"Объем параллелепипеда" (5 класс)

Автор: Татаренко Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: конспект урока математики
Тема: "Объем параллелепипеда" (5 класс)
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Объем параллелепипеда
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных и коммуникативных способов действия. Содержательная цель: изучить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда и показать ее применение при решении практических задач.
Планируемые результаты:

Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимости приобретения новых знаний
Метапредметные УУД:
Понимание учебной задачи урока, определение цели учебного задания, контроль своих действий в процессе его выполнения, об - наружение и исправление ошибки, оценивание своих достижений; воспитание уважения друг к другу, умения слушать, самостоя - тельности мышления.
Предметные УУД:
Формирование представлений об основных изучаемых понятиях: объёма, единиц объёма; развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического характера; развитие способности точно и грамотно выражать свои мысли с применени - ем математической терминологии и символики.
Тип урока
: урок развития умений и навыков.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, модели параллелепипеда.
№ п/п Этап урока Методы, реализуемые на этапе Действия учителя Действия учащихся УУД (с указанием вида: лич- ностные, регулятивные, позна- вательные, коммуникативные) 1 2 3 4 5 6 1.
Оргмомент
урока Метод
стимулирова-

ния
отношений долга и ответственности
Актуализирует
проявление учащими- ся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает
или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
Выполняют
необходи- мые действия.
Демонстрируют
готов- ность к учебной дея- тельности
Оценивать
ситуации взаимо- действия
в соответствии с пра-

вилами
поведения и этики. (коммуникативные)
Мотивация
учеб- ной деятельности Метод
стимулирова-

ния
положительной самооценки перспектив включения в УД
Обращается
к учащимся со словами:
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сего- дня у нас необычный урок. Вы знаете, что в городе очень активно ведется строительство новых домов. И, конеч- но же, новоселы мечтают не только о больших и светлых новых квартирах. Им также хочется, чтобы в новом жи- лище было уютно и красиво. Жильцы нового дома очень просят вас помочь им смоделировать современную и удобную кухню, сделать расчеты, а то они совсем запутались! Вы знаете по- нятие объёма, единицы его измерений, формулу для вычисления объёма пря- моугольного параллелепипеда. Так что, поможем?!
Слушают
и
оценивают
предложе- ние учителя,
определяют
смысл предстоящего поиска. Соглашаются
Осознание
осваиваемого на уроке приема
учебной деятель-

ности, как ценности.
(личностные)
Целеполагание
Метод
самоопределения в

целях
по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.
Помогает
сформулировать цели пред- стоящей учебной деятельности по ана- логии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы. Как вы думаете над какой темой мы сего- дня будем работать? Какую цель вы бы поставили себе на сего- дняшнем уроке?
Определяют, что
пред- стоит: •
Запомнить
формулу для вычисления объёма куба и прямоугольного параллелепипеда и •
Уметь
применять формулу для решения практических задач
Самоопределение в целях
учебной деятельности (регулятивные)
2.
Актуализация

опорных знаний

Повторение
опорных знаний
Беседа
с учащимися
Предлагает
вспомнить: Объем фигуры, единицы измерения объема, объем параллелепипеда. Чтобы успешно выполнить все расчёты, нам необходимо провести умственную за- рядку.  Расскажите, что вы знаете о поня- тии “Объем”.  Что такое кубический сантиметр, кубический метр?  Как еще называют кубический де- циметр?  Сформулируйте правило нахожде- ния объема прямоугольного парал- лелепипеда и запишите в тетрадь формулу с помощью букв.
Актуализируют
необхо- димые установки,
Сравнивают /…/,

Вспоминают /…/,

Аргументируют
(объяс- няют)
/…/.

Самооценка соответствия
имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные) 3.
Закрепление
(обеспечение осо- знанности форми- руемых знаний и умений).
Самостоятельная ра-

бота
с самопроверкой по эталону
Демонстрирует:

Даёт задание.
А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас 3 минуты. 1. Укажите формулу объема прямо- угольного параллелепипеда а) S=vt; б) V=abc; в) P=2(a+b); г) V= 4a 2. Укажите формулу объема куба А) V = авс; Б) P=2(a+b); в) V= 4a Г) V= а 3 3. Какова длина стороны квадрата, если его площадь равна 100 см 2 ? а) 10 см б) 50 см в) 25 см 4. Вычислите 4 3 . а) 12 б) 16 в) 64 5. Чему равен объем куба, если его ре- бро равно 5 см? а) 125 см3 б) 15 см3 в) 75 см3
Выполняют
задания в тетрадях.
Сравнивают
получен- ный ответ с ответом на экране.
Оценивают.

Старшие группы вы-

ставляют оценки в

оценочный лист.

Планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи,
саморегуляция,

самоконтроль
в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные)
2-й вариант 1.Укажите формулу объема прямоуголь- ного параллелепипеда а) S=vt; б) V=ab; в) P=2 (a+b); г) V = abc. 2. Укажите формулу объема куба А) V = авс; Б) V= а 3 в) V= 4a Г) P=2(a+b); 3. Чему равен объем прямоугольного па- раллелепипеда, если его измерения 5 см, 12 см и 4 см? а) 240 см3 б) 80 см3 в) 200 см3 4. Чему равна площадь квадрата со сто- роной 6 см? ) а) 36 см 2 б) 12 см 2 в) 96 см 2 5. Вычислите 5 3 . а) 15 б) 125 в) 50 Время истекло. Я прошу поменяться друг с другом вариантами и проверить ответы с помощью слайда. 4
Комплексное

применение но

-

вых знаний и

способов дей

-

ствий.

Работа в группах

Учитель ставит задачу.
Прежде чем выполнить поставленную задачу, давайте построим дом. Каждая группа строит свой элемент дома. Из кубиков с ребром 1 см составлены фигуры. Найдите их объемы. 
Выдвигают гипоте-

зы:
1.
рассмотреть…
; 2.
обеспечить
…;
3. использовать … и

т.д.

Проверяют, принима-

ют или отвергают ва-

рианты решения

Анализируют и дают

решение проблемы


1 группа.
Найдите произведение двух равных четных значения объемов
2 группа.
Найдите сумму двух равных нечетных значения объемов
3 группа.
Найдите сумму наибольше- го и наименьшего значения объемов.
4 группа

.
Найдите произведение наи - большего и наименьшего значения объемов
Комплексное

применение но-

вых знаний и

способов дей-

ствий.
(продолжение)
Проблемный
метод 5.
Создает
проблемную ситуацию. Учитель: Молодцы! Мы с вами построили дом, вспомнили всё, что нам потребуется в дальнейшей работе. Теперь наша зада- ча: смоделировать нишу для встроенной кухонной техники и создать проект совре- менной кухни. Каждая группа выполняет необходимые расчеты. Холодильник 175 * 58 * 60 тумбы с ящиками 85 * 40 * 40 плита 85 * 50 * 50 кухонный стол 85 * 80 * 60 посудомоечная машина 85 * 85 * 85 Микроволновой печи 27 * 48 * 40 Учитель: А теперь давайте проверим ре- зультат. Спасибо, молодцы! Но мы все-таки еще не выполнили просьбу новоселов. Нам нужно рассчитать размеры ниши, в которую мы разместим мебель и встроен- ную технику. Какие измерения нам понадобятся? Ка- кую величину нам нужно узнать, прежде чем вычислять объём ниши? Какое дей- ствие для вычисления длины нужно вы- полнить?
Выдвигают ги-

потезы:
4.
рассмотреть…
; 5.
обеспечить
…;
6.

использовать … и т.д.

Проверяют, принима-

ют или отвергают ва-

рианты решения

Анализируют и дают

решение проблемы

Планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи (регулятивные).
Анализ
и
синтез
объектов,
структурирование
знаний,
подведение под поня-

тие
,
поиск
и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные).
Умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
слушать и вступать в

диалог
(коммуникативные).
Проявление терпения
и про- явление
доброжелательности
и
доверия
к собеседнику,
смыс-

лообразование
(личностные)
Вычислите размеры ниши в которую мы должны разместить мебель и тех- нику. 6.
Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия.

Окончание урока

Вносит корректировку
в ответы уча- щихся.
Дает
возможность самим уче- никам указать в тетрадях правильные ответы, оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием. Поздравляю! ! Вы успешно справились с поставленной задачей. Думаю, что жиль- цы будут вам благодарны, а наши гости возьмут ваш опыт на вооружение.
Оценивает деятельность учащихся
Оценки за урок.
Домашнее задание на слайде:
Запишите задание на дом. Какие измерения нужно выполнить?
Рефлексия.
А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы: Повторили… Узнали… Закрепили… - Что понравилось на уроке? - Что удалось? - Понадобятся знания по данной теме в жизни? В заключение я прошу вас выразить свое мнение о сегодняшнем уроке в форме «Незавершённое высказывание»:
Окончание урока
Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт
Выполняют задания
, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, ука- зывают правильные, оценивают себя.
Планирование
своей деятель- ности для решения поставлен- ной задачи,
саморегуляция,

самоконтроль
в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные)
Умение слушать и вступать в

диалог

(
коммуникативные
)

Моральная ответственность
перед собой, коллективом и учителем (личностные)
Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом вы будьте на «ты». Теперь говорю я вам всем «до свиданья», Окончен урок. Благодарю за внимание!