"Информационные технологии как эффективное средство повышения качества преподавания географии"

Автор: Антанкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Школа №950
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные технологии как эффективное средство повышения качества преподавания географии"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
«Информационные технологии как эффективное средство повышения

качества преподавания географии»

Антанкина Татьяна Юрьевна,

учитель географии
В настоящее время изменяются запросы и потребности как социума, так и образования. Сегодня мы живём в обществе, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать и творчески мыслить. Поэтому перед современной школой стоит задача воспитать выпускника, обладающего такими качествами, как – мобильность, активность, информативность, а перед учителем – смоделировать учебно-развивающую ситуацию на уроке так, чтобы каждый ученик захотел проявить инициативу, самостоятельность, творчество. Возникает потребность в новом типе педагога и его педагогической деятельности. В том числе и стандарты нового тысячелетия, требуют от педагогов, обращения к новым подходам преподавания и построения образовательного процесса. От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязатель ный минимум содержания и требова ния к уровню подготовки выпускни ков, мы переходим к другой структуре. Она включает три группы требований:
требования к структуре
основных об - щеобразовательных программ;
требования к результатам освоения
основ ных общеобразовательных программ и
требования к условиям реализации
основных общеобразовательных про грамм. В структуре стандар та появилось новшество требования к
условиям
реализации основных общеобразова тельных программ. Одним из успешных условий реализации основной общеобразовательной программы, наряду с кадровым, учебно-материальным и психолого-медицинским обеспечением, очень важным является материально-техническое и
информационно-методическое
обеспечение образовательного процесса.
2 Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день . В соответствии с приоритетным проектом развития информатизации образования, в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы, и т.д. Таким образом, применение в образовательном процессе IT-технологий не является сегодня уникальным явлением и в нашей школе. Т.к. система образования в современной школе направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, то применение в обучении информационных технологий актуально и в сочетании с аудиовизуальными средствами и в нашей школе носит системный и интеграционный характер. Возникла необходимость применения средств ИТ и в работе учителей естественнонаучных дисциплин, которая диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации явлений и их моделировании. А использование ИТ в преподавании географии – требование современности, еще Н.Н. Баранский отмечал, что «ни один из других предметов в образовании не нуждается в наглядности и занимательности, как география». Библиотека учебных электронных пособий сегодня в школе содержит самые разнообразные
информационные ресурсы по географии:

1)

Учебные видеофильмы,
в том числе научно-популярные фильмы ВВС Использую видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. И конечно же ничего так не помогает в формировании понятийного аппарата у учащихся как видеофрагменты изучаемых географических объектов - равнин и гор, озер и рек, материков и их частей и др.
2)

Мультимедийные учебники
На сегодняшний день существует большое количество мультимедийных учебников по географии, их использование позволяет мне решать несколько важных задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль,
3 самостоятельность. Интересны в применении различные геоэнциклопедии и электронные справочники, их п рименение помогает делать образовательный процесс занимательным и интересным.
3)

Интерактивные карты
Интерактивные карты – современный и эффективный инструмент в преподавании. Мой опыт применения интерактивных карт в учебном процессе позволяет выявить несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий. Считаю, они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
4)

Интерактивные задания, тесты и практические работы
Для проверки текущего уровня знаний учащихся использую специальные интерактивные задания:
1)
интерактивные кроссворды по изучаемой теме;
2)
интерактивные контурные карты (например, по географии можно на интерактивной контурной карте разместить страны и обозначить климатические пояса).;
3)
интерактивное тестирование (например, можно проверить тезаурус по теме, вставляя пропущенные слова или создать тесты с использованием иллюстративного ряда по уровням А, В и С). Система управления такими интерактивными заданиями дает мне возможность проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы, и даже распечатать полученные результаты.
5)

Интернет-ресурсы
Интересно проходят уроки с использованием Интернет-ресурсов, когда ученики выходят непосредственно в сеть. Ресурсы включают в себя: интерактивные карты городов и стран, страноведческие порталы, научные и познавательные материалы, лабораторные работы, справочники, энциклопедии, коллекции фотографий, аудио- и видеоматериалов. Например, используя информацию дневника погоды с сайта
m

eteoweb
при изучении темы «Ветер» в
4 6 классе, нам удается с учениками быстро и главное достоверно выполнить практическую работу по построению «Розы ветров» своей местности.
6)

Диктофоны
Хотелось бы представить еще один инновационный прием в обучении – использование цифрового диктофона на уроках. Кроме готовых аудиодисков, я использую аудиозаписи, созданные мной по трем уровням. Например, записывается текст объяснения нового материала с помощью микрофона, затем на уроке несколько учащихся работают у доски с картой, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. На таких уроках идет четкая индивидуализация обучения, т.к. задания направлены на конкретный канал восприятия ребенка (слух, зрение). Кроме того очень удобно, и главное, эффективно использую диктофон при опросе у учеников устного домашнего задания – одновременно записываю в течение 3 минут их речь на диктофон, а потом даю ученикам прослушать самих себя, либо прослушиваю ответы после уроков. Это помогает оценить мне, и самооценить ученику свою монологическую речь, выявить и устранить в дальнейшем все ошибки, паузы и заминки. Также диктофон средство сбора информации, что очень облегчает выполнение опережающих заданий по географии, например интервьюирование по страноведению.
7)

Презентации PowerPoint
В рассмотренных информационных ресурсах не всегда можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда я создаю и использую свои уроки с ИТ. И наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в образовательную географическую среду – создание презентаций PowerPoint. Этот творческий вид деятельности позволяет мне создавать набор слайдов под свой собственный педагогический стиль обучения и будет приносить пользу и учащимся и мне в течение длительного времени. Кроме того удалось приобщить учеников к созданию презентаций, для иллюстрации докладов, внеклассных мероприятий, рефератов.
5 В течение 3-х лет я создала множество презентаций по географии по различной тематике, и все они успешно используются на уроках, также мною созданы собственные «слайд-учебники», в форме презентаций. Для подготовки использую программу PowerPoint, с помощью которой можно создать слайды для показа: диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей, что позволяет сделать уроки интересными и красочными, живыми и динамичными. Как подтверждает регулярный мониторинг эффективности, реализуемый посредством анкетирования, ребята предпочитают традиционному способу объяснения нового материала именно такой, когда учитель использует ИТ на уроке.
8)

Использование ИТ во внеурочной деятельности
Китайская пословица звучит «Скажи мне, и я не забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь». Этот принцип все лучше реализуется сегодня при внедрении ИТ не только в традиционные уроки, но и все чаще при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных исследовательских проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр. Во внеурочной деятельности также использую собственные интерактивные разработки по географии: это «Интеллектуальное казино», аналоги популярных игр «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», «Своя игра», а также всевозможные викторины и мероприятия-путешествия. В целом нужно сказать, что информатизация образовательное процесса – чрезвычайно мощный инструмент, своеобразный фундамент, для других видов инновационной деятельности. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. ИТ делают занятия интересными и развивают мотивацию, что в свою очередь является необходимым и важным условием повышения качества знаний. Пусть информационные технологии будут для нынешних школьников не только предметом для развлечения, но и проводником в современном информационном лабиринте, а «нить Ариадны» должен дать им Учитель.