"Развитие креативных способностей младших школьников"

Автор: Бабайлова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативных способностей младших школьников"
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие креативных способностей младших школьников
Бабайлова Е.С., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4, город Урай, ХМАО-Югра В условиях динамично развивающегося общества меняются приоритеты обучения воспитания, т.к. меняются и наши дети. Для них становится важным, чтобы заметили их одаренность, помогли стать успешными, поддержали в стремлении творить и созидать. И когда будут созданы эти необходимые условия, мы сможем выполнить социальный заказ общества, который определяет цель, ориентированную на формирование образованной, творческой, социально-ответственной личности, готовой вступить в процесс обновления общества. Исходя из этих условий, возникает потребность создать такую среду, в которой каждый живущий сегодня человек стремился бы улучшать окружающую жизнь. В чем заключается смысл современного образования? Современное общество считает, развитие личности школьника смыслом и целью образования, а стратегической целью образования - стимулирование его активности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, через урочную и внеурочную деятельность. Вот почему все более актуальным становится утверждение ДаниэлаПинка: «Людям с Правополушарным мышлением принадлежит будущее»? Потому что Искусственный Интеллект и Готовые Стандартные Методики дешевеют, а вот Креативные и Творческие решения становятся Основой Успеха! Началась новая эра креативных и творческих людей. Понятие «креативность» выделилось в отдельную категорию только к началу 50-х годов 20 века, благодаря Джо Гилфорду — профессору многих американских университетов. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, концентрации внимания, творчества и темперамента. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к инновациям и творчеству, проявляясь в различных сферах его активности. . Креативный — это не просто творческий (созидательный), создающий что-то новое, а создающий с определенной целью (целенаправленное творчество). Например, можно написать сборник стихов для души, по внутреннему приливу вдохновения, а можно написать сборник стихов, чтобы заработать на своем творчество денег, или написать сборник стихов на заказ. В этом случае необходимо писать стихи с точки зрения — будут ли они востребованы или с точки зрения — какую задачу перед вами поставил заказчик. Вдохновение и все стадии творчества необходимо пройти и в этом случае, но Вы должны уметь вызвать вдохновение в нужный момент: пригласить на чай свою Музу в определенном месте и в определенное время. Научиться правильно писать свои планы и ставить цели. Вы должны знать и уметь успешно организовать все стадии творческого (созидательного) процесса (создаёте ли вы произведение искусства или новый прибор), владеть всеми необходимыми инструментами и легко преодолевать творческую блокировку (отсутствие идеи, отсутствие вдохновения, страх, боязнь критики, боязнь публичных выступлений, неспособность выразить свои идеи, подавление, манипулирование со стороны других людей, отсутствие фокусировки, отсутствие инструментов для реализации идеи и т.д.). Необходимо научиться создавать свои собственные инструменты для новаторских идей, вещей или проектов. «Создавайте свои собственные инструменты. Это позволит вам делать уникальные вещи. Инструменты, которые есть только у вас, пусть даже самые простые, многократно увеличивают ваши возможности. Запомните, с их помощью вы можете разработать совершенно новые методы исследования». В нашей стране многие до конца не понимают значение слова «креативный», путая его с обычным творчеством.
«Творчество» и «Креативность» — не синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, убеждениях, традициях, которым следует автор. Главной же составляющей креатива является прагматизм (прагматик — тот, кто ставит практическую полезность выше всего), то есть изначальное знание — зачем, для чего нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и что именно нужно создавать. Люди творческие (художники, композиторы, поэты, писатели) творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Креативность – это Технология Организации Целенаправленного Творческого Процесса. Что такое технология? В переводе с греческого τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ. То есть технология — это искусство создавать и пользоваться методами, способами, мыслью, чтобы организовать какой-то процесс. В нашем случае — творческий процесс. Можно и подробно растолковать слово «креативность». Это слово иностранное, поэтому и искать его истинное значение мы будем в иностранном словаре, а не в переводчике, который выдает два значения: творческий и созидательный. Для определения этих процессов у нас есть русское слово ТВОРЧЕСТВО. Так почему столько разговоров вокруг Креативности и Креативного образования? Почему мы реже говорим — нам необходимо Творческое образование? Если слово CREATIVE посмотреть в тезаурусе, то можно увидеть его синонимы: одаренный, гениальный, инновационный, новаторский, изобретательный, вдохновленный (имеющий стимул), передовой, оригинальный, продуктивный, с богатой фантазией (провидец), находчивый, плодородный (производительный), модный (стильный). Креативность — это ещё и способность к инновациям (внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком). Если креативность понятие новое, что же наши предки использовали для подобного рода мышления? Какие слова и определения? Или не было креативных людей? В детских сказках, которые нам читали родители и бабушки, сами того не зная, мы постоянно слышали о креативности, потому что это есть русское слово СМЕКАЛКА — способность достигать цели, решать задачи, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации, используя при этом обычные предметы и обстоятельства необычным образом. Креативность - смекалка очень тесно переплетается с образным мышлением и воображением, отсутствием подавленности и хронических страхов. В школьной практике сегодня очень много внимания уделяется Логическим Процессам в ущерб Образному, Правополушарному, Креативному Мышлению! ПОЧЕМУ? Потому что программы школы написаны, чтобы выращивать ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, стандартных РАБОТНИКОВ, а не СОЗИДАТЕЛЕЙ и КРЕАТИВНО МЫСЛЯЩИХ ЛЮДЕЙ. Сегодня ребенку нужен «мозг-дизайнер», способность находить оригинальные решения и генерировать идеи, уметь учиться и трудиться играючи, с вдохновением, уметь создавать команды для реализации своих идей, быстро находить и решать проблемы, ставить себе цели с учетом чувств и желаний, избегать шаблонных форм мышления. В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой капле — бесконечность И небо — в чашечке цветка. Зачем педагогу Креативное образование? Андрей Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, дал ей определение: «…..обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели».
Современное ускоренное развитие новых технологий, сети Интернет, доступ к электронным библиотекам, ранее секретным материалам, архивам дает детям возможность изучать материал самостоятельно, не прибегая к помощи учителя. Все чаще в школах встречаются ситуации, когда ученики по какой-то теме владеют новым материалом гораздо лучше учителя, особенно это касается истории, общества, культуры, да и других наук. В этом случае алгоритм «От Учителя — к Ученику» моментально рушится, иногда с неприятными последствиями для учителя. И появляются новые цепочки взаимодействий, совместных исследований, практического обучения, что собственно и является схемами Креативного образования. Пусть лидером будет каждый. Когда начинается рост, не мешайте. Учитесь следовать, когда это имеет смысл. Позвольте любому стать лидером. Слушайте внимательно. Каждый, кто работает с нами, обладает сложным и неповторимым внутренним миром. Прислушиваясь друг к другу, мы обогащаем свой мир. Креативное образование поможет педагогу найти взаимопонимание со всеми детьми класса, повысить успеваемость, творческий и вдохновенный настрой детей на обучение, и самому стать универсальным педагогом, которого сложно заменить на компьютер или другого стандартно мыслящего учителя. Великий учитель — это великий художник! ~ Джон Стейнбек «Цель креативной педагогики состоит в том, чтобы преобразовать ЛЮБОЙ предмет (класс, курс, программу, школу) в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся (учащихся «на всю оставшуюся жизнь», умеющих и любящих самообучаться) — намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой. Дети мыслят масштабно и готовы взять самые высокие вершины, пока мы не опускаем их на землю. А в религиозной традиции: Бог создал человека в своем образе. А он — Бог — творец!!! Значит и человек — тоже творец! Мало того, любая религия учит походить на бога, жить как он, думать как он, поступать как он (или те, кто его принял). Не так ли? А значит творить, творить, творить! Творить руками — из света, из глины, из дерева, из всего! Творить головой, мозгами, умом, т.е. решать задачи и проблемы. Творить своим примером — т.е. делом, поведением, обучением других. Учителя — это такие же творцы, как поэты, художники, скульпторы, архитекторы! Учителя творят человеческие души и человеческие судьбы. Что делал Христос-то (в одной из религий)? Учил! Иногда исцелял, т.е. врачевал, но в основном учил. Не пахал, не сеял, не возводил зданий! Учил! А Будда? Учил! А Мохамед? Учил! С этой точки зрения, каждый учитель делает божье дело. Каждый хороший учитель — это творец будущего! Как сказал Джон Стейнбек: «Великий учитель — это великий художник». А что же творит обучаемый? — Первое: каждый обучаемый творит себя! Научился чему-то новому, сотворил себе новую возможность по работе, по жизни! Второе, решил задачу по-особому, давайте проверим, может это впервые в мире так решено? А вдруг, да? Вон юный Отто (Юльевич Шмидт) продумал свой путь в 15 лет! И сделал все, что задумал! Ну и наконец, третье, обучаемый нарисовал, каким способом он быстро выучил этот материал, и рассказал другим — вот он и сам вышел в область мета-когнитивных навыков (мышление о мышлении) и другим помог, побыл учителем (90% запоминания материала)… Сам сотворил и других на это подвигнул. Смотришь, класс-то и «погнал» методами обмениваться, да ускорять обучение. Так и живет процесс. Это как раз и есть процесс творчества, в котором, как писал Артур Кёстлер, «учитель и ученик живут в одном человеке.» Сам себя обучает и сам учится! Идеальный ученик! Заинтересованный и обучающийся с энтузиазмом! Психологи считают, что изначально креативность свойственна любому человеку, однако большинство людей теряют ее в детском саду или школе.
Креативное мышление имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, — словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества. Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где казалось бы ее уже давно нет. Если определенная ниша заполнена конкурентами, они могут придумать что- нибудь новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) …креативность и творчество идут рука об руку.
.
Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта.
Поэтому желая развить креативное мышление надо:
• Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого; • Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям; • Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»; • Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому; • Быть энергичным человеком, легким на подъем; • Иметь проницательность и наблюдательность; • Уметь совмещать несовместимое; • Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека; • Обладать чувством юмора и игривостью… Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он
выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения. Поэтому можно сказать, что один из ключей к раскрытию творческих способностей является регулярная практика медитации, настроя. "Запустить" творческое мышление можно и на специальных тренингах. Там можно обучиться специальным приёмам генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к творческим ресурсам, поработать с блоками и ограничениями. Не смотря на то, что специалисты работают в разных подходах и применяют разные техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики Методология это совокупность методов в четкой последовательности, как бы ступень за ступенью. И она включает некоторые известные методы и авторские методы. Методы могут быть объектно-ориентированными (т.е. направленными на изменение объекта) и субъектно- ориентированными (т.е. направленными на учащегося, на субъект).Объектно-ориентированные — это такие, как мозговой штурм (А. Осборн), например. Они направлены на изменение объекта, на поиск новых вариантов этого объекта. А субъектно-ориентированные — это такие, как метод ограничения времени (B.A.Моляко), метод гениальной ориентации (Алейников), и т.д. Они направлены на то, чтобы нажимать на человека, ставить его в трудное положение, тем самым заставляя его быть более творческим или, с другой стороны, так вдохновлять, что уже никто не может остановить такого учащегося.
Мозговой штурм.
Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи
записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
Ментальные карты (Тони Бьюзен).
По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
Шесть шляп Эдварда де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
Морфологический анализ
. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма. Синектика. Основной источник креативности, по мнению Уильям Гордона, — в поиске аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объёмный карандаш, её отрицание — плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка. Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий. Развивая творческие способности, вы сможете: Лучше узнать и понять себя; Найти новые решения для стандартных проблем; Взглянуть на мир по-новому; Повысить собственную эффективность и многое другое. Помните, что вы обладаете безграничным творческим потенциалом! ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих СауловичАльтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Я предлагаю вам несколько игр, которые можно использовать для проведения ежедневной интеллектуальной гимнастики. Соедини Ребенок говорит два случайных события, например, "груша упала" и "пошел дождь". Ваша задача – связать эти события:
Яблоко упало с яблони на голову пилоту, когда он готовился к рейсу. При взлёте у него так болела голова, что он не заметил грозовой тучи и направил самолет прямо в центр. Самолет вызвал разряд скопившейся энергии, началась гроза, и хлынул дождь. Дальше вы меняетесь ролями, и теперь уже ребенок придумывает “соединялку”. Данетки А вы пробовали выдумывать собственные данетки? Это не так сложно. Возьмите любую ситуацию из жизни и опишите ее, недоговорив некоторые детали, так чтобы она выглядела странной. Ребенок должен догадаться об этих деталях, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Например: Вчера мы встречали нашего папу на станции. Он приехал на нужной электричке, но мы не встретились. Как это могло произойти? Конечно, вы не говорите, что этот случай был с вами (дети быстро вспоминают о случившемся). А всех знакомых заменяем на пространное "человек", "женщина", "мужчина". Самое прекрасное, что после 2-3 примеров ребенок сам начнет замечать странные ситуации и придумывать данетки. Превращалка Давай представим, что вокруг нас космическое пространство... Тогда лампы это…? “Звезды”, – раздается радостный крик детей. А кровать – это… «Космический корабль!» А комнатные цветы – это…? Суть игры вообразить, что мы находимся в саду, на морском дне, в горах, внутри человека, на космическом корабле, в музее… А дальше придумать, чем будут предметы вокруг. Используйте эти простые игры во время прогулки, обеда, ожидания очереди, поездках на машине. Главное, делать это регулярно и пополнять свою коллекцию простых игр и вопросов! Мир креативности, творчества и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разнообразен, и мы можем показать лишь его небольшую, но достаточно проработанную часть. Освоить технологии развития креативного мышления, развить свое креативное мышление – задачи современного учителя, который хочет сделать процесс обучения творческим. Использованная литература. 1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М., 2007. С.13. 2. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. С.37. 3. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. С.57. 4. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1991. С.102. 5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М.: РГУ, 1983. С.92. 6. Терехова Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. кл. - Челябинск: Издво Челяб. гос. университета, 2002. С.102. 7. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1991. С.102. 8. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1 – Минск, 1995. С.31. 9. Блонский. Избранные психологические произведения. Изд. «Просвещение», М., 1964. С.102.