Урок окружающего мира в 1 классе "Развитие животных. Индуктивное исследование".

Автор: Перминова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок окружающего мира в 1 классе "Развитие животных. Индуктивное исследование".
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок окружающего мира в 1 классе «Развитие животных. Индуктивное исследование».

Программа:
Курс окружающего мира, 1 класс, Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова Курс междисциплинарного обучения для детей младшего школьного возраста (программа «Одарённый ребёнок» Н. Б. Шумаковой).
Тема курса:
Изменение.
Класс:
1.
Раздел 1:
Введение в тему.
Тема занятия:
Развитие животных. Изменения качественные.
Цели:
1. Обучить приёму классификации по разным основаниям. 2. Найти факты, иллюстрирующие разные виды изменений: качественных.
Обобщение:
Изменения могут быть качественные.
Материал:
иллюстрации из Интернета. Комментарии к уроку: Конспект занятия см. в пособии «Междисциплинарное обучение одарённых детей в начальной школе по программе «Одарённый ребёнок» (часть 1) - М.: УЦ «Перспектива», 2015. Занятие № 4, стр. 18. Учебник окружающего мира, 1 класс, Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Этапы занятия

Деятельность детей

УУД

1. Организационный момент – 5 минут 2. Мотивация – 5 минут Повторение. Вспомнить, что такое изменение. Привести примеры. Посмотреть рисунки, которые рисовали на вводном занятии «было – стало». Создание проблемной ситуации. На доске схемы процессов. Разгадайте, что они обозначают, в связи с предметом окружающий мир? Увеличение по размеру - Приведите примеры (рост дерева, сосульки, гора) - Как вы думаете, что обозначает вторая схема процесса? Выслушать догадки детей. - А какой процесс изменения показывает третья схема? (Дети высказывают свои догадки) На этапе отрабатывается умение формулировать вопрос 2. Проведение классификации. Обобщение - 5 минут Сделать несколько вариантов классификаций на основании предложений детей:  Изменения размера предмета  Изменение количества  Изменение состояния предмета  Качественные изменения предмета Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов на грядке.
Качественные изменения
Еще древнегреческие философы дали определение понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и На этапе отрабатывается умение самостоятельно определять цель своей работы
отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне. Обратить внимание учащихся на классификацию по признаку «качество предмета». Выделить основание классификации, записать название каждой группы. - Что мы можем теперь сказать об изменении: Какие они бывают? Количественные и качественные. Записать обобщение на листе бумаги:
Изменения могут быть

природными и искусственными.
3. Применение – 20 минут Задание 1. Каждой группе нужно прочитать текст в учебнике: 1 группа – «Развитие лягушки», стр.82 2 группа – «Развитие бабочки», стр.86 3 группа – «Развитие комара», стр.87 4 группа – «Развитие мухи», стр.88 Для каждой группы выдаётся пакет с инструкцией, планом ответа группы, схема развития Перед началом работы дети повторяют правила работы в группах, распределяют роли и начинают выполнять задание. На этапе отрабатывается умение самостоятельно определять цель своей работы На этапе отрабатывается умение самостоятельно составлять план исследования 4. Обмен информацией – 20-30 минут Группы представляют свои работы, размещают их на доске, рассказывают схему развития животных. Остальные дети сигнальными карточками показывают, согласны они или нет. На этапе отрабатывается умение представлять информацию, говорить аргументировано На этапе отрабатывается умение представлять информацию в сжатой словесной форме
5. Подведение итогов – 10 минут - Давайте подведём итог, что нового вы узнали на уроке. - Давайте проверим, по какому признаку мы разделили изменения в природе? Вспомнить предположения других вариантов классификаций, которые сделали ребята в начале урока, сравнить. - количественные, качественные и другое.
Вывод. Земноводные и насекомые развиваются с

превращением. Личинка, вылупившаяся из яйца не похожа

на взрослое животное.
На этапе отрабатывается умение выделять главную информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 6. Рефлексия – 10 минут Обсуждается, как работала группа: дружно? Сообща? Были ли споры, как решали? Кто помогал организовать работу в группе? Поблагодарить друг друга за совместную работу. На этапе отрабатывается умение делать обобщение, вывод