"Виды и жанры устного народного творчества"

Автор: Головцова Алла Владимировна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГКОУ "Котовская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: город Котово, Волгоградской области
Наименование материала: конспект
Тема: "Виды и жанры устного народного творчества"
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Виды и жанры устного народного творчества»

Цели:
Формирование представления об изученных малых формах устного народного творчества (сказка, скороговорка, загадка, пословица).
Задачи:

Коррекционно-образовательные
: вспомнить все виды устной словесности, закрепить сведения об УНТ, расширить представление о народном творчестве, показать самобытность народа.
Коррекционно-развивающие:
развивать творческие способности (художественные, артистические, певческие), развивать логическое мышление, речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому языку, уважительное отношение к народным традициям русского народа .
Компетенции
формирующиеся в ходе работы: Лингвистическая, информационная, коммуникативная, креативная.
Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Работа с эпиграфом. (Слайд )
«Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!» (А. С. Пушкин). «Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». (Н.А. Добролюбов). «Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много!» (Л.Н. Толстой).
2этап. Постановка учебной задачи
-В ходе работы мы должны выяснить:
(Слайд )
 Для чего мы изучаем малые жанры УНТ?  Какова роль малых жанров УНТ в жизни человека?  Надо ли сохранять народный фольклор?
(Слайд )


3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии
Фольклорные произведения знакомы нам с самых первых дней жизни. Это колыбельные песни и пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий; приговорки и потешки («ладушки», «сорока- ворона»). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать нескладушки анекдоты, произносить скороговорки; в играх пользуются считалками, дразнилками, закличками; в речи каждого человека есть пословицы и поговорки. Все это - произведения устного народного творчества, или фольклора. Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву и пр ) Более узкое значение слова - устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Важнейшие особенности фольклора как устного народного творчества - коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа. В большинстве случаев мы не можем сказать, кто был автором того или иного произведения - песенки, сказки, былины, пословицы. В этом проявляется коллективность: автором можно считать весь народ. С незначи- тельными изменениями фольклорные произведения передаются из уст в уста.
4 этап. Этап изучения нового материала.

Работа в группах

1группа -сказители

(Слайд )

-Определите основные особенности жанра сказки
• Действие сказки происходит в особом, выдуманном мире,…. • Напишите названия характерных для сказки волшебных предметов, которые помогают героям в испытаниях: • Нельзя представить волшебную сказку без фантастических героев. Напишите их имена.
• В сказках повторяются магические числа. Какие? • Всегда узнаем народную сказку по определенным выражениям, которые «странствуют» из произведения в произведение. Вспомните некоторые. Как заканчивается сказка хорошо.
(Слайд )

2группа- скоморохи

(Слайд )

-Отгадайте загадку:
Три братца пошли купаться, Два купаются, один на берегу валяется, Искупались, вышли, на третьем повисли.
(ведра, коромысло)

(Слайд )

-Исполните частушки.
*** Мы девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. ***Боевая, я девчонка, Боевая я на пять. Боевая я работать, Боевая и плясать.
(Слайд )

-Прочитайте быстро.
 Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
3 группа – мудрое око

(Слайд )
Соотнесите пословицу той или иной страны, с русской пословицей, аналогичной данной. Например, арабская пословица гласит: «Бежал от дождя, попал под ливень», а русская: «Из огня да в полымя». -финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает» …………(Язык до Киева доведет)
- иранская: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин»……….. (На безрыбье и рак рыба) - вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец»………………(Тише едешь – дальше будешь) - индонезийская: «Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается»………. (Конь о четырех ногах и тот спотыкается) - английская «В каждом стаде есть своя черная овца»………….(В семье не без урода)
(Слайд )

4группа- богатыри (инсценировка)
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! В чистом поле белый шатёр стоит. В том шатре сидят, добры молодцы: Как Алёшенька да с Добрынюшкой В шашки – шахматы забавляются, На кровати спит Илья – Муромец, Спит – храпит, как порог шумит. Вы, могучие богатыри, добры молодцы! Вы садитесь-ка на добрых коней,
Поезжайте-ка в поле чистое, Поезжайте-ка в поле чистое, школу родную, Поздравляйте учителей и малых детушек.
Илья Муромец.
Если б на свете не было войн, Как бы я счастлив был и доволен! Ели бы сладко, спали бы крепко, Чтобы была и капустка, и репка!
Добрыня Никитич.
Чтобы поля все вспаханы были, Дети уроки и школу любили. Бабушки внукам о нас пели б песни, Стало везде веселей, интересней!
Алеша Попович.
Бицепсы, мышцы — это не имидж, Но и без них ведра не поднимешь! Пусть только в сказках будут сраженья, Вам мы желаем любви и везенья!
5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вывод:
 Какова роль малых жанров УНТ в жизни человека?  Надо ли сохранять народный фольклор? «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»