"Опыт работы по развитию речемыслительной деятельности детей 5-6 лет."

Авторы: Данилина Елена Владимировна, Денисова Татьяна Юрьевна
Должности: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДПЦ "Росток"
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опыт работы по развитию речемыслительной деятельности детей 5-6 лет."
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Опыт работы по развитию речемыслительной деятельности

детей 5-6 лет.

Речемыслительная деятельность-
развитие двух взаимозависимых психических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Речемыслительная деятельность - есть целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Возраст 5-6 лет является сензитивным к развитию речи и речевой деятельности. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям ,формируются своеобразные общие лингвистические способности. Развитие речи идет
в двух основных направлениях
: во первых, интенсивно пополняется
словарный запас
и усваивается
морфологическая система
языка; Этот возраст определяется чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языковым явлениям. Эта активность выражается в словообразованиях, овладении сложной системой грамматических отношений. Речь обеспечивает
перестройку познавательных процессов
(внимания, памяти., восприятия, мышления). Дошкольный возраст-возраст интенсивного развития произвольной памяти, достаточно развитого воображения, формирующейся познавательной активности, направленной на обследование окружающего, появляющейся возможности произвольно регулировать свое поведение, сознательно управлять им, возраст речевой саморегуляции. Основная функция речи- общение, сообщение, или, как принято говорить,
коммуникация
. Ребенок старшего возраста уже способен общаться на уровне контекстной речи которая полно описывает ситуацию без ее непосредственного восприятия. У него формируются разные формы речевого общения (деловое, познавательное, личностное)
Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс и потому требующий постоянного внимания со стороны всех специалистов ,работающих с детьми. Начинать его становление необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Поэтому возникла идея разработать модель взаимодействия логопеда и психолога по развитию у дошкольников 5-6 лет речемыслительной деятельности. Это будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника и подготовит детей к полноценной учебной деятельности. СЛАЙД 2 Модель взаимодействия специалистов включает в себя несколько блоков: 1-й блок–
диагностический
Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:  Определение уровня речемыслительной деятельности ребенка  Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.  Полученные результаты объединены их в общую диагностическую карту ребенка. 2-й блок – разработка системы работы и форм взаимодействия логопеда и психолога по развитию речемыслительной деятельности детей 5-6 лет в условиях нашего Центра. На данном этапе был разработана комплексная программа по формированию речемыслительной деятельности ,которая включила в себя интегрированный перспективный коррекционно- развивающий план, психолого-логопедические занятия 3-й блок – аналитическая деятельность, мониторинг результатов, позволяющий отследить эффективность коррекционно-развивающей работы
при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, так же отследить динамику развития речемыслительной деятельности ребенка. Коррекционно-развивающий процесс не возможен без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно- развивающей работы с ними. СЛАЙД 3 Остановимся более подробно на
целях, направленности и структуре

комплексной интегрированной программы :
Так как ее целью является развитие речемыслительной деятельности детей, нами были выделены следующие
задачи
совместной деятельности специалистов -развитие и совершенствование культуры устной речи детей - формирование навыков наглядно- образного и творческого мышления -формирование связного высказывания, учебного высказывания типа доказательства, рассуждения .- активизация словаря и формирование навыков речевого общения -формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. -формирование произвольности поведения и деятельности в целом СЛАЙД4 Реализация данных задач осуществлялась на занятиях, которые условно были разделены на 3 блока
В первом блоке
представлена система занятий, на которых формируется и совершенствуется ряд специфических умений и навыков (дикция, голос, дыхание, интонация), составляющих в купе культуру устной речи ,
во втором
- система занятий направленных на развитие мышления, обогащение лексико-
грамматических средств языка, связной речи детей 5-6 лет,
третий-
система занятий направленных на развитие коммуникативных навыков детей 5-6 лет Реализация системы занятий всех трех блоков будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника и подготовит детей к полноценной учебной деятельности, разовьет речемыслительную деятельность детей СЛАЙД 5
Первый блок программы представлен следующими направлениями:
 Развитие артикуляционного аппарата и синхронизация его движений с движениями кистей рук  Развитие голоса, интонационной выразительности речи  Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза  Развитие речевого дыхания  Формирование выразительных средств, мимики жестов и движения СЛАЙД 6 Рассмотрим
схему реализации
занятий по культуре устной речи.(1 блока) Содержание их складывается из следующих разделов: СЛАЙД7 1.
Развитие артикуляционного аппарата
и синхронизация его движений с движениями кистей рук (биоэнергопластика). Проведение упражнений таким образом принципиально отличаются от общепринятых. Доказано, что артикуляционные движения, если они пластичны, раскрепощены и свободны, активизируют распределение энергии в организме, активизируют интеллектуальную деятельность детей. СЛАЙД8
2..
Работа по дикции
направлена на закрепление навыка правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка, попутно формируется слуховое внимание, память, фонематическое восприятие. Также проводится работа по развитию голосового аппарата. Педагогом создаются ситуации, когда дети учатся владеть силой, высотой голоса. СЛАЙД9 3. .Поскольку культура устной речи тесно сопряжена с культурой
мимики и

жеста
, то в процессе занятий этому аспекту работы уделяется значительное внимание. СЛАЙД10 4. Отрабатывается
речевое дыхание
, которое совмещается с четким произношением звуков, слов, стихотворных форм. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма,развивают самоконтроль,произвольность. СЛАЙД11 5. Все это является предпосылкой для совершенствования
интонационной

выразительности
речи, которой на занятиях уделяется большое внимание. Мелодика, тембр, темп, ритм речи, фразовое и логическое ударение, паузы все это отрабатывается с постепенным нарастанием от занятия к занятию. В процессе интенгративной работы над постановкой выразительности дети, подражая экспесивно-выразительной речи педагога, учатся слышать особенности речи своих товарищей и себя (работают в парах) Все эти способности отрабатываются на материале увлекательных игровых приемов с использованием фольклора и классической детской литературы — в забавных скороговорках, потешках и пр. В тоже время занятия требуют четкого выполнения инструкций педагога и высокой степени владения собой и своими движениями и мимикой.
Представленный алгоритм реализации учебной работы на занятии: способствует: -Формированию произвольности деятельности; -делается оптимальной организация учебной работы и последовательность ее выполнения.
Занятия первого блока
в представленном виде проводит учитель-логопед, дополняя по необходимости заданиями, которые соотносятся с изучаемыми звуками (темой). Педагог –психолог вариативно применяет содержание на своих занятиях. СЛАЙД12
Второй блок программы представлен следующими направлениями:
• развитие познавательной активности детей • развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́ х представлений; • развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умственных действий сравнения и обобщения;  развитие способностей к установлению и пониманию причинно- следственных связей между предметами и явлениями;  развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями)  расширение и активизация словаря  закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей  Закрепление понимания и правильности использования сложных грамматических конструкций На занятиях данного блока широко используются задания ,
над которыми

нужно подумать

СЛАЙД13  Работа по развитию умений и навыков осуществлялись интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация) Сериация- одна из важнейших и вместе с тем простых мыслительных операций. На уровне предметно-практических действий она выглядит очень простой, однако на вербальном уровне она достаточно сложна.  Цель: формировать у детей умение производить анализ и синтез объекта (ряда фигур),выбирая недостающие в заданном ряду; закреплять и совершенствовать умения и навыки конструирования связного высказывания типа доказательства  Материал: таблицы c геометрическими фигурами, силуэтами, изображениями существ, цифр, букв, знаков, маленькие карточки для заполнения сериационного ряда.  Задания: детям предлагается подумать ,определить и выбрать недостающую фигуру. СЛАЙД14,15,16 По следам выполнения задания дети подробно объясняют, почему была выбрана именно эта карточка. Педагог помогает сформулировать последовательность рассуждений.  Работа с таблицами с различными изображениями для решения таких задач "Найти отличия" и "Что перепутал художник") В данном случае- учим детей рассматривать рисунки в определенной последовательности, находить и запоминать имеющиеся в них отличия СЛАЙД17 Работа с занимательным пособием «
Волшебная открытка»

Цель
: закреплять умение и навыки ориентировки на листе бумаги, развивать навыки звукового анализа, память, внимание, формировать связное учебное высказывание

Материал:
« Игровое поле»,разделенное на части. Карточки-части разрезанной открытки со схемами 
Ход игры:

С
ЛАЙД 18,19,20,21 -Положить перед собой игровое поле и карточки. Определить звук и его место в слове. Подобрать схему и ,перевернув, наложить картинку. Если правильно наложить картинки, то будет воспроизведена разрезанная открытка. - На материале открытки детям предлагаются вопросы-задания . Педагог стимулирует детей задавать вопросы, правильно формулировать их. Дети конструируют связные развернутые учебные высказывания. СЛАЙД 22,23,24,25 Работа с игровыми пособиями «Четвертый-лишний», «Аналогии» В процессе использования разнообразных заданий осуществлялось формирование
основных умственных операций и действий
. В ходе этих занятий у детей формируются
пространственная ориентация
, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга. Как отметила О.И.Лазаренко, соавтор А.В. Ястребовой по созданию системы упражнений по формированию речемыслительной деятельности, «Необходимость формирования этих навыков, обусловлена тем, что современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. Иными словами ориентация в пространстве и времени - есть важнейшее условие не только для успешного обучения в школе, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.
 Используется комплекс кинезиологических упражнений (движений тела,рук, пальцев), которые развивая межполушарное взаимодействие, активируют работу мозга, развивают ВПФ Поскольку итогом выполнения детьми учебной работы является вербализация умственных действий (дети конструируют развернутые связные высказывания (умозаключения), то в процессе ее и осуществляется формирование речемыслительной деятельности. Каждое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога представляет определенный замысел (тему) Например, содержание занятия учителя- логопеда разделено на несколько разделов: лексический. грамматический. фонетический, логико-грамматический. Все задания используются вариативно, с учетом темы. СЛАЙД26
3 блок программы представлен следующими направлениями:
 активизация речевой и мыслительной деятельности детей., в разных видах коммуникативного взаимодействия,  преодоление их речевых и коммуникативных трудностей.  Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения Для активизации речевого общения детей можно предложить: • развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях; • проводить дидактические и подвижные игры; • разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель); • сопровождать рисование комментированием. Говорить, что будешь рисовать, что рисуешь, что нарисовал; • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
Для преодоления речевых и коммуникативных трудностей можно предложить: • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово- название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы. Создание благоприятного психологического клиамта идет через:  Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.  Развитие чувства принадлежности к группе  Получение опыта позитивного взаимодействия. Существенным моментом системы занятий является сочетание работы по развитию культуры устной речи и творческого мышления с работой по формированию предпосылок полноценной учебной деятельности (отрабатываются 3 блока умений): СЛАЙД 1.Умения четко, в полном объеме воспринимать учебный материал , т.е. полноценное восприятие и понимание учебного материала. 2. Умения продуктивно осуществлять различные виды классификаций, обобщений, которые соотносятся с процессами мыслительной деятельности: анализ, синтез, абстракция, обобщение. 3. Умения осуществлять контрольные действия, самоконтроль.
Осваивая эти 3 блока умений, дети овладевают такими важными навыками, как: -планирование предстоящей работы, - выбор способов, средств ее осуществления, -проверка результатов СЛАЙД27
Выводы по результатам совместной работы учителя-логопеда и

педагога-психолога
Благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога- психолога удалось значительно развить речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей:  Обогатить и активизировать словарный запас, развить умение активно пользоваться различными способами словообразования  Развить умение связно, последовательно, логично и развернуто формулировать свои мысли  Сформировать представление о звуковой стороне слова, умения осуществлять его звуковой анализ  Развить наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности  Закрепить и развить у детей умственные действия сравнения, составления, обобщения, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, целенаправленного поиска, самоконтроля.

Речевая деятельность
- форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность имеет следующую структуру: -потребности и мотивы (почему говорю?) -цели (зачем говорю?) -условия и средства достижения целей (о чем и с помощью чего говорю?) - действия, операции, входящие в просьбы (как говорю?) -результат( получилось?) Следовательно,
речевой деятельностью
можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный(содержательный) процесс выдачи и приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли.