, допускает ошибки в грамматическом оформлении речи, и совсем недопустимо, когда те же ошибки делает 6-7 летний ребенок. От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное общение ребенка с окружающими его людьми, степень его социального развития. И сегодня мы будем говорить о звуковом развитии речи детей, а также необходимых условиях для формирования звуковой культуры речи. Это и будет темой нашего семинара.
Цель
: повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Задачи:
 расширить знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников;  создать условия для повышения и теоретического уровня и практических навыков коррекционно-развивающей работы педагогов. 5

Составные компоненты звуковой культуры речи.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Развитие звуковой культуры речи
осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие
задачи:

1.
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.
2.
Развивать артикуляционный аппарат.
3.
Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4.
Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5.
Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6.
Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. 6

7.
Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8.
Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9.
Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
1. Развитие речевого слуха.
В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого олуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцетно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и месте ударного слога) в единстве с темпом речи. В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата. Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.).
2. Развитие артикуляционного аппарата.
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для 7
произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи. Поэтому задачами воспитателя являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
3. Работа над развитием речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно- сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием к речи детей со стороны взрослых. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены 8
говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз. Поэтому задачами воспитателя являются : 1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).
4. Работа над голосом.
Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека. Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно. Высота голоса — повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот. Сила голоса — произнесение звуков в определенной громкости (громко — нормально — тихо), а также умение произносить звук полнозвучно. Тембр голоса — качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д.). Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т. п. способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребенка или говорят низким голосом за «папу»). Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса. Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т. п.). Задачами воспитателя являются: 1 ) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту; 2) приучать детей говорить без 9
напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо — громко).
5. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемостъ «деканов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, «если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д.), недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других).. Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других), усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука, особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи (замена одной буквы другой), а искаженно произносимые и вовремя не поправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий (со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения. Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения (такими являются алалия, дизартрия и др.). Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове), вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости своевременно направить их в специальные детские учреждения.
6. Работа над дикцией.
Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения 10
ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др. Нередко нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четной, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция. Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения:
7. Работа над орфоэпией.
Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи; но и приучать к этому детей. Неоднократно мы встречаемся с тем, что дети в своей речи употребляют местный говор; ошибки просторечия, неправильное ударение, «буквенное» произношение слов (что, чего вместо штo и чево и т. п.). Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки; давая образец правильного произношения, Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям.
8. Работа над темпом речи.
Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.
9. Работа над интонационной выразительностью
. Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий: 11
мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе; темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками; ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса); фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
Этапы овладения звуковой стороной речи.
12
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Период от 2 до 3 лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков. Со второй младшей группы , когда у ребенка имеется достаточный активный словарь, и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей. Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка. Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в]. К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы] отрабатываются более сложные по артикуляции звуки [с], [с'], [з], [з'], [ц]. В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: [ш], [ж], [щ], [л], [л'], [р], [р'], [й]. Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость—глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе. Учитывая все возрастные особенности развития речи детей, развитие звуковой культуры можно распределить на
III основных этапа.

I этап – до 3-х лет
– проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. 13

II этап – от 3 до 5 лет
(2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д. 1 вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции, воспитание плавного выдоха, развитие громкости голоса. 2 вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук [С], «Жуки летают» - звук [Ж], «Комар звенит» - звук [З], «Змея шипит» - звук [Ш]. 3 вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Пирожок», «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т. д.) 4 вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет
– работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть
Задачи по развитию звуковой культуры речи

в разных возрастных группах.
14
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук». Выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. Ознакомление со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи» Из этого следует, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого слова в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи:
Первая младшая группа
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. 2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса. 3. Вызывать правильное произношение звуков. Упражнения на развитие дыхания:  "Чей одуванчик раньше улетит",  "Пускание корабликов",  "Птицеферма". Игры по звуковой культуре речи:  "Солнце или дождик",  "Идите с нами поиграть", 15
 "Угадай, кто кричит",  "Поспешили — насмешили",  "Кто как кричит",  "Угадай, что делать",  "Угадай, кто идет",  "Дует ветер".
Вторая младшая группа.
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в]. 2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. 3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.  Упражнения на развитие дыхания:  "Перекличка животных",  "Трубач",  "Топор",  "Ворона",  "Гуси",  "Чей пароход лучше гудит".  Игры по звуковой культуре речи:  "Покажи и назови",  "Угадай, кто сказал",  "Пузырь",  "Эхо",  "Чего не хватает".
Средняя группа.
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы]. 2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: [с], [с'], [з], [з'], [ц]. 3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. 4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп, размеренный ритм речи.  Игры на развитие дыхания: 16
 "Поиграем животиками",  "Узнай по запаху",  "Носик и ротик поучим дышать",  "Загони мяч в ворота",  "Погудим",  "Большой и маленький",  "Паровоз".  Игры по звуковой культуре речи:  "Угадай, чей голос",  "Возьми игрушку",  "Будь внимательным",  "Секрет",  "Повтори правильно",  "Выдели слово",  "Назови и отгадай",  "Наши имена",  "Отбери предметы".
Старшая группа.
1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л'], [л], [р'], [р]. 2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных "я", "е", "ё", "ю", шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л'], [л], [р'], [р]. 3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. 4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.  Игры на развитие дыхания:  "Дышим по разному",  "Свеча",  "Погасить 3, 4, 5...10 свечей",  "Великан и карлик",  "Лягушонок",  "Заблудился в лесу",  "Погреемся".  Игры по звуковой культуре речи:  "Угадай слово",  "Угадай звук",  "Утки и окуни",  "Куклы заблудились", 17
 "Угадай, какой звук играет с тобой в прятки",  "Четвертый лишний",  "Назови картинку и найди первый звук",  "Доскажи звук",  "Поезд",  "Расставь по местам",  "Мое слово",  "Поэт",  "Различай и повторяй".
Подготовительная к школе группа.
1. Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. 2. Развивать звуковой анализ слов. 3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.  Игры на развитие дыхания:  "Душистая роза",  "Поющие звуки",  "Веселые шаги",  "Птица",  "Трубач",  "Насос".  Игры по звуковой культуре речи:  "Определи первый звук в слове",  "Цепочка слов",  "Кто быстрее соберет вещи",  "Собери букет",  "Найди пару",  "Пирамида",  "Как их зовут?",  "Сколько слов со звуком [ш]",  "Проверь по узору",  "Кто быстрее",  "Составь слово",  "Лишнее слово".
Формы, методы и приёмы, используемые в работе по

формированию звуковой культуры речи.
18
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: дидактические игры («Чей домик?»); подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»); дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.); метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.). Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:  образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;  краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;  утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);  образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);  хоровые и индивидуальные повторения;  обоснование необходимости выполнить задание педагога;  индивидуальная мотивировка задания;  совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);  оценка ответа или действия и исправления;  образная физкультурная пауза;  показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.
Развитие звуковой культуры речи дошкольников

с применением наглядности.
19
Основные направления работы по развитию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения, выразительности детской речи. Все перечисленные в предыдущей главе приемы эффективны, но ведь значение наглядных пособий в педагогическом процессе общепризнано. Давно известно, что наглядность способствует закреплению пройденного, подводит детей к выводам и обобщениям, помогает систематизации изучаемого материала и повышает качество его усвоения. Великий русский педагог Ушинский считал
единство слова и

наглядности основой обучения, он называл показывание картинок

средством, заставляющим детей говорить

.
Ушинский подчеркивал, что детская природа ясно требует наглядности. Над какими-нибудь пятью неизвестными словами ребенок будет долго и напрасно мучиться, но если связать с картинками 25 таких слов, то ребенок усвоит их на лету. Наглядность как средство обучения, направленное на активизацию детской мысли и речи, находит в работе с детьми самое широкое применение. Эмоциональная насыщенность и опора на дидактический материал имеют место на всех этапах работы. Конкретный материал картинок подводит ребенка к правильному восприятию. Наглядный материал помогает уточнить понимание названий и само название предметов, действий, качеств. Назвать – не просто прикрепить к предмету ярлычок с именем, а отчетливо представить себе характерные особенности данного предмета. Эту мысль неоднократно подчеркивал в своих трудах Ф. Энгельс. Правильность этого положения подкрепляется наблюдениями, показывающими, что слова- названия закрепляются прочнее, если дети получают некоторые знания о данном предмете или явлении. В противном случае наглядность сама по себе только хаотически загружает умственную работу ребенка. Отдельные слова – еще не речь, но правильно понятые и произнесенные – необходимая предпосылка развития речи. Опираясь на картинку, ребенок приучается вслушиваться во фразу, понимать смысл постепенно усложняемых и детализируемых предложений, их лексические, фонетические и грамматические оттенки. В ряде случаев логопед иллюстрирует картинкой свое высказывание, чтобы ребенок понял, о чем именно идет речь. Это подтверждается словами Ушинского:
«Наглядность есть необходимое условие самостоятельного понимания

ребенком той или другой мысли».
20

Список используемой литературы

1.
Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд: АСТ. 21

2.
Бардышева Т., Костыгина В. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет". Изд.: Карапуз, 2007.
3.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
5.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Серия: Дидактический материал по коррекции письменной речи. Изд.: Книголюб, 2008.
6.
Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
7.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд: Ювента, 2005.
8.
Комиссарова Л. Ю. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд.: ЮВЕНТА, 2002.
9.
Костыгина В. "Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Изд.: Карапуз.
10.
Крупенчук О., Воробьева Т. Уроки Логопеда. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Изд.: ЛИТЕРА.
11.
Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. Изд.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007.
12.
Максаков А. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Изд.: Мозаика-Синтез.
13.
Нищева Н. В. "Веселая артикуляционная гимнастика". Изд.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, Изд.: АСТ.
14.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.:АРКТИ, 2005.- 240с.
15.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
16.
Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М.: 1996 г.
17.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М.: 2000 г.
18.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1989.
19.
Фомичева М.Ф. Учите детей говорить правильно. - М., 1968.
20.
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 22

21.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя детсого сада. - М.: Просвещение, 1988.
22.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Изд.: Теревинф. 23
Приложение 1.
Виды артикуляционных упражнений
 статические («Лопатка», «Горка», «Чашечка», «Грибок»).  динамические («Вкусное варенье», «Часики», «Почистим зубки», «Дятел», «Болтушка», «Лошадка»).
Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [ И]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки Тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон.
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [У]. Подражаю я слону – Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Лягушка-слон.
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня.
Рыбка.
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели.
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь Вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь 24
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так.
Лопаточка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5- 10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язычок широкий, гладкий, Получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек. Язычок вперёд тяну, Подойдёшь, и уколю. И опять буду считать: Раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка.
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Язык лопаточкой лежит И нисколько не дрожит. Язык иголочкой потом И потянем остриём.
Горка.
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас Станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку / Дятел
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. 25
Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Игры для старших дошкольников

«Развиваем фонематический слух».

Описание материала
: Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель:
Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие
— это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
«Где нужный звук?»

Цель.
Формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование
. Предметные картинки
Ход игры.
Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
«Клубочки – моточки»

Цель.
Формировать умение подбирать слова на заданный звук.
Оборудование.
Клубочек.
Ход игры.
Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, 26
Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
«Лови звук»

Цель.
Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков.
Ход игры .
Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
«Лови слово»

Цель
. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование.
Набор предметных картинок.
Ход игры.
Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
«Какой звук чаще всего слышим?»

Цель.
Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование.
Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры.
Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Кот копеек накопил, Кошке козочку купил.
«Кто-кто в теремочке живет?»

Цель.
Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование.
Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры .
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на 27
картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
«Два прихлопа - три притопа»

Цель.
Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование
. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры
. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
«Попугайчики»

Цель.
Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование.
Игрушка Попугай.
Ход игры.
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
«Озорные бубенцы»

Цель.
Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование
. Бубен.
Ход игры.
Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
«Ау»
28

Цель.
Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры.
Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.
«Найди звук»

Цель.
Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры .
Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал
. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.
«Слог сбежал»

Цель.
Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры.
Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".
«Цветные фишки»

Цель.
Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование.
Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры.
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
«Подушечка и кирпич»

Цель.
Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование.
Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии. 29

Ход игры
. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».
«Какое слово получилось»

Цель.
Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование.
Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки- подсказки.
Ход игры.
Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
«Цепи-цепи-кованы»

Цель.
Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры.
Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
«Сколько звуков»

Цель.
Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование.
Пуговицы или пробки.
Ход игры.
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.
«Придумай свое слово»

Цель.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры.
Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах. Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова. 30
Приложение 3.
Задания для практической части.

Задание 1.
Задание для 1 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей средней группы. (« Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Футбол», «Иголочка», «Чистим зубки» ) - упражнения направлены на развитие подвижности речевого аппарата. Задание для 2 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей старшей группы (« Чашечка», «Почистим зубки», «Индюк», «Вкусное варенье», «Маляр»). Задания для 3 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей подготовительной группы: («Лошадка», «Чашечка», «Лодочка», «Часики», «Почистим зубки»).
Задание 2 «Найди ошибку».
- Какую ошибку допустил воспитатель в средней группе, когда подобрал скороговорку?: Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. (Скороговорка подходит для старшего возраста, т.к. звуки [Р], [Л] формируются в последнюю очередь, когда подготовлен речевой аппарат).
Задание 3.
В группе, где более 50% детей имеют нарушения звука [С], воспитатель подобрал следующие упражнения: «Горочка», «Чашечка», «Лодочка», «Почистим зубки», «Качели». Какое упражнение лишнее? (Л ишнее упражнение «Чашечка», т.к. требует верхнего подъема языка, что недопустимо при закреплении звука [С])
Задание 4.
Подберите чистоговорки, стихи для свистящих, шипящих звуков, для звуков [Л], [Р]. 31