"КАК УБЕДИТЬ РОДИТЕЛЯ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА"?

Автор: Храпонова Любовь Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Сухогаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Сухие Гаи
Наименование материала: Статья
Тема: "КАК УБЕДИТЬ РОДИТЕЛЯ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА"?
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КАК УБЕДИТЬ РОДИТЕЛЯ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?
Воспитание подрастающего поколения в нашей стране — дело большой государственной важности. Дети воспитываются в яслях, детских садах, в школах и во внешкольных учреждениях. Важная роль в воспитании детей принадлежит детскому саду, школе. Но первыми их воспитателями являются родители. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Отец и мать воспитывают детей не только словом, но и личным примером, своим поведением. «Воспитание, — говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский, — не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой». Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени и внимания. Слаженность и организованность семейного коллектива является важным условием правильного воспитания детей в семье. Когда отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии с интересами всего общества. Долгие годы велись споры, кто должен заниматься воспитанием - семья или специалисты- педагоги. Многие родители считают, что воспитание и образование детей - дело педагогов, а в дальнейшем образовательных учреждений, так как у работающих родителей на это почти нет времени. Многолетние исследования и практика доказали, что основу воспитания и направления дает семья. Проблема эта возникает потому, что есть родители, которые не понимают роль семьи. А ведь семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Семья - основа правильного воспитания, это единый социальный институт, формирующий его личность. Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой - потому, что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди. Но семья может нести как положительный, так и отрицательный пример. Взрослые часто удивляются. «Откуда в ребенке такие ужасные качества? Я в его возрасте таким не был!» Действительно, откуда в милых, ласковых, добрых детях берутся злость, агрессивность, жадность, зависть, грубость, высокомерие? Откуда берутся воры, преступники, наркоманы? Все очень просто, потому что в семье идет неправильный процесс воспитания. Мне кажется, этот вопрос всегда останется открытым. В последнее время увеличивается число социальных сирот, это говорит о том, что человек перестал заниматься воспитанием ребенка. Раньше социальных сирот не было, разве что в военное время. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%,
улица –10%. Имея большой опыт работы в школе, я всё чаще убеждаюсь в том, что пора открывать родительские классы по воспитанию детей. В современной доступности информации недостаточно объяснять своему ребёнку - "что такое - хорошо и что такое – плохо». Родителям не мешает 1-2 часа в неделю, хотя бы дистанционно, послушать и практически разобрать некоторые аспекты воспитания подрастающего поколения. Родители не то что должны воспитывать детей, они просто обязаны это делать в силу того, что они — родители. Нельзя равнодушно относиться к их жизни как школьной, так и жизни внутри семьи. Нужно чувствовать своего ребенка, стараться понять. Но так же необходимо понимать и свое воспитание, может быть вы слишком деспотичны или наоборот вы так мягки, что ребенок может вами манипулировать. Нужно быть внимательными и уметь проанализировать ситуацию. Конечно же, очень важно, что бы родители нашли общий язык с классным руководителем, потому что если родители в чем то затрудняются учитель, особенно тот, который проживает жизнь со своими учениками, безусловно, всегда вам поможет и подскажет, как правильно действовать в той или иной ситуации. Именно таким образом складывается совместное воспитание родителей и школы и в этом важном деле мы, учителя должны их постоянно убеждать! Столкнувшись с проблемой, что родители уклоняются от воспитания детей я пришла к выводу, что пора открывать классы для родителей по воспитанию детей. Но проблема в том, как убедить родителей, что воспитание собственного ребенка – это, прежде всего их главная задача? Позиция многих: "Я вам привел ребенка, так вы и воспитывайте, вы за это зарплату получаете". Но захотят ли родители посещать данное мероприятие? Вот в чём вопрос. На мой взгляд, родителей не надо убеждать в том, чтобы они занимались воспитанием детей, так как они родители и в них это заложено природой. Важнее обратить внимание на то, насколько сами родители воспитаны, и соответствуют ли их поступки принципам правильного воспитания. Я думаю, что надо создавать условия, в которых родители и дети, оказавшись вместе, будут рассуждать на предложенные ситуации по данной теме, искать пути и решения вместе. Вот тогда и можно будет громко говорить о воспитании, а пока наблюдается перетягивание одеяла - родители говорят, что все обязаны делать педагоги, а педагоги, в свою очередь сетуют, что нет помощи от родителей. Вспомните наше детство, наши родители работали целыми днями, а мы большую часть времени проводили в школе: кружки, сборы пионерских дружин, сбор макулатуры и т.д. Общее дело так сближает и делает нас одинаково значимыми для достижения общей цели. Мы все делали вместе. Вот что было ценным. У многих детей активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям, участвуют в организации экскурсий, походов и поездок. Нужно грамотно донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается. Но есть и такие, которые считают, что воспитанием должны заниматься учителя. В наше время это злободневная тема. Именно поэтому мы должны убедить родителей посещать обучающие мероприятия. Нужно приложить все силы, чтобы помочь тем, кто действительно хочет, но в силу каких- то обстоятельств, преград не получается. Иногда причиной безучастия становится занятость современного родителя, иногда безразличие из-за собственного опыта, иногда из-за низкого уровня образованности, родительской некомпетентности, социальных предубеждений и т.д. Наша с вами задача состоит не в том, чтобы ткнуть без
промедления родителя в его несовершенство. Задача в том, чтобы с нашей помощью родители сами увидели и приняли проблему. Очень много разнообразных методов заинтересовать родителя, самое главное, чтоб с нашей стороны проявлялся интерес. И самое главное что педагоги, тьюторы, психологи должны чувствовать грань нужного, полезного стимула и нецелесообразного влияния. Убедить всех родителей посещать специальные занятия очень сложно. Мы должны приложить все усилия и найти подход к родителям через беседы, примеры, просьбы, разговоры. Проблему воспитания детей нужно закладывать с детства через игры, тренинги КТД, чтобы в подсознании детей сидела ответственность за своего ребёнка и желание сделать его лучше. И примером должны быть родители. И закончить свою статью хочу сказкой о садовнике. У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем! Чтобы ухаживать за цветами хозяин пригласил садовников и строго-настрого приказал бережно ухаживать за растениями. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!» - сказал он. Каждому из садовников он выделил участок и они дружно принялись за дело. Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветам и начал разворачивать лепестки, помогая бутону раскрыться как можно быстрее. Садовник так торопился, что нежные лепестки роз под его пальцами оказались разорванными и смятыми. Тогда он начал разворачивать другой бутон, но с тем же успехом. Горько заплакал садовник, увидев, что пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их. Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно, то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов всего на пять минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпаки и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких полупрозрачных стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что когда подул ветер, их стебли обломились. Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник выкапывал и выбрасывал их. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого третий садовник не знал и сам, но уж очень он любил порядок... Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листики с розовых кусов, поцарапал руку о шипы и, увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!». И выполол, не дожидаясь цветка. Пятый садовник, увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!». И с этими словами он с корнем выдернул все другие цветы. Шестой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собой кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать через краску. И только один садовник никуда не торопился, зная, что самое важное для цветов - это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за ростками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие - летом, а третьи - только осенью. Он знал также, что иные будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным
садовником - он был еще и музыкантом. Он приносил с собой в сад флейту и, когда выдавалась свободная минутка, играл нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем. Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок... Богатый хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок самый прекрасный и все цветы здесь по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь чудесные растения? «Мой секрет прост» - ответил садовник - «Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют!». Дорогие родители, входя в «сад жизни» ребенка не забывайте о самой простой истине - всему свое время. Один из факторов, который обеспечивает правильное воспитание - это общение с детьми. При общении с ребенком важно установить контакт - выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику то есть определить правильный стиль общения. Это уважительный, добрый, любящий, то есть - продуктивный стиль общения.
10 качеств взрослых, стремящихся к гармонии:
1. Желание стать лучше, то есть стремление к самоусовершенствованию. 2. Ярко выраженное предпочтение нравственного начала в человеке. (Многие родители грубят при детях, не здороваются с воспитателями, бросают мусор и т.д.) 3. Умение ценить хорошее и быть благодарным жизни. 4. Умение радоваться малому. 5. Самокритичность без самоедства. 6. Умение замечать в основном хорошее, не закрывая глаза на плохое. 7. Умение видеть частное и целое, отдавать предпочтение целому. 8. Желание познать и понять ребенка. Быть настоящими родителями - это целое искусство. А чтобы ими стать - нужно уметь любить, уметь понимать и уметь поддерживать ребенка. Что такое любить, поддерживать и понимать? Это ориентировать ребенка на приобретения таких ценных качеств как: доброту, смелость и отвагу; веру в добро, людей; любовь и нежность; уверенность в своих силах.