"Создание системы условий для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида"

Автор: Хлебникова Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с "Лира"
Населённый пункт: г. Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Создание системы условий для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание системы условий для обучения детей с тяжелыми

нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного

учреждения общеразвивающего вида

Пояснительная записка
Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов. Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта». К детям с ОВЗ относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующим фактором: растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного патиогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным нарушениям речи в дошкольном и школьном возрасте. В связи с нехваткой мест в специальных речевых группах мы обязаны работать и с такой категорией детей в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Создание системы условий для сопровождения детей с ТНР необходимо рассматривать в следующих аспектах:
Программно-методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, организацией образовательного процесса в целом и условиями его осуществления. Для работы с детьми с ТНР необходимо пополнять материально-техническую базу специальной литературой и дидактическими пособиями. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ТНР, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными
образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу,справочно- библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ТНР.
Кадровое обеспечение
Для успешной реабилитации детей в ДОУ должен быть достаточный кадровый потенциал. В штате детского сада должны быть следующие специалисты: учитель-логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по физвоспитанию, медицинский работник. Должна быть создана система психолого-медико-педагогического сопровождения, которая предполагает учет следующих требований: 1. Первичное нарушение в развитии выявляется как можно раньше. 2. Специальное коррекционно-развивающее обучение начинается сразу после диагностики первичного нарушения. 3. Дети получают комплексную помощь (медицинскую, психолого- педагогическую). 4. Учет индивидуальных и типологических особенностей детей с речевой патологией. 5. Используются специфические средства и методы диагностики и коррекционно-развивающего обучения. 6. Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. 7. Все окружающие взрослые подготовлены к участию в решении коррекционных задач (единое образовательное пространство).
Содержательный аспект
Важным средством, способствующим совершенствованию речевой деятельности, является речевой режим, который реализуется через систему следующих мероприятий: - Воспитатели ДОУ осуществляют постоянный контроль за произношением и структурой самостоятельных высказываний детей. Логопедические знания и информацию о состоянии звукопроизношения детей педагоги получают в рамках консультаций, теоретических и практических семинаров. - Логопед информирует воспитателей, какая работа ведется с ребенком и какую работу может провести воспитатель. - В течение всего дня педагоги ставят ребенка в ситуацию необходимости речевого общения. - Родители ориентированы на коррекцию и развитие речемыслительной деятельности детей, переносят требования к их речи в условия семейного воспитания. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; - возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; - гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий воспитанников с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы - профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Очень важно создать следующие условия, чтобы каждый ребёнок мог выразить себя в кругу сверстников:  создание в группе атмосферы, добра, покоя, любви;  создание специальной среды в группе, организация “уголка уединения”;  расположение игр, игрушек, книг и пр. (для проявления у ребёнка положительных эмоций, становления его социального опыта);  оформление группы (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, “уголок - эмоций”); -  эмоционально окрашенная речь педагога;  проведение динамических пауз/физкультминуток;  использование метода стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного характера);  проведение релаксации (снятие мышечных спазмов, восстановление энергетического баланса в организме, восстановление психо – эмоционального равновесия, обеспечение общего оздоровления);  проведение коммуникативных игр (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей);  организация сюжетно – ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;  проведение игр на прогулке (подвижные игры);  использование элементов сказкотерапии с импровизацией;  драматизация сказок;  слушание танцевальной музыки из оперетт П. И. Чайковского “Времена года”, и др.;  слушание релаксационной музыки, (“звуки природы” и др.);  изображение в рисунке эмоциональных состояний героев;  чтение художественной литературы.