Повторительно-обобщающий урок по теме "Числительное"

Автор: Зданович Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 6 класс
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме "Числительное"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Повторительно-обобщающий урок

по теме «Числительное»

(6 класс)
Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 27 Тракторозаводского района г. Волгограда Зданович Ирина Владимировна.

Предполагаемые результаты деятельности учащихся

Предметные результаты:
учащиеся должны уметь опознавать в тексте числительные, классифицировать и группировать их по видам; структурировать учебный материал, уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание слов.
Метапредметные результаты:

познавательные:
анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов; анализировать объекты с целью выделения признаков;
регулятивные:
вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать свою деятельность и степень участия в изучении данной темы;
коммуникативные
: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию.
Личностные:
определять цели своего обучения.
I этап урока: актуализация у учащихся опорных знаний, необходимых для

восприятия нового материала по обобщенной теме.
Основное средство – модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока. 2
Данный этап начинается с создания проблемной ситуации.
Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Ответьте на вопрос: одинаковыми ли частями речи являются выделенные слова? Докажите свою точку зрения. 1.
Пять
хоккеистов вышли на лед. 2.
Пятого
марта состоялся решающий матч. 3. На стадионе собралось более
пятисот
болельщиков. Выделенные слова являются именами числительными. Пять – числительное, отвечающее на вопрос: «Сколько?» и обозначающее количество. Пятого - числительное, отвечающее на вопрос: «Какого?» и обозначающее порядок при счете. (Более) пятисот - числительное, отвечающее на вопрос: «Сколько?» и обозначающее количество. Ответьте
,
почему они отвечают на разные вопросы? Пять, пятисот – это количественные числительные, а пятого – порядковое 3
числительное. Запишите в верхней части схемы: числительное, а ниже – порядковое и количественное. Как вы думаете, что должно быть в 3-х пустых ячейках под ними? Простое, составное, сложное. Приведите свои примеры простых, составных и сложных числительных. Семь, семьдесят, сто семнадцать. Третий, трехсотый, триста двадцать. Одинаково ли изменяются порядковые числительные и количественные? Рассмотрите это на примере предложения. Во вторую гостиницу к девяти часам прибыли двенадцать команд и поселились в двухстах номерах, а два тренера заняли одну комнату. Во вторую – порядковое числительное, ж.р., В.п., в предложении является определением. Двенадцать – количественное числительное, И.п., подлежащее. (К) девяти - количественное числительное, Д.п., обстоятельство. (В) двухстах - количественное числительное, П.п., обстоятельство. числительное порядковое количественное простое составное сложное 4
Два - количественное числительное, И.п., муж. род, подлежащее. Одну - количественное числительное, В.п., жен. род, Запишите в структурную схему, как изменяются порядковые и количественные числительные. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Количественные числительные изменяются по падежам. Исключение составляют числительные ОДИН, ДВА – они изменяются и по родам. Схема почти заполнена. Подумайте, что должно быть в оставшихся ячейках для количественных числительных? Там, где 3 ячейки, будут разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные. Приведите, пожалуйста, примеры данных числительных. Пять, три пятых, двое друзей. Вы сами составили структурную схему числительного. Думаю, для вас это оказалось несложной задачей. 5

II этап: закрепление материала.

Упражнение № 1.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Спишите, заменяя цифры словами. Укажите разряды числительных: Рекордсмены долголетия – черепахи, которые живут до 300 лет. Возраст белок и зайцев – около 10 лет, а их родственник бобр живет на 2/3 дольше. Жизнь волка продолжается до 15 лет. Олени и лоси живут не более 20 лет. Жизнь слона обрывается в 80 лет. Самый долголетний из домашних Рекордсмены долголетия – черепахи, которые живут до трехсот (количественное, целое, составное) лет. Возраст белок и зайцев – около десяти (количественное, целое, простое) лет, а их родственник бобр живет на две третьих (количественное, дробное, составное) дольше. Жизнь волка продолжается до пятнадцати (количественное, целое, простое) лет. Олени и лоси живут не более двадцати (количественное, целое, числительное порядковое количественное Изменение Р., Ч., П. простое составное сложное целые дробные собирательные Изменение по П. 1,2 - по П., Р. 6
животных – осел. Он живет до 50 лет. Вторыми в списке идут лошади, которые проживают до 30 лет. А возраст собаки в 2 раза меньше. Из домашних птиц дольше всех живут гуси, почти до 40 лет. Долгожителями- рыбами считают щук, они доживают иногда до 220 лет. простое) лет. Жизнь слона обрывается в восемьдесят (количественное, целое, составное) лет. Самый долголетний из домашних животных – осел. Он живет до пятидесяти (количественное, целое, составное) лет. Вторыми (порядковое, целое, простое) в списке идут лошади, которые проживают до тридцати (количественное, целое, простое) лет. А возраст собаки в два (количественное, целое, простое) раза меньше. Из домашних птиц дольше всех живут гуси, почти до сорока (количественное, целое, простое) лет. Долгожителями-рыбами считают щук, они доживают иногда до двухсот двадцати (количественное, целое, сложное) лет. При устном ответе опирайтесь на таблицу, объясните особенности склонения числительных. Учащиеся поясняют, что при склонении целых количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. При склонении дробных числительных 1-я часть склоняется как количественное числительное, а 2-я – как прилагательное во множественном числе. Порядковые числительные изменяются как прилагательные. 7

Упражнение № 2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Определите, в каких предложениях допущена ошибка в употреблении числительных. Объясните свой выбор. 1)Двое ребят шли по шоссе. 2)К троим котятам прибавился еще один. 3)У семерых нянек дитя без глазу. 4) Я взял двое ножниц. 5) Четверо суток шел бой. 6) Трое девушек сидели у окна. 7) Опыт провели с обоими мышами. 8) К обоим братьям отнеслись сурово. 9) У обоих сестер не нашлось времени. 10) Пятеро столов не хватало. 11) Отправление поезда задержали на полтора часа. 12) Я опоздал на полуторы минуты. 13) От трех пятым отнять одну вторую. Ошибки допущены в предложениях 3) У семерых нянек.... 6) Три девушки : собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола; 7) С обеими мышами… 9) У обеих сестер : форма числительного ОБЕ употребляется с существительными, обозначающими лиц женского пола; 10) Пять столов : собирательные числительные употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и парные предметы; 12) полторы минуты : в В.п. числительное полторы, если существительное, к которому оно относится, женского рода; 13) От трех пятых: При склонении дробных числительных 1-я часть склоняется как количественное числительное, а 2-я – как прилагательное во множественном числе.
Упражнение № 3.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
8
Отгадайте загадки. Выпишите словосочетания числительных с существительными. Числа пишите словами. Подчеркните, по вашему мнению, самые «ошибкоопасные» места в числительных. 1) 70 одежек, а все без застежек. 2) 700 ворот, да 1 выход. 3) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. 4) Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подбирает. 5) На поляне, возле елок, дом поставлен из иголок, за травой не виден он, а жильцов в нем 1000 000. 1) Семьдесят одежек. (Кочан капусты.) 2) Семьсот ворот, один выход. (Невод.) 3) Две надцать молодцев, пят ьдесят два сокола, трист а шест ьдесят пять лебедей. (Месяцы, недели, дни.) 4) На семьдесят семь дорог. (Град.) 5) Миллион жильцов. (Муравейник.) Буква ь знак пишется в середине слова (после первого корня) в количественных числительных пятьдесят – восемьдесят, пятьсот - девятьсот. Двенадцать - Слово «миллион» пишется с удвоенной согласной, это словарное слово.
III Домашнее задание:
Спишите текст, заменяя цифры словами. Подчеркните числительные как члены предложения. Волк, если он голоден, может с(?)есть сразу 10-11 килогра(м,мм)ов мяса. Самый прож…рливый из хищ(?)ников – тигр, он с(?)еда..т 50 килогра(м,мм)ов мяса. Но ему (не)сравнит(?)ся со слоном. 360 килогра(м,мм)ов корма – его рацион на каждый день. А выпива..т слон 90 литров воды. Мировой же рекорд а(п,пп)етита пр..надлежит китам. Они за 9
сутки поедают от 5 до 10 тонн планктона, а 1 д..тенышу синего кита в день необходимо выпивать до 580 литров материнск… молока. 10