"Однородные члены предложения. Обобщение изученного материала"

Автор: Арасланова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Увинская СОШ № 4"
Населённый пункт: поселок Ува Увинский район Удмуртская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Однородные члены предложения. Обобщение изученного материала"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Однородные члены предложения. Обобщение изученного материала

Цель урока
: повторить и систематизировать сведения об однородных членах
Задачи
: – образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать однородные и неоднородные определения, строить структурные схемы предложения, развитие умения составлять предложения по схемам

развивающая: формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать – воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету, воспитывать интерес к книге, чтению
Тип урока
: обобщение материала
УМК:
Русский язык 8 класс под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта
Методы организации учебной деятельности:
 фронтальная  индивидуальная  ученик – учитель  ученик – схема
Оборудование
: опорные таблицы, индивидуальные карточки с текстом, толковый словарь, индивидуальные карточки с тестовыми вопросами
Ход урока

Мотивационно – целевой и ориентировочный этап
- Тема сегодняшнего урока «Повторение и обобщение изученного об однородных членах предложения». Мы должны с вами обобщить материал по теме и подготовиться к контрольной работе. - Как вы думаете, на какие вопросы мы будем сегодня искать вопросы?  Какие члены предложения называются однородными?  Какие союзы могут связывать однородные члены?  В каких случаях при однородных членах предложения ставим запятые?  В каких случаях запятые не ставятся?
 Что можете сказать о знаках препинания при обобщающих словах при однородных членах?  Какие слова могут употребляться как обобщающие слова? - А какие источники информации могут помочь нам в случае затруднения? (учебники, справочники, карточки – схемы) На этом уроке мы продолжим изучение и закрепление знаний об однородных членах и обобщающих словах при них, а также будем работать над закреплением навыков постановки запятых, тире и двоеточия в предложениях с однородными членами и обобщающими словами
Практический этап

Работа над повторением и закреплением материала
1) ответить на вопросы:  Какие члены предложения называются однородными?  Какие союзы могут связывать однородные члены?  В каких случаях при однородных членах предложения ставим запятые?  В каких случаях запятые не ставятся?  Что можете сказать о знаках препинания при обобщающих словах при однородных членах?  Какие слова могут употребляться как обобщающие слова? 2) построить схемы данных предложений (предложения не писать): В лесу и на полях всё было занесено снегом. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. Май леса наряжает и лето в гости приглашает. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов – посыпались выстрелы. 2)Синтаксический разбор предложения. Составьте предложение, выполнив следующие действия:
- возьмите подлежащее предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь. (Книга) - из предложения Добрая книга добру учит возьмите определение, поставьте его в форму мужского рода, единственного числа, именительного падежа. (Добрый) - из предложения За вину умный винит себя выпишите подлежащее, выраженное прилагательным. (Умный) - из предложения Старый друг лучше новых двух выпишите подлежащее. (Друг) б) Сделайте синтаксический разбор полученного предложения (Книга-добрый, умный и честный друг), составьте его схему. в) Согласны ли вы с этим утверждением? Составьте небольшое рассуждение (работа в тетрадях). 3)работа с текстом «Чудодейственное средство» Я летал над бе..конечными просторами тайги (одно)образным безмолвием тундры над ледя..ыми торосами Заполярья и над ра..калёнными барханами (средне)азиатских пустынь. (На)чём только (н..)летал на истребителях бомбардировщиках на т..жёлых транспортных машинах и штурмовиках на самолётах (винто)моторных и реактивных. Мне довелось спасать людей потерпевших бе..ствие во льдах Чуко..ского моря. Три года командуя авиацио..ым корпусом штурмовиков я провёл в боях с фашис..кими захватчиками. Но всего этого могло (со)мной и (н..)быть, (н..)найди я в своё время (чудо)действенного лекарства. (Н..)было(бы) в моей судьбе н.. т..жёлых и героических фронтовых лет н.. космодрома Байконур, н.. тридцати правительстве..ых наград во главе со Звездой Героя. И жизнь моя была(бы) куда бедней событиями, куда менее интересной и содержательной. (Не)обыкнове..ое лекарство, которое позволило мне забыть о болезнях и сохранить высокую (работо)способность на десятки лет, это (физ)культура. Лекарство очень даже простое и доступное. (По Н.П.Каманину)
Выполнение заданий по данному тексту:
1.Прочитайте текст. 2. Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? Объясните значение этих слов (Торосы – ледяные глыбы, образующиеся при сжатии льдов. Барханы – песчаные холмы в пустыне). Сверьтесь со словарем.
1. О чём идёт речь в данном тексте? 2. Объясните, какие буквы пропущены в отдельных словах и почему вы выбрали именно эти буквы. 3. Найдите в тексте предложение с обособленным определением. Расскажите, какие знаки ставятся при обособленных определениях. 4. Найдите в тексте предложение с обособленным обстоятельством. 5. Найдите предложения с однородными членами. Объясните знаки препинания при однородных членах. 6. Выпишите предложение с обобщающим словом при однородных членах и составьте его схему.
Рефлексивно – оценочный этап
- Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной цели? - А что мы для этого сделали? - Как вы думаете, справитесь с тестовыми вопросами по теме? Тест с выбором ответа Вариант 1. 1.Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Всё в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) всё напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину. 1. 1- тире, 2- двоеточие 2. 1- тире, 2- тире 3. 1- двоеточие, 2- запятая 4. 1- двоеточие, 2- тире 2.Укажите предложение с однородными членами. 1. Ты сер, а я, приятель, сед. 2. На одном месте и камень мохом обрастает. 3. Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4. Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь. 3.Какие однородные члены и какие союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1. однородные сказуемые; противительный союз 2. однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3. однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4. однородные сказуемые и дополнения; соединительный и противительный союзы 4.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. 1. А звёзды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют. 2. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах — истребители вредных насекомых. 3. И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими.
4. Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин, и берёз. 5.Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены). 1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами. 2. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая. 3. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание. 4. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны. 6.Укажите предложение, в котором перед союзом да (да и) нужна запятая. 1. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. 2. Тишина нарушалась только однообразным всплеском волн да жужжанием насекомых. 3. Ум имей хоть маленький да свой. 4. Богатырским сном угостил их Калина да ещё каких-то особо звонких птиц припас на пробуждение. 7.Какая пунктуационная ошибка допущена в одном из предложений: 1. Гость и недолго гостит да много видит. 2. В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 3. Небо было всё время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. а) недостаёт запятой перед ДА в предложении 1. б) недостаёт запятой перед КАК в предложении 2. в) недостаёт запятой после слова “видеть” в предложении 3. г) поставлена лишняя запятая перед И в предложении 3. 8. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Во всех языках мира (1) арабском, китайском, эскимосском и прочих (2) есть глаголы и существительные. а)1- двоеточие, 2- тире б)1- двоеточие, 2- запятая в)1- тире, 2- запятая г)1- запятая 9.Укажите предложение с однородными членами. 1)Согласному стаду и волк не нужен. 2)Саша неплохо закончил школу, но вступительный экзамен в институте не сдал. 3)Не было бы счастья, да несчастье помогло. 4)Море колыхалось целой массой, как густой расплавленный металл. 10. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О, и О, и О, и О] а) Учёные и инженеры конструкторы и техники участвуют в создании этого проекта. б) На картинах Сурикова вы увидите Петра 1 и стрельцов и царевну Софью и покорителей Сибири. в) Но работник был далеко и ничего не слыхал и не видел. г) Лоси и медведи и волки и лисы и многие другие звери водятся здесь.
Проверка: 1 - 4; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 3; 7 – а; 8 – 1; 9 – 2; 10 – б
Домашнее задание:
подготовиться к контрольному диктанту по теме “Однородные члены предложения”, выполнить упр.219 (стр.149)