Методические рекомендации по осуществлению индивидуальных проектов по дисциплине "Обществознание"

Автор: Булаткин Александр Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО "Ростовский государственный университет путей сообщений"
Населённый пункт: г. Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по осуществлению индивидуальных проектов по дисциплине "Обществознание"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)

Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта

(ТТЖТ – филиал РГУПС)

Александр Николаевич Булаткин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тихорецк, 2016
Содержание Стр. Пояснительная записка 3 1. Общие сведения 3 1.1. Из истории проектного обучения 3 1.2. Нормативные документы, регламентирующие выполнение индивидуальных проектов обучающихся 6 1.3. Критерии оценки индивидуальных проектов 7 2. Технология осуществления индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» 9 2.1. Предварительные замечания 9 2.2. Начало работы над индивидуальным проектом 10 2.3. Составление плана учебного исследования 12 2.4. Ход работы над индивидуальным проектом 12 2.5. Составление списка литературы 16 2.6. Составление глоссария 16 2.7. Написание аннотации 16 2.8. Оформление и рекомендуемый объем работы 17 2.9. Подготовка к презентации индивидуального проекта 17 2.10. Роль руководителя проекта 17 Список литературы 18 Приложение 1. Образец оформления титульного листа 19 Приложение 2. Образец оформления содержания 20 Приложение 3. Примеры описания источников, включенных в список литературы 21 2

Пояснительная записка

1. Общие сведения

1.1. Из истории проектного обучения
Термин «проект» первоначально появился в области архитектуры. Прежде чем строить какое-либо здание архитектор создает его прообраз в виде эскиза, макета, плана, чертежа и т.п. Поэтому при подготовке профессиональных архитекторов вполне закономерно было использование учебного задания – создание собственного проекта. Первых профессиональных архитекторов начали готовить в Италии в конце XVI века. Тогда же стали использовать проектную деятельность в образовательных целях. Сначала к созданию собственных проектов для участия в конкурсах привлекались только лучшие студенты, однако в XVIII столетии проектированием должны были заниматься уже все будущие архитекторы, получавшие образование в Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. [1, с. 37] Это дало повод М. Кноллю озаглавить одну из своих статей «300 лет учимся на проекте» [5]. По примеру архитекторов свои проекты позднее стали создавать и инженеры. И тоже использовать проектную деятельность в образовательных целях. В США это произошло в начале XIX века. Проектная деятельность в школьном образовании зародилась во второй половине XIX века в США. В школах, расположенных в сельской местности, учились преимущественно дети фермеров. Они должны были помогать родителям по хозяйству, поэтому пропускали занятия. Возникла проблема: как дать качественное образование детям фермеров, несмотря на это обстоятельство. Многие педагоги в США занялись решением данной проблемы. Появились экспериментальные сельскохозяйственные школы, в которых разрабатывались новые приемы и методы обучения. Одним из них стал «метод проектов». Данный термин впервые употребил заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ Д. Снедзен в 1908 г. Пропускающим занятия детям учителя давали домашние задания для самостоятельного выполнения. Для обозначения таких заданий Д. Снедзен использовал термин «домашний проект», а сам этот способ обучения был назван им «методом проектов». Спустя три года американское Бюро воспитания название утвердило, и оно стало применяться в педагогической литературе. В 1919 г. школьное ведомство США официально ввело метод проектов в практику обучения, выпустив рекомендации «Проектный метод в деле образования». [2, с. 308] Теоретическое обоснование применения проектной деятельности в педагогике было дано в философии прагматизма. Прагматизм (от греч. «прагма» – «дело», «действие») – философское направление, появившееся в США в 70-е гг. XIX в. Свое название оно получило в силу того, что его 3
основоположники – Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи – считали действие фундаментальным методологическим принципом своей философии. Наибольший интерес к педагогике на протяжении всей жизни проявлял Д. Дьюи, предложивший обучение осуществлять практически, «посредством делания». Он рассматривал совершенствование системы образования как важнейший инструмент развития демократии. Его педагогические эксперименты, начавшиеся в 1896 году в созданной им экспериментальной школе при Чикагском университете, оказали значительное влияние на педагогику в США и других странах мира. Основным понятием в философии Д. Дьюи является понятие «опыт», которое включает в себя целиком весь жизненный мир человека. Опыт представляет собой сложное переплетение разнообразных событий, развитием которых человек способен управлять благодаря своему интеллекту. Поэтому его задача – этому научиться. С данной целью люди проводят эксперименты, при помощи которых находят причины событий. Когда человек сталкивается с какой-то проблемой, у него появляется предположение о том, как ее можно решить. Затем эта гипотеза подвергается проверке, и если догадка верна, то достигается нужный результат. Если же гипотеза не состоятельна, то все начинается заново. И так до тех пор, пока проблема не будет решена. Таким образом, познание для Дьюи – это процесс экспериментирования. Поэтому он называл свою концепцию не прагматизмом, а экспериментализмом или инструментализмом. По его мнению, научные понятия и законы, логические приемы – это средства, орудия исследования, инструменты разрешения проблемных ситуаций. А само исследование есть не что иное как преобразование проблемной ситуации в ситуацию, поддающуюся разрешению. Данное преобразование проходит ряд этапов: постановка проблемы, выдвижение предположений, выбор гипотезы, ее проверка, достижение приемлемого результата. Развивая идеи Д. Дьюи, его ученик У. Килпатрик создал педагогическую систему экспериментализма, в рамках которой сформулировал теоретические основы метода проектов. Обоснованию своего подхода он посвятил работы «Метод проектов» (1918 г.), «Основы метода» (1925 г.). «Воспитание в условиях меняющейся цивилизации» (1926 г.). Килпатрик исходил из того, что школа должна готовить обучающихся к жизни в условиях быстро изменяющегося мира. Ее главная задача – научить детей самостоятельному решению проблем, развить способности к поиску и исследованию. Обучение, согласно Килпатрику, должно быть направлено на выработку умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. В 20-е годы XX в. метод проектов был применен в школе Э. Коллингса, затем получил широкое распространение, в том числе и за пределами США. В России американские педагогические новации стали известны в начале ХХ века. Под их влиянием, начиная с 1905 года, группа энтузиастов под руководством С.Т. Шацкого предприняла попытку использовать 4
проектные методики в дошкольных и внешкольных учреждениях – детских и подростковых клубах, обществах; позднее – в летней детской колонии «Бодрая жизнь». Открыть частную школу С.Т. Шацкому не разрешили, а в 1908 году он был даже арестован «за пропаганду социализма среди детей». Поводом для предъявления этого обвинения стала попытка введения детского самоуправления в обществе «Сетлемент» (в пер. с англ. – «Поселение»), закрытого одновременно с арестом С.Т. Шацкого. С приходом к власти большевиков, отношение к педагогическим новациям изменилось. Большевики и прежде всего их лидер – В.И. Ульянов (Ленин) – стремились заменить традиционную для России прусскую систему образования на американскую. Для педагогов-новаторов открылось широкое поле деятельности. В 1919 г. по предложению Н.К. Крупской С.Т. Шацкий на базе своих дореволюционных учреждений создал Первую опытную станцию по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР . На ее базе развернулась экспериментальная деятельность по реформированию системы образования. Значительное внимание при этом уделялось ее методологическому обеспечению. В 1920-е годы на русский язык оперативно переводились и практически сразу же издавались педагогические труды Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, публиковались работы отечественных сторонников проектного обучения. В 1928 г. в СССР приезжал Д. Дьюи, который был восхищен масштабом преобразований в системе образования нашей страны. Однако в 1931 г. вышел ряд постановлений ЦК ВКП(б) о школьном и дошкольном образовании. В них экспериментальная работа 1920-х гг. признавалась ошибочной. Поиск новых методов обучения и воспитания фактически был запрещен. Начался возврат к традиционной системе образования. А в конце 30-х годов, по политическим мотивам, все труды Д. Дьюи были изъяты из обращения, его имя перестало где-либо упоминаться. Интерес к проектному обучению в педагогике возродился в СССР в 1980-е годы. Причиной этого стало осознание кризисного состояния системы образования в стране и стремление найти пути выхода из этой ситуации. Появляется достаточно много работ, посвященных методу проектов. Однако подлинный всплеск интереса к проектному обучению произошел в 90-е годы ХХ века в связи с бурным развитием информационно-коммуникативных технологий. Благодаря им появились новые возможности для реализации проектной образовательной технологии на принципиально новых основаниях. В нулевые и в начале десятых годов XXI столетия публикуются многочисленные статьи, монографии, защищаются диссертации по различным аспектам проектного обучения. При этом количество публикаций, доказывающих эффективность применения проектных технологий, с каждым годом возрастает. В итоге это нашло отражение в государственном образовательном стандарте. В настоящее время в процессе получения 5
среднего общего образования, каждый обучающийся должен научиться выполнять индивидуальные проекты.
1.2. Нормативные документы, регламентирующие выполнение

индивидуальных проектов обучающихся
Выполнение обучающимися индивидуальных проектов предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (далее – Рекомендации), содержащимися в письме Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259. [4] В соответствии с п. 11 ФГОС СОО (Рекомендации повторяют эти положения), « индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой 6
информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов». [3]
1.3. Критерии оценки индивидуальных проектов
Исходя из требований нормативных документов Минобрнауки России, для оценки индивидуальных проектов по дисциплине «Обществознание», выполненных обучающимися, предлагаются следующие критерии: - завершенность индивидуального проекта; - самостоятельность учебного исследования или разработанного проекта; - наличие цели индивидуального проекта; - четкость формулировки задач; - наличие и обоснованность рабочей гипотезы; - всесторонность проверки выдвинутого предположения; - адекватность использования научных методов в процессе работы над проектом; - глубина анализа исследуемой проблемы; - полнота использования научной и учебной литературы, степень знакомства с различными подходами к исследуемой проблеме; - умение находить информацию в сети Интернет, наличие навыка использования необходимых Интернет-ресурсов; - наличие ссылок на заимствованные положения; - логичность и последовательность изложения материала; - адекватность использования научной терминологии, понятийного аппарата гуманитарных и социально-экономических наук; - правильность оформления работы: наличие четко выраженных введения, основной части, заключения (выводов), а также глоссария и аннотации; соблюдение требований ГОСТа при оформлении списка используемой литературы; - умение в концентрированном виде представить основные результаты проектной деятельности; - наличие и качество мультимедийной презентации во время защиты индивидуального проекта; - способность точно, лаконично и по существу отвечать на задаваемые вопросы в процессе обсуждения доклада. Результаты выполнения индивидуальных проектов оцениваются на основе приведенных выше критериев по пятибалльной системе . Оценка «
отлично
» выставляется в случае, если работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к индивидуальным проектам, а именно: - носит завершенный характер; - выполнена самостоятельно; - содержит все необходимые структурные компоненты: 7
1) титульный лист; 2) аннотацию; 3) содержание; 4) введение, включающее обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы, цель и задачи индивидуального проекта, рабочую гипотезу, указание на применяемые методы исследования; 5) основную часть, разделенную на главы и (или) параграфы; 6) заключение (выводы); 7) список используемых источников; 8) глоссарий; - продемонстрированы навыки использования Интернет-ресурсов, научной и учебной литературы, владения научной терминологией; - используемый теоретический и эмпирический материал проанализирован и последовательно изложен, сделанные выводы логически следуют из основного содержания работы; - доклад, представленный на защите индивидуального проекта, точно отражает основное содержание работы и полученные результаты; - ответы на задаваемые вопросы точные и четкие, демонстрирующие хорошее владение материалом; - выступление иллюстрируется высококачественной мультимедийной презентацией. Оценка «
хорошо
» выставляется в случае, если работа носит завершенный характер, в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеет незначительные отступления от них, в частности, - при анализе теоретического и эмпирического материала исследования допущены некоторые неточности; - сделанные выводы не всегда логически следуют из основного содержания работы; - представленный на защите индивидуального проекта доклад не в полной мере отражает основное содержание работы; - ответы на вопросы не всегда полные, четкие и логичные; - презентация, сопровождающая выступление, не вполне адекватно отражает содержание доклада. Оценка «
удовлетворительно
» выставляется в случае, если работа носит завершенный характер и в целом соответствует предъявляемым требованиям, но имеет существенные отступления от них, в частности, - в работе отсутствует аннотация или глоссарий; - во введении недостаточно четко определены цели и задачи индивидуального проекта, отсутствует рабочая гипотеза и указание на используемые методы исследования; - при анализе теоретического и эмпирического материала исследования допущены значительные неточности; - выводы логически слабо связаны с основной частью работы; 8
- представленный на защите индивидуального проекта доклад лишь частично отражает основное содержание работы; - ответы на вопросы неполные и неточные; - презентация, сопровождающая выступление, недостаточно адекватно отражает содержание доклада. Оценка «
неудовлетворительно
» выставляется в случае, если работа полностью не соответствует основным требованиям, предъявляемым к индивидуальным проектам, а именно: - исследование не завершено (тема не раскрыта, цели и задачи не реализованы); - в работе отсутствуют важные структурные компоненты (введение, заключение, список использованных источников и т.д.), а в имеющихся существенно нарушены предъявляемые к ним требования (изложение материала путанное, имеются многочисленные повторы, выводы логически не связаны с основной частью проекта и т.п.); - доклад не отражает содержание работы; - ответы обучающегося на вопросы содержат существенные ошибки, свидетельствующие о не владении материалом и указывающие на отсутствие самостоятельной работы над индивидуальным проектом; - отсутствие презентации или крайне низкое ее качество.
2. Технология осуществления индивидуального проекта по дисциплине

«Обществознание»

2.1. Предварительные замечания
Индивидуальные проекты по дисциплине «Обществознание», как правило, осуществляются в форме учебного исследования. Результат, достигнутый в ходе проведения такого исследования, обладает лишь субъективной новизной. В этом состоит главное отличие учебного исследования от научного. Оно предполагает получение результата, нового только для обучающегося, а не для всего человечества. В остальном учебное исследование похоже на научное. Более того, в некоторых, впрочем, достаточно редких, случаях в результате учебного исследования может быть достигнут результат, объективно обладающий новизной. Тогда исследование приобретает статус научного. В любом случае, обучающиеся должны следовать основным правилам исследовательской деятельности. К важнейшим из них нужно отнести следующие. 1. Всесторонность рассмотрения . Исследуемую проблему нужно рассматривать с разных сторон, учитывать различные точки зрения. Сопоставление разных позиций, анализ используемой авторами аргументации приводит к обнаружению сильных и слабых сторон каждой из 9
точек зрения, способствует осмысленному формулированию собственного взгляда на изучаемую проблему. 2. Объективность. Предполагает запрет на произвольное изменение смысла анализируемых высказываний. Нельзя искажать чужую мысль, приписывая авторам то, что они не утверждали. 3. Использование научной методологии . При осуществлении учебного исследования могут быть использованы различные методы: эмпирические и теоретические, общенаучные и частнонаучные, общелогические и философские. В соответствии с принципом «методологического плюрализма» выбор метода определяется прежде всего целями и задачами исследования и находится в компетенции самого исследователя. 4. Рациональность изложения . Изложение материала в учебном исследовании должно быть строгим, точным, лаконичным, основанным на понятийном аппарате данной области знания. Использование образов, сравнений, примеров допустимо, а иногда и весьма желательно, но эти средства должны лишь иллюстрировать, делать более понятными научные положения, а не подменять их. Понятийная форма выражения мыслей, логическая последовательность, непротиворечивость и доказательность – вот черты научной прозы, которые нужно усвоить каждому, кто занимается исследовательской деятельностью. Особенно негативно на качество учебного исследования влияет противоречивость аргументации, «перескакивание» с одного вопроса на другой при изложении материала, неоднократные повторы одной и той же мысли и т.п. 5. Запрет плагиата . Нельзя чужие мысли выдавать за свои. При использовании в тексте чужого высказывания его нужно выделять с помощью кавычек и оформлять ссылку на источник заимствования. Данное правило представляется особенно важным в условиях повального увлечения «скачиванием» из Internet, имеющего место в среде обучающихся.
2.2. Начало работы над индивидуальным проектом
Работа над индивидуальным проектом начинается с выбора обучающимися темы исследования. Их перечень содержится в рабочей учебной программе дисциплины «Обществознание». В список тем индивидуальных проектов обучающихся включены как темы, предлагаемые примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), так и сформулированные автором (авторами) рабочей учебной программы. На этом этапе особенно важна роль руководителя индивидуального проекта. Он должен создать у обучающихся стимул для работы и помочь им выбрать тему индивидуального проекта. Если у студента есть собственная 10
тема исследования, то нужно детально ее обсудить с обучающимся и прийти к совместному решению о целесообразности работы над ней. Положительное решение возможно в случае, если тема находится в проблемном поле дисциплины «Обществознание», студент проявляет к ней серьёзный интерес и у него есть адекватное представление о специфике данной проблематики. В противном случае лучше постараться убедить обучающегося остановить свой выбор на одной из предлагаемых преподавателем тем. Делать это нужно аргументированно и весьма тактично, желательно дать какое-то время для размышления. После того, как тема выбрана, руководитель должен довести до обучающегося подробную информацию о структуре индивидуального проекта, критериях его оценки. Обучающемуся нужно иметь четкое и ясное представление о характере и объеме предстоящей работы, о том, какой результат он должен достичь и в какой форме его нужно представлять для публичного обсуждения. Затем необходимо составить предварительный план исследования. Для этого студенту нужно сначала познакомиться с имеющимися материалами по теме исследования. Начать знакомство лучше с основной учебной литературы и информации Internet-ресурсов, указанных в рабочей учебной программе дисциплины «Обществознание». При этом преподаватель должен указать, в каких источниках тема данного индивидуального проекта освещена наиболее обстоятельно, а в случае необходимости порекомендовать дополнительные источники, печатные или электронные. Очень желательно, чтобы руководитель проекта назвал имена ведущих специалистов в интересующей студента области, на работы которых нужно обратить внимание в первую очередь. Используя время, отводимое учебным планом на проведение консультаций по индивидуальным проектам, преподаватель должен контролировать процесс «погружения» студента в выбранную тематику, давать рекомендации и вносить необходимые коррективы в его деятельность. Это очень важный этап, поскольку от него во многом зависит вся дальнейшая работа над проектом. Знакомство с материалами по тематике исследования позволит обучающемуся уяснить актуальность и значимость темы проекта, получить информацию о научных методах, применяемых в данной сфере, определить проблемное поле учебного исследования, наметить цели и задачи проекта, задуматься над его рабочей гипотезой. Эта работа займет определенное время, но только после ее выполнения можно осмысленно составить план предстоящего исследования. При составлении плана нужно помнить, что он не окончательный. В ходе работы над проектом могут появиться новые вопросы, требующие изучения, что неизбежно вызовет корректировку первоначального плана. Но это вполне согласуется с принципом непрерывности планирования, 11
сформулированным американским специалистом по технологии планирования Р. Акоффом.
2.3. Составление плана учебного исследования
План учебного исследования включает три составляющих: введение, основную часть и заключение. При его создании наибольшее внимание, разумеется, уделяется основной части. Прежде всего нужно определить, какие проблемы заслуживают рассмотрения и распределить их по разделам. Если в разделе рассматриваются несколько относительно самостоятельных вопросов, то их следует выделить в качестве подразделов. Разделы и подразделы можно назвать, соответственно, главами и параграфами. Затем нужно их озаглавить. Выбирая на этом этапе работы над проектом название для главы или параграфа, не следует стремиться дать абсолютно точное и окончательное название. Достаточно руководствоваться простым правилом: название должно соответствовать проблеме или проблемам, которые будут анализироваться в данном разделе. Окончательный вид эти названия приобретут позже, когда в результате проведенного исследования у автора проекта сложится более глубокое понимание сути проблем. При определении в ходе планирования последовательности рассмотрения вопросов, нужно исходить из требований логики и хронологии. Первое требование, в частности, означает, что, поскольку следствия не могут появиться раньше причин, то более фундаментальная проблема должна быть исследована раньше, чем те, которые ею порождаются. Второе требование предполагает соблюдение хронологической последовательности. Например, анализируя представления о государстве, мы должны сначала рассмотреть взгляды Платона, затем Аристотеля, то есть в том порядке, в каком представления появились, а не наоборот. После того, как план составлен, можно приступать к разработке графика работы над каждым его разделом. Сроки, отводимые на написания каждого параграфа, могут быть разными. Это зависит от целого комплекса объективных факторов: сложности проблемы, полноты и доступности информации, специфики учебного процесса и т.д. Эти обстоятельства нужно учитывать при составлении графика. Но когда график составлен и согласован, то его нужно выполнять. Эту мысль руководитель проекта должен в доступной им форме донести до обучающихся.
2.4. Ход работы над индивидуальным проектом
Работа над каждым подразделом (параграфом) плана учебного исследования осуществляется по единой схеме: 1) сбор материала; 2) его анализ и осмысление; 3) изложение материала. 12
Осуществляя сбор эмпирического и теоретического материала, автор проекта должен стремиться получать информацию из разных источников. Здесь действует правило: чем больше использовано источников информации и чем они разнообразнее, тем лучше. Однако при этом нужно помнить, что брать сведения нужно только из надежных источников. К ним прежде всего относится научная, учебная и справочная литература. При этом не имеет значения, в каком виде она представлена – в печатном или электронном. Главное, чтобы это была официально изданная публикация – статья, монография, учебник, учебное пособие, энциклопедия, словарь, справочник и т.п. У нее обязательно есть: 1) Ф.И.О. автора (авторов); 2) название работы; 3) название издания (для журналов) или издательства (для книг); 4) место и год издания. У электронной публикации есть также указание на конкретное место, где она размещена в сети (URL). Студенты часто ищут информацию в «Википедии». Для получения первичных сведений о каком-либо объекте это вполне оправдано. Однако при этом нельзя забывать, что «Википедия» – это свободная энциклопедия, в создании которой может принять участие любой желающий. Поэтому далеко не вся информация там достоверна, о чем предупреждают и сами ее издатели. Сведения, особенно теоретического характера, нуждаются в проверке. После того, как материал собран, его необходимо проанализировать. Цель такого анализа – обнаружить причинные связи или установить функциональную зависимость между различными явлениями и процессами, сопоставить различные интерпретации одних и тех же фактов; сравнить аргументацию, выдвигаемую сторонниками разных позиций, и т.д. В процессе этой работы формируются навыки аналитической деятельности, критического мышления, которые в конечном счете приводят к появлению собственного понимания проблемы. Когда это произошло, можно приступать к изложению материала. Это самая трудная часть работы. Студенты 1 курса, особенно технических специальностей, обычно не имеют опыта написания текстов гуманитарного характера. Поэтому им сложно выражать свои мысли самостоятельно. Именно этим объясняется стремление найти и «скачать» уже готовый текст из сети Internet. Но поскольку данное действие является плагиатом, оно недопустимо. Тем не менее, фрагменты существующих текстов, написанных специалистами, не только можно, но и нужно использовать в процессе изложения материала, не забыв, конечно, оформить ссылку на заимствованный текст. Некоторые «продвинутые» сайты при копировании любого фрагмента текста всегда вежливо напоминают: «Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату». Если автор проекта разделяет мнение того или иного автора, то он вполне может выразить свою позицию, используя его формулировки и терминологию. Это существенно упрощает задачу студента по изложению материала. Вместе с тем текст нельзя переписывать полностью. Из него 13
нужно выделить главное, а именно то, что отражает проблематику учебного исследования. Все другие моменты, не имеющие непосредственного отношения к проекту, нужно исключить. В таком случае, правильно используя цитаты, можно при помощи чужих формулировок вполне адекватно выразить свою собственную мысль. Но, конечно, данным приемом не следует злоупотреблять. Нужно учиться излагать материал своими словами. Каждый самостоятельный подраздел (параграф) или раздел (главу) следует завершать кратким выводом. Это очень поможет при написании заключения, которое нужно писать сразу же после окончания работы над основной частью. Сколь-нибудь длительный перерыв в работе крайне нежелателен. Данная рекомендация обусловлена спецификой заключения. В нем подводятся итоги, формулируются важнейшие выводы, к которым пришел автор в ходе своего исследования. Начинается заключение стандартной фразой, например, «В заключении подведем некоторые итоги» или «В результате исследования можно сделать следующие выводы». И далее можно переходить непосредственно к изложению своих выводов. При этом нужно помнить о том, что выводом не может быть некое правильное, но общее рассуждение. Вывод – это положение, к которому пришел автор в результате проведения именно своего исследования. Недопустима также ситуация, когда в основной части работы речь идет об одном, а в заключении говорится о вещах, с проведенным анализом вообще не связанных. Выводы должны логически вытекать из содержания исследования. Таким образом, главные требования, предъявляемые к выводам, состоят в том, что они должны носить конкретный характер и иметь обоснование непосредственно в материалах исследования. Здесь окажутся весьма кстати положения, сформулированные в конце каждого параграфа или главы. На их основе несложно сформулировать и общие выводы для всего исследования. Большую проблему для студентов-первокурсников представляет написание введения, поскольку работа над ним осуществляется в два этапа. В процессе знакомства с материалами по теме исследования начинается работа над его первоначальным вариантом. Что должно найти отражение во введении на этом этапе работы? В первую очередь, необходимо обосновать актуальность темы исследования, т.е. показать, что выбранная проблема действительно представляет познавательный интерес. Чем сложнее проблема, тем больший интерес она потенциально представляет для обучающихся. Например, проблема человека. Над ее решением выдающиеся представители человечества бьются уже две с половиной тысячи лет. Тем не менее, человек по-прежнему остается загадкой. Это касается и его происхождения, и природы, и сущности. Наука многое узнало о человеке, но вопросов появилось еще больше. Данная проблема, несомненно, является актуальной. 14
Затем определяется цель исследования. Для начинающего исследователя важно, чтобы данная цель была соизмерима с его возможностями. Не следует ставить слишком глобальных и всеобъемлющих целей, которые заведомо не достижимы в данный момент времени. В соответствии с избранной целью определяются конкретные задачи исследования. Их количество должно быть необходимым и достаточным для достижения конечной цели исследования. После того, как цели и задачи определены, необходимо сформулировать рабочую гипотезу проекта. В процессе исследования ее предстоит подтвердить или опровергнуть. Проводить исследование, не выдвигая гипотезы, конечно, можно. Но в этом случае его качество будет заведомо невысоким, поскольку мы точно не знаем, что конкретно мы должны выяснить. Выдвижение обоснованного предположения, т.е. гипотезы, существенно повысит эффективность исследования. Например, тема индивидуального проекта: « Современные религии ». Какие предположения можно в данном случае выдвинуть? Можно предположить, что современные религии трансформируются по мере изменения общества. А можно предложить другую гипотезу: количество религиозных течений в современном мире растет. Формулируя гипотезу, мы определяем для себя, что именно мы хотим выяснить: 1) изменяются религии или нет с изменением общества? либо 2) растет количество религиозных течений в современном мире или оно остается неизменным? Выдвигая ту или иную гипотезу, мы выбираем стратегию исследования. А, значит, и научные методы, которые будем использовать. В первом случае основным будет сравнительно-исторический метод, во втором – статистический. Таким образом, формулируя гипотезу, мы повышаем эффективность нашего исследования, поскольку точно знаем, что именно хотим выяснить. А этим определяется и выбор наиболее адекватных для данных целей научных методов. Вместе с тем, на начальной стадии осуществления проекта нельзя предугадать, сколько методов придется использовать. Достаточно будет одного-двух или потребуется пять. Поэтому данный аспект исследования придется характеризовать уже после того, как исследование завершено. Следовательно, написав заключение, придется вернуться снова к введению и начать второй этап работы над ним. Во-первых, как уже было сказано, необходимо внести уточнение в характеристику методологической базы исследования, то есть конкретно указать какие именно научные методы были использованы в процессе исследования. И, во-вторых, нужно показать практическую значимость проекта и достигнутого результата. В случае учебного исследования – это то, какую пользу принесло осуществление проекта непосредственно его автору, что ему удалось узнать и какие полезные навыки он приобрел. 15

2.5. Составление списка литературы
Еще один обязательный элемент работы над проектом – составление списка литературы. Библиографический список должен содержать источники, на которые есть ссылки в тексте. Включение в список публикаций, не использованных в исследовании, не допускается. Работы, включаемые в библиографический список, располагаются в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора или названия источника). Ссылки на них даются в тексте исследования после приведенной цитаты. Существуют разные способы оформления ссылок. Однако в последние годы все большую популярность получает способ, описанный ниже. Именно он рекомендуется для использования. Ссылки даются непосредственно в тексте после цитаты в квадратных скобках, внутри которых сначала указывается порядковый номер источника в списке литературы, затем, через запятую, указывается номер страницы или страниц, на которых цитата расположена. Например: [3, с. 37] или [3, с. 37- 38]. Библиографическое описание источников, включенных в список литературы, оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008. Образцы такого описания для разных видов источников содержатся в приложении № 3.
2.6. Составление глоссария
В глоссарий включаются понятия, отражающие основное содержание исследования. Поэтому он составляется после того, как индивидуальный проект уже завершен. Обычное количество ключевых терминов 4–8. Для раскрытия значения основных понятий исследования следует использовать авторитетные справочные издания – энциклопедии, энциклопедические или обычные словари.
2.7. Написание аннотации
Аннотация представляет собой краткое изложение содержания исследования. Пишется она в последнюю очередь, хотя помещается в начале работы. Обычно это несколько предложений, общий размер которых не превышает 10 строк.
2.8. Оформление и рекомендуемый объем работы
16
Работа оформляется в текстовом редакторе Microsoft Word следующим образом: формат страницы: А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14 пт, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание – по ширине страницы. Поля: справа – 1 см, все остальные по 2 см. Рекомендуемый объем основных частей работы: - введение – 2-3 страницы; - основная часть – 10-15 страниц; - заключение – 1-2 страницы. Образцы оформления титульного листа и «содержания» даны в приложениях № 1 и № 2.
2.9. Подготовка к презентации индивидуального проекта
Результаты проведенного учебного исследования должны быть представлены для публичного обсуждения. Последнее обычно проходит в формате защиты проекта, запланированной на одно из последних занятий по дисциплине «Обществознание». В отдельных случаях презентация результатов индивидуального проектирования может осуществляться на студенческих научно-практических конференциях. Это касается лучших работ, содержание которых выходит за рамки учебного исследования. Материалы таких проектов по итогам работы конференций могут быть также рекомендованы к публикации. Однако, независимо от формата презентации результатов, к ней необходимо подготовиться. Прежде всего нужно написать текст выступления на 5-7 минут. Это примерно 2,5-3 страницы текста. Для его подготовки лучше всего подходит содержание введения и заключения. Во введении уже есть обоснование актуальности, практической значимости, цели и задач проекта, его методологической базы и т.д., а в заключении подведены итоги исследования. Если данные разделы написаны качественно, подготовка текста выступления не займет много времени. После того, как текст выступления составлен, его необходимо сопроводить мультимедийной презентацией. А затем продумать свои ответы на возможные вопросы по ключевым аспектам проекта.
2.10. Роль руководителя проекта
Роль преподавателя достаточно важна на всем протяжении работы над индивидуальным проектом. Он должен всячески поощрять творческую активность автора проекта, поддерживать его инициативу. В то же время, его задача заключается в том, чтобы показывать обучающимся, какие способы и приемы нельзя использовать в процессе осуществления проекта. Все, что не противоречит этому, разрешено. Более 17
того, инновационные подходы к рассмотрению традиционных проблем должны всячески приветствоваться.
Список литературы
1. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 36–41. 2. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 307–318. 3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 5. Knoll M. 300 Jare lernen am Projekt. Zur Pevision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. Heft 7–8. 1993. S. 58–63. 18
Приложение 1. Образец оформления титульного листа
РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)

Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта

(ТТЖТ - филиал РГУПС)

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ
Индивидуальный проект по дисциплине «Обществознание» Разработал студент Н.К. Березкин Группа КС-1-1 Руководитель проекта А.Н. Булаткин Проект защищен с оценкой «____»_________2016 г. Тихорецк 2016 19
Приложение 2. Образец оформления «содержания» СОДЕРЖАНИЕ Стр . Аннотация 3 Введение 4 1. Человек 7 2. Индивид 10 3. Индивидуальность 12 4. Личность 14 5. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность 16 Заключение 18 Список литературы 20 Глоссарий 21 20
Приложение 3. Примеры описания источников, включенных в список литературы Вид источника: - монография: Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 c. - сборник научных трудов: Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С. Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 199 с. - сборник статей научной конференции: Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегион. конф., Ярославль, 2003. 350 с. - диссертация: Фенухин В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: дис. … канд. полит. наук. М., 2002. 150 с. - статья в журнале: Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. – 2010. – № 4. – С. 307–318. - официальный документ: О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. – 2006. – 10 марта. 21