"Формирование коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Автор: Бондарева Дина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №37"Мальвинка"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование

коммуникативных умений и

навыков у детей старшего

дошкольного возраста.
Выступление воспитателя МБДОУ №37 Бондаревой Д.Л.
Что такое коммуникативность? Это умение общаться, умение строить диалог, умение разрешать конфликтные ситуации. Эта тема разрабатывалась русскими психологами и педагогами еще в прошлом столетии: Выгодским, Запорожцем, Элькониным и другими. Но в последнее время, когда в нашем обществе было много сложностей, когда главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения этими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения, внимание к этому вопросу было несколько ослаблено. В детских садах не уделялось должного внимания формированию коммуникативных умений у ребят, и мы получили то, что сейчас наблюдаем множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи таких как: жестокость, повышенная агрессивность, конфликтность и т.д. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становятся личность и ее внутренний мир. Именно в дошкольном периоде закладываются основы, определяющие успешность личностного становления, которые помогают человеку в жизни, найти в ней свое достойное место. Не обошли стороной эти проблемы и наш детский сад, и нашу группу. Случилось так, что были объединены две разновозрастные группы: старшая и подготовительная, и вот наблюдая изо дня в день, как общаются дети и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что надо предпринимать какие-то конкретные меры для стабилизации отношений среди детей. Я решила попробовать выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения детей и наметить пути решения этих проблем. Я поставила перед собой следующие цели:
1. Проанализировать теоретические идеи ведущих педагогов и психологов на процесс формирования коммуникативных навыков и умений у детей. 2. Разработать критерии и уровни сформированности коммуникативных умений и навыков у детей. 3. Разработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков. После того, как мною были прочитаны некоторые работы русских ученых педагогов и психологов по данному вопросу, я перешла к решению следующей, второй задачи. Для этого мной было проведено несколько видов диагностики в своей группе с помощью методик Репиной Т.А. и Лисиной М.И.,в результате чего мы получили 3 уровня развития: высокий, средний и низкий. С высоким уровнем развития коммуникативных умений был выявлен один ребенок, это значило, что всего один ребенок умеет устанавливать контакт, используя этикетные речевые формы, умеет выразить свое настроение при помощи слов, поведение в разговоре адекватное, умеет слушать и слышать своего напарника, контролировать своего собеседника, понимает эмоциональный настрой собеседника. Со средним уровнем развития у нас было выявлено 30% ребят. В этой группе оказались дети, у которых наблюдались трудности в установлении контакта, в умении выразить свое настроение при помощи слов, в умении понимать эмоциональный настрой собеседника. С низким уровнем сформированности коммуникативных умений было выявлено 65% ребят. Это значит, что многие дети не умели использовать в общении этикетные речевые формы, устанавливать контакт, выражать свое настроение при помощи слов, жесты и мимика при разговоре были скудные, большинство детей, комфортно относились к неэтичным выражениям, были равнодушны к эмоциональному состоянию собеседника, не умели разрешать конфликты с помощью речевых средств общения.
Получив такие результаты, мы определили
ЦЕЛЬ
дальнейшей работы: Сформировать у детей умение успешно общаться, налаживать взаимоотношения, участвовать в совместных играх, разрешать конфликты, удовлетворять потребности друг друга в общении и ориентироваться на личностные особенности партнера, понимать и различать эмоциональные состояния, настроения партнеров. И поставили перед собой следующие
ЗАДАЧИ:
1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение устанавливать контакты; 2. Сформировать умение соблюдать правила при общении в игровой деятельности, в свободной деятельности. 3. Сформировать умение разрешать конфликты. Первую задачу мы наметили выполнять путем развития у детей средств самовыражения, развития интереса и доброжелательного внимания к сверстникам, развития умения общаться при помощи неречевых средств (мимика, пантомимика, жесты) и речевых средств общения, умения понимать эмоциональное состояние партнера. Вторую задачу мы наметили выполнять путем формирования у детей умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, расположение партнеров лицом к друг другу, умения подчиняться, соблюдать правила в игровой деятельности, умения осознать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения) Третью задачу мы наметили выполнять путем формирования у детей умений находить компромиссное решение при конфликтных ситуациях, умение вести диалоги, умение договариваться и решать проблемы при помощи слов. Для решения поставленных задач мы наметили систему работы, направленную на преодоление у детей трудностей при общении. Разрабатывая систему, мы руководствовались следующими принципами:
 Доступности. Материал для занятий, игр подбирался в соответствии с уровнем развития детей, с уровнем учета сформированности коммуникативных умений у детей, опираясь на результаты диагностики.  Систематичности и последовательности. Свою работу мы строили исходя из наших задач, каждая задача решалась в течении нескольких месяцев. К одному и тому же материалу мы обращались несколько раз, и каждый раз к известным фактам добавляли что-то новое.  Психологической комфортности. Старались создать для детей раскованную, стимулирующую творческую активность ребенка, атмосферу.  Непрерывности и целостности. Старались держать постоянную связь с ранее изученным материалом, используя знания детей в различных видах деятельности, а также на прогулках и экскурсиях.  Свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, мы предлагали ему заняться тем, что ему нравится, но в другой части комнаты. Разрешали детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться. Каждое занятие начинали с ритуала приветствия, цель которого настроить детей на активную работу и контакт (зрительный, слуховой, тактильный). Для этого мы выходили в центр комнаты и протягивали по направлению к детям руки ладонями вверх, говоря при этом: «Я рада вас видеть! Начинаем занятия. Меня зовут Дина Леонидовна». Дети подбегали, называли свои имена, клали поочередно ладошки на руки мне и вместе со мной громко произносили: «Здравствуйте!» или другую игру в качестве ритуала проводили: «Не сердись – улыбнись!» подавали партнеру руку.  Взаимного уважения. Мы создали своего рода кодекс правил взаимодействия:  Каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения;  Каждый имеет право быть выслушанным;
 Каждый имеет право выбора;  Спорные моменты решаются путем голосования.  Осознанности. Перед занятием мы объявляли детям его цель и структуру.  Рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия мы подводим итоги: что больше, что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели. Мы предлагали такой способ оценки каждой части занятия: поднятый вверх большой палец означает, что эта часть в целом понравилась, и аплодисменты выражали общий восторг.  Индивидуального подхода. С детьми, которые были замкнуты, мало общались, не принимали участия в играх, мы беседовали индивидуально, предлагали поиграть с нами, создавали ситуацию, в которой данный ребенок обязательно имел успех. Руководствуясь данными принципами, мы создали примерную систему работы с детьми по формированию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Эта система включает расписанную по месяцам работу с детьми и родителями. Например, тема «Рассматриваем себя в зеркале». Это занятие по подгруппам проводилось в форме беседы, а также были включены игры: «зеркало», «исследование лица», «солнечный зайчик». К этой теме подобраны художественные произведения З.Александровой «Мальчик потерялся», К.Кужева «Сказка о добром воробье», собрание для родителей «Воспитание сердца». То есть каждый месяц, мы проводили с детьми занятия, игры, читали и рассказывали художественные произведения, и, конечно, проводили работу с родителями. По результатам проделанной работы мы провели итоговую диагностику, которая показала, что в результате комплексных мероприятий и в результате саморазвития детей, мы получили более высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
С высоким уровнем у нас стало 3 ребенка, со средним 12 детей, т.е. 60% (а было 30%) и с низким осталось только 5 детей- 25% (а было 65%). Таким образом, результаты работы нас очень порадовали. И я считаю, что данный вопрос: формирование коммуникативных умений и навыков – это основа основ в работе детских дошкольных учреждений. Решая этот вопрос, мы решим и все остальные: дети наши станут чуткими, отзывчивыми, ответственными, умеющими всегда понять другого, умеющими найти достойное место в обществе. Не зря китайская мудрость гласит: «делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого», т.е. чем раньше мы научим своих детей быть в ладу с окружающими и самими собой, тем легче им будет со временем найти свое место среди других людей.