Урок "Путешествие по Южной Америке"

Автор: Зеленская Людмила Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: урок географии 5 класс
Тема: Урок "Путешествие по Южной Америке"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда»
Урок «Путешествие по Южной Америке»
Выполнил: учитель географии МОУ СШ № 27 высшей категории Зеленская Людмила Александровна Волгоград, 2016

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение……………………………………………………………………………3 Технологическая карта урока………….................................................................5 Заключения………………………………………………………..……………….8 Список использованной литературы…………………………………………….9 Приложения
10
2

Введение.
Современное образование ставит перед учителем и учащимися довольно сложные задачи: как участники образовательного процесса они должны, прежде всего, владеть приёмами программы общеучебных умений, обладать способностью продуктивно работать с информацией, творчески решать возникающие производственные и учебно-познавательные задачи. Поэтому и учителю и учащимся важно найти оптимальную технологию, которая будет способствовать решению поставленных задач. Использование технологий в педагогической деятельности позволяет снизить затраты на управлении, повысить его эффективность. Любая технология определяет последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения её этапов. Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль «судьи» при выставлении оценок. Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями. Для оценивания достижений учащихся по географии в 5 классе, мной предложено использовать следующие виды критериев. Названия критериев и краткое описание их содержания привожу в таблице: Обозначение и название критерия Краткое описание содержания критерия А Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя 3
географические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка географии взаимосвязь между ними С Коммуникация Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности сделанного вывода Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даем четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании, мы обращаем большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельностью. Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам. Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы, что соответствует современным требованиям ФГОС. 4

Технологическая карта урока

Общая часть

Тема

урока
Путешествие по Южной Америке (5класс) Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Учащиеся смогут объяснить географические особенности природы и населения Южной Америки; оценят влияние ГП материка на специфику природы континента. Учащиеся смогут высказывать свою точку зрения об особенностях природы материка, аргументировать свою позицию, используя свой жизненный опыт; управлять своей деятельностью; работать с текстом учебника, физической картой, обобщать, устанавливать взаимосвязи между компонентами природы, представлять текстовую информацию в таблице. Учащиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; формировать навыки работы в коллективе и в паре; развивать монологическую речь и умение быстро, четко давать верные ответы на вопросы. Решаемые учебные проблемы Какие факторы влияют на особенность природы материка? Основные понятия, изучаемые на уроке Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, анаконда, капибара, гевея, колибри, индейцы Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация, учебник, рабочая тетрадь, карта полушарий, раздаточный материал, лист самооценки, индивидуальные маршруты. Образовательные интернет-ресурсы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Здравствуйте, ребята! За окном – привычный спартановский пейзаж, но Мало ль мест на этом свете, Где мы мечтали побывать! Мир слишком сер без путешествий. Начнем дороги открывать! На каждом уроке мы совершаем с вами путешествия. И вы оставляете мне свои «воспоминания» в виде листа самооценки. В очередной раз, проанализировав эти результаты я поняла, что кое – кому не помешало бы повторить путешествие по Северной Америке. (Учитель раздает индивидуальные маршруты). Дома проработайте задания и на следующий урок сдадите. Сегодня нас опять ждут удивительные открытия. Перед началом нового путешествия проведем разминку в форме тематического практикума.
Деятельность учителя
Перед вами таблица (подпишите, укажите класс). На сладе будут высвечиваться вопросы. (
Слайд 1.
) Укажите номер вопроса, который соответствует материку. Молодцы! Закончили работу. В течение 30 секунд оцените себя, используя ответы и критерии оценки.
(Слайд 2)
Работы сдайте.
Деятельность обучающихся
Включаются в самостоятельную деятельность: - читают вопрос; - заполняют таблицу. Учащиеся сверяют ответы с данными на слайде, выставляют оценку себе, согласно критериям, предложенным учителем.
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя
Ребята, назовите материк, состоящий из 2-х частей света? Покажите этот материк на карте. Хорошо! Из каких частей света состоит Евразия? А какая часть света состоит из 2-х материков? Покажите эту часть света на карте. Назовите материки, которые составляют часть света Америка. Ребята, посмотрите внимательно на карту и подумайте, на какой материк нам стоит сегодня отправиться? Почему вы так решили? Правильно! Тема урока «Путешествие по Южной Америке» (
Слайд 3
)
Деятельность обучающихся
- Вступая в диалог с учителем, учащиеся работают по карте полушарий (называют и показывают материки, части света). - Учащиеся предлагают Южную Америку (Евразия, Северная Америка уже изучены; Южная Америка – четвертый материк по площади)
3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя
Я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о природе Южной Америки
. (Слайд 4. Видеофрагмент)

Деятельность обучающихся
Учащиеся просматривают видеофрагмент. 5
Будьте внимательны. Что вам запомнилось больше всего? Назовите цель нашего путешествия. Молодцы! Цель нашего путешествия: изучить разнообразие природы и население Южной Америки. Учащиеся могут ответить: пышная растительность, непроходимые леса, многоводная река… Смогут предположить, что цель - познакомиться с природой материка.
4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя
Откройте свои дневники путешественников. И в первой колонке запишем материк Южная Америка
(Слайд 5)

Деятельность обучающихся
Учащиеся заполняют таблицу.
5 ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)

Деятельность учителя
Итак, в путь! С чего начнем путешествие? Правильно с географического положения материка. Используя карту, опишите ГП Южной Америки. Чем омывается, пересекается ли экватором, ближайшие материки. Давайте наши выводы о ГП запишем в дневник. Ребята, вспомните, что означает цвет физической карты? Молодцы! О каком компоненте природы мы сейчас с вами поговорим? Используя карту, скажите на какие части по рельефу можно разделить южную Америку? Как вы думаете, горы Анды низкие или высокие? Почему так считаете? Какая наивысшая точка Анд? Откройте учебник стр. 126 (последний абзац) прочитайте. Что можно еще сказать про Анды? А что это означает? Каким цветом на карте обозначаются равнины? Какая величайшая равнина земного шара расположена на материке? Запишем вывод о рельефе в дневниках. Но на этом наше путешествие не заканчивается. Как вы думаете, какой климат в Южной Америке? Почему влажный? Почему теплый? Молодцы! Откройте учебник стр.128. Прочитайте материал о климате материка и приготовьтесь ответить на мои вопросы. - Где же на материке холоднее всего, на севере или на юге? Как вы думаете, почему на юге материка холоднее? Не забываем записать вывод о климате материка в дневник. Вспомните фрагмент фильма. Что вы можете сказать о реках материка? Правильно! Посмотрите на карту, на материке много рек. Назовите их. Амазонка – самая многоводная река мира. Как вы думаете, почему? Используя карту, скажите, а есть ли водопады на материке? Назовите их. Как вы думаете, что влияет на образование водопадов? Молодцы! На материке находится самый высокий водопад мира Анхель – 1054м. В учебнике на стр. 128, рис.74 мы можем увидеть этот водопад. Итак, в чем особенность рек Южной Америки? Запишем вывод в дневник.
Деятельность обучающихся
Обучающиеся высказывают свои мысли с ГП. Учащиеся делают в дневниках запись О ГП: - омывается двумя океанами; - на севере пересекается экватором; - ближайшие материки - Северная Америка и Антарктида. Учащиеся могут сказать – цвет карты говорит об абсолютной высоте, о неровности поверхности. О рельефе. Учащиеся самостоятельно работают по карте и могут назвать: горную часть (Анды) и равнинную (Амазонская низменность) Работая по карте, учащиеся высказывают свою точку зрения, обсуждаем, приходим к единому ответу. Учащиеся читают, говорят, что горы молодые. Часто бывают землетрясения и есть вулканы. Зеленым Амазонская. Учащиеся проговаривают и записывают: - на западе материка горы Анды (молодые, высокие); - на востоке – равнины; - Амазонская низменность - величайшая равнина Земли. Учащиеся излагают свои мнения (влажный, теплый). Приводят аргументы. Учащиеся читают текст учебника. Учащиеся высказывают свое мнение, обсуждаем, делаем вывод ( холоднее на юге; Южная Америка расположена близко к Антарктиде на юге) Учащиеся записывают в дневнике: - влажный; - теплый; - на юге холоднее. Учащиеся могут предположить: большие, многоводные… Используя карту, учащиеся называют Амазонка, Парана, Ориноко. Учащиеся высказывают свои мысли. Делаем вывод: влияние климата (влажный, много осадков) Работая по карте, учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся могут связать образование водопадов с рельефом. 6
Продолжаем путешествие. Этот этап пути будет кратким знакомством с удивительным животным и растительным миром Южной Америки. В классе есть исследователи, которые познакомят нас со своими открытиями. А вы не забывайте вести записи в своих дневниках. Наше первое знакомство с удивительными растениями. Учащийся рассказывает о растениях материка (виктория регия, бальза, гевея, сейба)
Слайд 6.
Более удивителен животный мир Южной Америки. О нем расскажет учащийся (анаконда, колибри, ленивец, игрунка) (
Слайд 7)
И последнее, что мы с вами должны узнать, какие народы проживают на материке. Откройте учебник стр. 130, прочитайте и выпишите в дневник народы, населяющие Южную Америку (
Слайд 8)
Учащиеся называют особенности. Запись в тетради: - много рек; - многоводны; - самый высокий водопад мира - Анхель. Учащиеся слушают докладчиков и заполняют дневники. Учащиеся читают текст учебника, выполняют задание, обсуждаем, делаем вывод. Запись в дневниках: - индейцы; - европейцы; - африканцы.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Деятельность учителя
Ну вот, ребята, наше путешествие подходит к концу, но об одном мы с вами забыли. Откройте рабочую тетрадь стр. 62 (тематический практикум). Внимательно посмотрите на таблицу. Как вы думаете, что нам еще необходимо узнать о материке? Молодцы!
(Слайд 9)
Посмотрите на политическую карту Южной Америки и назовите государства материка. Запишем их в таблицу рабочей тетради.
Для закрепления материала выполните самостоятельно

тематический практикум.

У троих ребят беру тетрадь на проверку.
Итак, мы исследовали еще один материк. Что вы узнали сегодня на уроке? Цель нашего путешествия достигнута? Действительно Южная Америка – удивительный материк!
Деятельность обучающихся
Учащиеся, работая с таблицей, могут сказать, что мы не проговорили про государства. Учащиеся обращаются к политической карте мира. Называют страны: Аргентина, Чили, Перу, Венесуэла и др. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся высказываются, называют основные моменты урока (ГП, рельеф, климат…) Цель достигнута.
7 ЭТАП Рефл

е

ксия (итог урока).

Деятельность учителя

Возьмите свой лист самооценки и оцените свои знания по

Южной Америке, используя цветные карандаши.
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали, вы были активны на уроке. Особенно хочется отметить следующих ребят:….. Мне бы хотелось закончить урок словами Иоганна Гёте
(Слайд 10)
«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» - А какие знания, полученные на уроке, вы сможете использовать в жизни? Молодцы! Я, думаю, знания, полученные на уроке, вам действительно пригодятся в жизни.
Деятельность обучающихся
Учащиеся оценивают самостоятельно свои знания. Учащиеся высказывают свои суждения.
8 ЭТАП Домашнее задание.
П.24, р.т. стр.61-62. Творческое задание «Мое путешествие по Южной Америке» (дополнительная оценка)
(Слайд 11)
7

Заключение
Раньше я считала оценивание второстепенным этапом урока и не придавала ему должного значения. Сейчас стало очевидно, что необходимо изменить традиционные формы оценивания. На практике я отошла от привычной системы оценивания детей, когда оценки выставлялись мною в конце урока и порою скудно комментировались. Применяя новые формы оценивания, я стала лучше видеть каждого ученика, изменилось мнение о важности и значении оценивания в учебном процессе. На уроке я предлагала детям самим оценить себя. Критерии разработаны тщательно. На протяжении практики использовалось формативное оценивание, которое включало в себя оценивание индивидуальной работы, работы в парах и группе. Построив урок по новому, в процессе наблюдения за учениками, я сделала для себя некоторые выводы, а именно: ученикам нравится работать самостоятельно, в группе, иметь большую возможность свободно высказываться, оценивать ответы других и т.д. Кроме того, те учащиеся, которые ранее были пассивны, воздерживались от ответов, не старались показать свои знания, стали гораздо активнее включаться в работу на уроке. Возможно, причиной этого стало понимание ими важности работы каждого для успеха всей группы и для последующего оценивания. Зная критерии, ученики этой категории старались максимально приблизиться в своей учебной деятельности к критериям положительных оценок. Наиболее успешными моментами на уроках стала работа в группах, а также самооценка и взаимооценка. 8

Список использованной литературы
1. Введение в географию. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких. ФГОС / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. – М.: Русское слово, 2013. – 72 с. 2. Касьянова Н.В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС – М.: Русское слово, 2013. – 64 с. 3. Банников С.В. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы. – М.: Русское слово, 2013. – 34 с. 4. География. 5 класс. Введение в географию. Контурные карты / С.В. Банников, Е.М. Домогацких – М.: Русское слово, 2013. – 23 с. 5. География. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику. ФГОС / С.В. Банников, Д.В. Молодцов – М.: Русское слово, 2013. – 152 с. 9