А.С. Пушкин "Зимняя дорога"

Автор: Гордиенко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей № 7
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: А.С. Пушкин "Зимняя дорога"
Дата публикации: 03.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок литературного чтения в 3 классе

Тема:
Стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”.
Цели:
1. Отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения. 2. Развивать умения анализировать стихотворение: определять вид рифмы, отыскивать различные средства художественной выразительности, использованные автором. 3. Развивать воображение на основе словесного рисования картин. 4. Воспитывать любовь к творчеству русских поэтов, к родной природе.
Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского “Тучкины штучки” ( по группам). – Назовите рифмующиеся слова? – Как называется такая рифма? (парная). Мы уже знаем, что поэты очень часто прибегают к такой рифме. – А какие жанры фольклора вы знаете? Часто ли встречается такой вид рифмы в жанрах фольклора, мы с вами пронаблюдаем прямо сейчас.
III. Работа в группах.
У вас на столе лежат разные тексты, прочитайте, определите вид жанра. Какой вид рифмы присутствует?
1 гр.
Гость гостил – Серебристый мост мостил, Без ножа, без топора, Без железного долота. (Мороз)
2 гр
. Он вошёл – никто не видел, Он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)
3 гр.
Шёл, шёл без дорог, Где шёл – там и лёг. До весны пролежал, А весной побежал. (Cнег) – К какому жанру относятся тексты? – Какая рифма присутствует? – Какой теме посвящены все эти загадки?
Продолжая разговор о зиме, я предлагаю вам прочитать на доске фразу справа налево. (Открывается доска, оформленная снизу падающими листочками, а сверху – снежинками).
ястеаничан амиз, ястеаачнок ьнесО
(Осень кончается, зима начинается). – Как называется эта фраза? К какому жанру относится? Какая рифма присутствует? – Как понимаете эту пословицу? (После осени непременно наступает зима).
IV. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Вступительная беседа.
Все мы любим лето, с нетерпением ждём его прихода, но и зиму народ любит не меньше, с её зимними забавами, трескучими морозами, ведь недаром зиме русские поэты посвятили очень много стихов, и в этом мы с вами сейчас убедимся (магнитофонная запись: на фоне стихов о зиме слышится завывание ветра).
2. Работа в группах.
У вас на столах лежат отрывки из замечательных стихов великого русского поэта и писателя.
Ваша задача
: прочитать отрывки, попытаться узнать, из каких стихов эти отрывки, а затем постараться вспомнить – кто их написал?
1 гр.
…опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета; Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет лёд…. (“Опрятней модного паркета”)
2 гр.
…пришла, рассыпалась: клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов… (“Вот север тучи нагоняя…”)
3 гр.
…вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела… (“Зимнее утро”)
У.
– Из каких стихотворений эти отрывки? – Кто автор всех этих стихов? (А. Пушкин). А сейчас я вас попрошу ещё раз очень внимательно проанализировать эти отрывки и определить, какую рифму использовал поэт при написании этих стихов, и какие средства художественной выразительности использовал автор? (повторить, какие виды рифм и средства художественной выразительности знают). (1 гр. – парная рифма, использовал образные сравнения, олицетворения). (2 гр. – перекрёстная, олицетворения, эпитеты). (3 гр. – парная, олицетворения, эпитеты, образные сравнения).
– Какая общая тема во всех этих стихах? (тема зимы). – Вспомните ещё произведения А. С. Пушкина.
V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа
: Сегодня мы с вами прочитаем и исследуем ещё одно стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога” (учитель показывает портрет А. Пушкина), которое Пушкин посвятил тоже зиме. – Что вы знаете из биографии поэта? (Годы жизни: 1799– 1837, родился в Москве, на Немецкой улице (ныне эта улица Баумана), в небогатой семье отставного майора). А.С. Пушкин очень любил своих родителей, но он всегда с большой теплотой и любовью вспоминал двух женщин. Это была его бабушка, Мария Алексеевна, и няня, Арина Родионовна. Этим прекрасным женщинам он посвятил немало своих замечательных стихов.
2. Чтение и анализ стихотворения “Зимняя дорога”
(дети открывают учебник на стр. 162). Дети читают стихотворение про себя, предварительно учитель задал вопрос: – Какие картины вы себе представите, прочитав это стихотворение? – Какие чувства вы испытываете при виде такой картины? (чувства грусти, печали). – Почему? – Все ли слова вам были понятны?
3. Словарная работа:
Борзая (устар.) – быстрый, резвый; ямщик – возница (человек) на ямских (почтовых) лошадях (раньше почту возили на лошадях, что занимало несколько суток и даже недель); верста – старая русская мера, равная 1,06м; разгулье – весёлое времяпрепровождение; удалое – безудержная, лихая смелость ( дети по группам отыскивают в толковом словаре значения тех слов, которые не смогут объяснить). – Подчеркните рифмующиеся слова в 1 четверостишии.
4. Анализ стихотворения.
Прежде чем мы прочитаем это стихотворение, давайте определим, в каком темпе надо его читать – ваши предположения? Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению В. Маяковского “Тучкины штучки” и прохлопаем ритм, делая хлопок на ударном слоге. – На какой слог падает ударение? (на первый). – А какая рифма присутствует? (парная). Проанализируйте первое четверостишие данного стихотворения. К какой рифме здесь обратился поэт? (к перекрёстной). – Давайте прохлопаем ритм. На какой слог в этом стихотворении чаще падает ударение? (на второй, третий). – Какая рифма более энергичная, а какая более спокойная? (вторая, перекрёстная).
– Почему поэт использовал в данном случае эту рифму? (чтобы показать, как скучна долгая зимняя дорога) – В каком темпе будем читать это стихотворение? (в медленном, нараспев). Учитель читает стихотворение, а дети подчёркивают слова , на которые падает логическое ударение, и отмечают логическую паузу.
VII. Закрепление.
– Кто попытается прочитать это стихотворение, соблюдая всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (учитель спрашивает 2-3 человека). – Какие средства художественной выразительности использовал автор? (дети работают в группах).
VIII. Творческая минутка.
– Попытайтесь сочинить двустишие или четверостишие о зиме, используя любую рифму.
IX. Итог урока.


Что хотел выразить поэт, написав это стихотворение? (любовь к родной природе, к простым людям). – Что на уроке понравилось? Что нового для себя узнали?
X. Домашнее задание
. Выучить стихотворение наизусть.