Автор: Трусова Елена Леонидовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №130 "Деснянские звездочки"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социокультурное пространство в ДОУ"
Дошкольное образование является первоначальным звеном в комплексе
актуальных социально –педагогических проблем.
Важной задачей
дошкольных образовательных учреждений становится
совершенствование
педагогического процесса и повышение развивающего эффекта
образовательной работы с детьми
посредством организации развивающей
среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка,
позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно
реализовать себя.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда
представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого
стихийно или с различной степенью организованности осуществляется
процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по
мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова,
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это
определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в
котором осуществляется развивающее обучение.
Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребёнка,
развитию его способностей к взрослению, к ответственности за себя и
окружающий мир. Социокультурная реальность выступает для дошкольника
как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле
культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой
социокультурного развития ребёнка является не просто присвоение
человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального
жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым.
Личностные качества и свойства человека формируются в процессе
жизнедеятельности, проживания в социокультурном пространстве, овладение
опытом деятельности, культурой. Детский сад – самая важная и значимая
ступень в социокультурном развитии ребенка дошкольника. В самом
широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой
любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с
различной степенью организованности осуществляется процесс развития
личности.
Для гармоничного и разностороннего развития ребенка дошкольника в
нашем дошкольном учреждении мы разделили всё пространство, ближайшего
окружения, на микросреду и макросреду.
Микросреда – все, что окружает, с чем непосредственно взаимодействует
ребёнок в течении пребывания в учреждении. Каждая возрастная группа
имеет гибкое зонирование для игр и занятий по интересам. Это «Полочки
красоты», где в доступном для ребёнка месте располагаются наборы для
свободного творчества. В Уголках природы помимо комнатных растений есть
террариумы, где видны слои почвы и дети могут наблюдать за живущими там
микроорганизмами. Оборудование для ухаживания так же находятся в
доступном месте. В группах старшего возраста есть мини – лаборатории для
проведения опытов. Дети подготовительной группы собрали гербарий-
«Растения города Брянка» и пополняют редкими видами растений «Красную
книгу». Зоны для совместной образовательной деятельности имеют:
мольберт, магнитную доску, телевизор и видеомагнитофон. Воспитатель
средней группы изготовила различные виды кукольного театра. Согласно
тематики недели, воспитатели оформляют выставки, экспозиции, мини
-модели для более глубокого и детального усвоения детьми темы. Имеются
эстетично оформленные сюжетно – ролевые игры согласно возрастным
потребностям детей. Задействованы и приёмные группы, где располагаются
физкультурные уголки. Дети с интересом посещают комнату « Игротека», где
можно выбрать игры по интересам, зарядиться положительными эмоциями,
проявить себя, обменяться впечатлениями со сверстниками.
В течении многих лет со дня функционирования учреждения силами
сотрудников собраны уникальные предметы старины. Дети знакомятся с
народным бытом и традициями своих предков, что имеет большое
воспитательное значение в формировании личности каждого ребенка.
Наше дошкольное учреждение профильное. Посещают его дети
железнодорожников, есть семейные железнодорожные династии. Чтобы
более наглядно познакомить ребенка дошкольника с историей развития
железной дороги, с железнодорожными профессиями мы собрали материал и
оформили музей «Мир железной дороги».
Пространство нашего дошкольного учреждения представлено схемой:
Пространство детского сада
Развивающее
пространство:
-групповые комнаты;
-музыкальный зал;
- «Игротека».
Коммуникативноепростр
анство:
-коридоры;
-лестницы.
Витальное
пространство:
-спальни;
-раздевалки;
-медицинский кабинет.
Административно – хозяйственное
пространство:
-кабинет руководителя;
- методический кабинет;
-кухня;
-прачечная.
Понятие «среда» буквально означает «середина» – это то, что занимает
промежуточное положение и является посредником между взрослым и
детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.
Образовательную среду в нашем дошкольном учреждении мы
осуществляем, исходя из естественной социокультурной ситуации,
сложившейся в настоящее время в Брянском регионе. Отсюда основное
требование – максимальная представленность всех основных элементов,
включающих как природные, так и культуросообразные компоненты,
отражающие современную социокультурную ситуацию.
В соответствии с этими подходами в нашем учреждении была
организована развивающая среда, состоящая из двух блоков – макросреды и
микросреды. В свою очередь, каждый из них включает следующие
компоненты (см. схему №2 ).
Многие годы наше дошкольное учреждение сотрудничает с
социальными объектами, расположенными в ближайшем окружении.
Заключен договор с Дворцом культуры железнодорожников, куда приглашают
детей на праздники и представления. 25 ноября 2012 года воспитанники
нашего дошкольного учреждения принимали участие в районном конкурсе
детского изобразительного и декоративно –прикладного творчества
«Разноцветный детский мир…». Выставка детских работ была организована
во Дворце культуры железнодорожников на которой воспитанники нашего
учреждения заняли три первых места в номинациях: «Рисунок» и
«Декоративно – прикладное творчество». Так же есть договор с музеем
железнодорожного транспорта, который находится в Железнодорожном
колледже. Мы неоднократно посещали выставочные залы, интересный и
доступный для детей рассказ, подготовленный экскурсоводом, всегда
приводил детей в восторг и давал почву для дальнейшего развития
представлений о жизни железнодорожников и о окружающим их социальном
мире. Дети самостоятельно и с родителями изготавливают поделки, которые
выставляются в музеи Железнодорожного колледжа.
Есть договор и план преемственности со школой №41, примерно 60%
выпускников детского сада успешно обучаются в ней. Особенно
запоминательны для детей посещения школы на первое сентября. В течении
всего учебного года два раза в неделю дети посещают подготовительные
курсы. Наши выпускники, не забывают своих воспитателей, поздравляют с
праздниками и заходят в гости в свой любимый детский сад.
Охотно и с интересом дети посещают тематические выставки в
Библиотеке. Сотрудники библиотеки готовят для детей интересные и
информационно насыщенные мероприятия, дарят сувениры. За активное
участие у нас имеются багодарственные письма и грамоты.
Схема №2
МАКРОСРЕДА:
-Дворец культуры
железнодорожников;
-ЖД Колледж;
-Школа №41;
-Библиотека.
МИКРОСРЕДА:
-
Этномузей «Изба»;
-Музей «Мир железной
дороги»;
-Комната «Игротека»;
-Игровые центры в
группах;
-Мини-центры.
Детский
сад