Творческая мастерская "Оберег своими руками" ( в традициях народов ХМАО-Югры)

Автор: Васильева Раиса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческая мастерская "Оберег своими руками" ( в традициях народов ХМАО-Югры)
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Творческая мастерская
«Оберег своими руками» ( в традициях народов ХМАО-Югры)
Васильева раиса Николаевна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №4, г.Урай, ХМАО-Югра

Цель урока:
Образовательная: - актуализировать систему представление учащихся об особенностях оберегов; - содействовать расширению представлений учащихся об особенностях оберегов народов севера. - ознакомить детей с национальным искусством, с обычаями и традициями народов Севера. Знакомство с работой изготовления оберега. Воспитательная: - Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Ханты – Мансийского округа – Югры, любовь к родному краю. - инициировать осознание чувств сопричастности к культуре народов Югорского края; - содействовать становлению нравственно – эстетических качеств в личности. Развивающая: - содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре народов Севера; - развивать внимание, точность, творческие способности детей. - создавать условия для развития ребенка, сопоставлять, сравнивать, анализировать; - способствовать наращиванию индивидуального и коллективного опыта в творческой деятельности; - осуществить педагогическую поддержку и привести учащихся к построению модели технологии изготовления изделия.
Оснащение урока:
презентация, иллюстрации, технологические карты, материал для практической работы: клей, ножницы, цветная бумага.
Ход урока:

1. Организационный момент урока.
Проверка готовности класса к дополнительному занятию.
2. Вводная беседа.

1сл. Олтул / олнэ!
Так звучит приветствие на хантыйском языке.
2сл
. Что оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! » Югорский край, как ты велик. Гостеприимен, щедр, красив. Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра! -Есть такое понятие:«Югорский край» - какую территорию так называют?
3сл
. (ответы детей – ХМАО) – Где и на какой территории России мы с вами живем? (Предполагаемые ответы учащихся.) – Сколько лет нашему округу – Югре? (Предполагаемые ответы учащихся.) – Скажите, пожалуйста, какие коренные народы населяют наш Ханты – Мансийский округ – Югра? (Предполагаемые ответы учащихся.)

Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжаем знакомится с национальным

промыслам народов Севера, с орнаментами и оберегами народов ханты и манси.

3. Беседа:
– Хантыйский и мансийский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.
4сл
.– Искусство северных народов образно называют “
Искусством, рождённым на

снегу

.
На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.
5-6 сл.
– Перед вами небольшая выставка народного искусства Ханты – Мансийского округа – Югры. Посмотрите, внимательно, может быть вам что-нибудь знакомо? – Какие-нибудь детали? -Вы заметили, что присутствуют во всех этих вещах орнаменты. Хантыйские орнаменты красивы – В них все приметы родины моей. Ты больше не найдешь по всей России Таких цветов и сказочных зверей. Узоры на одежде и посуде Красны, как солнце, и белы, как снег, - На них сызмальства глядя, наши люди С прекрасным не расстанутся навек. Они явились в жизнь совсем не просто Из-под иглы, и кисти, и резца: Ведь мастера по дереву и кости В них вкладывали души и сердца. (Микуль Иванович Шульгин)
7сл
.- Что такое орнаменты?( ? Орнамент (лат. ornamentum - украшение– означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов.
8-9сл. Орнамент — как сказка, может рассказать любую историю мастерицы
. Есть орнаменты, обозначающие животных, рыб, растения. Символы солнца, луны, Звезды и многое другое. Самые главные — это оленьи рожки, символ медведя, беличьи и заячьи ушки, голова щуки и налима.
Основные мотивы для орнамента человек находил в природе. Посмотрите на

рисунки. На кого из представителей животного мира они похожи.

Посмотрите на орнамент, каких животных Вы можете узнать?

10сл
.- Сегодня мы с вами поговорим, а потом и сделаем необыкновенную и полезную вещь, но будет ли она необыкновенной или останется просто красивым произведением искусства, зависит только от вас. С давних времён предки народов ханты и манси изготавливали себе самые разнообразные предметы, которые помогали им в трудные минуты, во время болезней, защищали от злых духов и давали силы. Такие предметы они носили на одежде, привязывали к поясу, к сбруе коня, надевали на шею. Как вы думаете, о чём идёт речь? Как назывались эти предметы? (ответы детей обереги). – Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, свою семью, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими руками.
11сл.
- Что такое обереги? (
Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед,

защищает дом, приносит любовь, счастье.
) Где расположен орнамент на изделии? Обычно мастера располагают орнаменты в центре изделия. По периметру пришивается тесьма, все это сшивается нитками с бисером. По краю часто вшивают полоски меха оленя, лисы.
– В каждой семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.
4. Символика.

13сл.
Но вот перед вами некоторые символы, которые используются в декоративной работе. Используют ханты пять цветов:
белый, красный, синий, жёлтый, зелёный
. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;  Белый- цвет снега-удачи. 
Красный
– цвет жизни, благополучия. 
Жёлтый
– знак огня, солнца-радости. 
Зелёный
– цвет тайги. 
Синий
– цвет реки, воды, неба. 
Чёрный
цвет – символ подземного мира, его не используют и не носят.
14сл.
– Каждое время года тоже соответствует разному цвету. – Поднимите руку те, кто родился
летом.
– Ваш цвет –
красный
, ведь лето соответствует красному цвету
брусники.
– А кто родился зимой?
– Зима

синий
цвет, как ягода
черника.
– Рождённые
осенью
? – Ваш цвет
жёлтый
, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет? (Предполагаемые ответы учащихся) – Правильно, это
морошка.
– И наконец –
весна
. Поднимите руку те, кто родился весной. – Весной всё
зелено,
поэтому и цвет такой, как
мох.

15сл. 5. Работа со словарём:
 красный (вурты),  желтый (вусьлом),  зеленый (восты),  синий (этрхары)  шить узоры (ёнттыхурам);
6. Описание работы.

16сл
.– Теперь вы знаете, какой цвет соответствует вашему дню рождения. Обереги вы будете делать для себя или для своих родных и близких.Подумали?
7. Беседа о выполнении работы оберег:
В недавнем прошлом ханты широко использовали в быту сукно, бисер, мех……? А мы свами будем использовать бумагу в изготовлении оберега, но цвета для изделия выбираем самые сочные: зеленый (восты), желтый (вусьлом), красный (вурты), синий (этрхары), промежуточные цвета практически не применялись.
17сл. Карта поэтапного изготовления оберега
В традиционном национальном искусстве имеется очень красивое, оригинальное изделие – обереги”. – Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по- настоящему красивым?

Аккуратность.

Точность.

Вера.
– И ещё самое главное над изделием
работают молча
, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту. – Как мы уже говорили, оберег будет выполнять магическую функцию. Оберегать от злых духов, болезней и разных неприятностей.Кому нужна будет помощь, молча, поднимите руку, я к вам подойду.
(Звучит музыка)

– На изготовление оберега у вас 10-15 минут.
Работать нужно аккуратно, точно, а самое главное с верой.


п\п

Последовательность выполнения работы

Инструменты приспособления,

материалы
1. Выбрать заготовку в виде круга 2 круга,1 круг –соответствует вашему дню рождению, 2 круг – цвет хантов и манси 2. Вырезаем 2 круга. ножницы 3. Прорезаем края круга на глубину 1см и ширину 5мм, аккуратно разгибаем чередуя края. ножницы 4. Вырезаем основной орнамент «солнце» ножницы 5. Петельку для крепления вставляем между двумя кругами и приклеиваем. клей, тесёмка 6. Склеиваем детали. Оберег готов. клей – По окончанию работы вы молча подходите ко мне для оценки вашего труда, затем подходите к стенду (классной доске) и прикалываете свой оберег на любое из свободных место.
18сл. Выставка поделок.

19сл
. - А сейчас прочите пословицы народов ханты и манси – В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится. Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека. День красен солнцем, а человек – трудом и добром. Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут – По окончанию работы вы молча подходите ко мне для оценки вашего труда, затем подходите к стенду (классной доске) и прикалываете свой оберег на любое из свободных место.
Подготовка к работе (у каждого на парте)

1. Карта поэтапного изготовления оберега; 2. трафареты; 3. клей; 4. ножницы; – Будьте внимательны. Желаю вам удачи. – Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши обереги не похожи друг на друга.
Итог.

20сл. Загадка.
– С работой справились все, молодцы!  Понравился ли вам необычное занятие?  Что вы узнали нового?  Так почему же обереги свои вы делали именно круглой формы?  Какие новые слова вы узнали?  Появилось ли у вас желание сделать ещё кому-нибудь оберег? (Предполагаемые ответы учащихся.) Приложение1. Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила: 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя. 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. 3. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками. 4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материала для оберегов. 5.В процессе производства оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образа, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности. Приложение 2 Используют ханты пять цветов:
белый, красный, синий, жёлтый, зелёный
. Каждый цвет что-то
обозначает: основной цвет – красный;  Белый- цвет снега-удачи. 
Красный
– цвет жизни, благополучия. 
Жёлтый
– знак огня, солнца-радости. 
Зелёный
– цвет тайги. 
Синий
– цвет реки, воды, неба. 
Чёрный
цвет – символ подземного мира, его не используют и не носят. - Лето - красный, ведь лето соответствует красному цвету брусники. – Зима – синий цвет, как ягода черника. – Осень - жёлтый, это морошка. – Весна - всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.