"Социокультурное пространство в ДОУ"

Автор: Трусова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №130 "Деснянские звездочки"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социокультурное пространство в ДОУ"
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дошкольное образование является первоначальным звеном в комплексе актуальных социально –педагогических проблем. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развитию его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий мир. Социокультурная реальность выступает для дошкольника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребёнка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Личностные качества и свойства человека формируются в процессе жизнедеятельности, проживания в социокультурном пространстве, овладение опытом деятельности, культурой. Детский сад – самая важная и значимая ступень в социокультурном развитии ребенка дошкольника. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Для гармоничного и разностороннего развития ребенка дошкольника в нашем дошкольном учреждении мы разделили всё пространство, ближайшего окружения, на микросреду и макросреду. Микросреда – все, что окружает, с чем непосредственно взаимодействует ребёнок в течении пребывания в учреждении. Каждая возрастная группа имеет гибкое зонирование для игр и занятий по интересам. Это «Полочки красоты», где в доступном для ребёнка месте располагаются наборы для свободного творчества. В Уголках природы помимо комнатных растений есть террариумы, где видны слои почвы и дети могут наблюдать за живущими там микроорганизмами. Оборудование для ухаживания так же находятся в доступном месте. В группах старшего возраста есть мини – лаборатории для проведения опытов. Дети подготовительной группы собрали гербарий- «Растения города Брянка» и пополняют редкими видами растений «Красную
книгу». Зоны для совместной образовательной деятельности имеют: мольберт, магнитную доску, телевизор и видеомагнитофон. Воспитатель средней группы изготовила различные виды кукольного театра. Согласно тематики недели, воспитатели оформляют выставки, экспозиции, мини -модели для более глубокого и детального усвоения детьми темы. Имеются эстетично оформленные сюжетно – ролевые игры согласно возрастным потребностям детей. Задействованы и приёмные группы, где располагаются физкультурные уголки. Дети с интересом посещают комнату « Игротека», где можно выбрать игры по интересам, зарядиться положительными эмоциями, проявить себя, обменяться впечатлениями со сверстниками. В течении многих лет со дня функционирования учреждения силами сотрудников собраны уникальные предметы старины. Дети знакомятся с народным бытом и традициями своих предков, что имеет большое воспитательное значение в формировании личности каждого ребенка. Наше дошкольное учреждение профильное. Посещают его дети железнодорожников, есть семейные железнодорожные династии. Чтобы более наглядно познакомить ребенка дошкольника с историей развития железной дороги, с железнодорожными профессиями мы собрали материал и оформили музей «Мир железной дороги». Пространство нашего дошкольного учреждения представлено схемой:
Пространство детского сада

Развивающее

пространство:

-групповые комнаты;

-музыкальный зал;

- «Игротека».

Коммуникативноепростр

анство:

-коридоры;

-лестницы.

Витальное

пространство:

-спальни;

-раздевалки;

-медицинский кабинет.

Административно – хозяйственное

пространство:

-кабинет руководителя;

- методический кабинет;

-кухня;

-прачечная.

Понятие «среда» буквально означает «середина» – это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом. Образовательную среду в нашем дошкольном учреждении мы осуществляем, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в Брянском регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию. В соответствии с этими подходами в нашем учреждении была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков – макросреды и микросреды. В свою очередь, каждый из них включает следующие компоненты (см. схему №2 ). Многие годы наше дошкольное учреждение сотрудничает с социальными объектами, расположенными в ближайшем окружении. Заключен договор с Дворцом культуры железнодорожников, куда приглашают детей на праздники и представления. 25 ноября 2012 года воспитанники нашего дошкольного учреждения принимали участие в районном конкурсе детского изобразительного и декоративно –прикладного творчества «Разноцветный детский мир…». Выставка детских работ была организована во Дворце культуры железнодорожников на которой воспитанники нашего учреждения заняли три первых места в номинациях: «Рисунок» и «Декоративно – прикладное творчество». Так же есть договор с музеем железнодорожного транспорта, который находится в Железнодорожном колледже. Мы неоднократно посещали выставочные залы, интересный и доступный для детей рассказ, подготовленный экскурсоводом, всегда приводил детей в восторг и давал почву для дальнейшего развития представлений о жизни железнодорожников и о окружающим их социальном мире. Дети самостоятельно и с родителями изготавливают поделки, которые выставляются в музеи Железнодорожного колледжа. Есть договор и план преемственности со школой №41, примерно 60% выпускников детского сада успешно обучаются в ней. Особенно запоминательны для детей посещения школы на первое сентября. В течении всего учебного года два раза в неделю дети посещают подготовительные курсы. Наши выпускники, не забывают своих воспитателей, поздравляют с праздниками и заходят в гости в свой любимый детский сад. Охотно и с интересом дети посещают тематические выставки в Библиотеке. Сотрудники библиотеки готовят для детей интересные и информационно насыщенные мероприятия, дарят сувениры. За активное участие у нас имеются багодарственные письма и грамоты. Схема №2
МАКРОСРЕДА: -Дворец культуры железнодорожников; -ЖД Колледж; -Школа №41; -Библиотека. МИКРОСРЕДА: - Этномузей «Изба»; -Музей «Мир железной дороги»; -Комната «Игротека»; -Игровые центры в группах; -Мини-центры. Детский сад