"Формирование навыков здорового образа жизни"

Автор: Захаркина Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 97 "Калинка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков здорового образа жизни"
Дата публикации: 03.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97 «Калинка» комбинированного вида» Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников Методическая разработка Составила: Захаркина Ирина Михайловна Прокопьевск
Оглавление
Введение
………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Сущность здоровьесберегающей педагогической системы.
1.1. Понятие «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»………7 1.2. Компоненты, механизмы здоровьесберегающей системы………………9 1.3. Признаки здоровьесберегающей деятельности…………………………13 1.4. Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников на занятии и в свободной деятельности. Признаки здоровьесберегающего занятия в ДОУ……………………………………………………………..16 1.5. Личностно – ориентированный подход в формировании у дошкольников навыков здорового образа жизни………………………………………..18
Глава 2. Формы организации физкультурно – оздоровительной работы.
2.1. Здоровьесберегающие образовательные технологии…………………….20 2.2. Организационно – педагогические здоровьесберегающие технологии...21 2.3. Психолого - педагогические здоровьесберегающие технологии……….25 2.4. Учебно - воспитательные здоровьесберегающие технологии…………...29
Глава 3. Работа по взаимодействию с семьёй по вопросам формирования у

дошкольников навыков здорового образа

жизни
………………………………………………………………………………32
Глава 4.

Модель валеологически культурного ребёнка старшего

дошкольного возраста
……………………………………………………………36
Глава 5. Диагностика представлений о культуре здоровья у детей старшего

дошкольного возраста
……………………………………………………………44
Заключение
…………………………………………………………………………57
Список литературы
………………………………………………………………..60

Введение.
Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального факторов. Здоровье человека зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка. В наше время большое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. Эта проблема с каждым днем приобретает всё большую актуальность. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья у дошкольников способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ по здоровьесбережению, начиная с раннего возраста, так как именно в этот период у ребенка закладываются навыки по формированию здорового образа жизни. Поэтому важно формирование у дошкольника позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков гигиенической культуры. Так как сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных стратегических задач нашей страны, то она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон Р.Ф. «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», и других. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют 3
функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 7 – 10 % - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни самого человека. В связи с этим, проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников и воспитание культуры здорового образа жизни представляет особый интерес у исследователей. Вопросы формирования и воспитания культуры ЗОЖ детей рассмотрены в работах Н.М. Амосова, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, Г.М. Соловьёва, и других. Ученый Г.М. Соловьёв выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: 1. Формирование знаний и интеллектуальных способностей; 2. Мотивационно – ценностных ориентаций; 3. Физической культуры; 4. Социально – духовных ценностей; 5. Приобщение к оздоровительной деятельности. У детей зачастую отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во – первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются в назидательной форме и не вызывают у детей положительных эмоций, а во – вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети это хорошо видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от ребенка определенных волевых усилий. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные русским режиссером К.С. Станиславским: 4
«Трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным». Конечно, родители стараются привить ребёнку элементарные гигиенические навыки, следят за его здоровьем. Но так как дети большую часть времени проводят в детском саду, поэтому именно детский сад должен стать «школой здоровья», где любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая), а также двигательная активность, приём пищи, режим дня носят оздоровительно – педагогическую направленность и способствует у детей развитию привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Исходя из этого, занятия оздоровительно – педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные реакции, по возможности, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Материалы таких занятий должны находить отображение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада.) Таким образом, с ранних лет сформированная определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения, навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Исходя из важности данной проблемы мною было выбрано следующее приоритетное направление педагогической деятельности "Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию всех видов детской деятельности".
Цель данного исследования
: становление валеологической компетентности дошкольника как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказание 5
элементарной медицинской помощи и самопомощи. Для успешной реализации поставленной должны решаться
следующие

задачи:
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью как к ведущей ценности. 2. Способствовать накоплению знаний о здоровье, обретению умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье. 3. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. 4. Прививать культурно – гигиенические навыки. 5. Учить разумному поведению в непредвиденных чрезвычайных ситуациях, подготовить к оказанию медицинской помощи и самопомощи. 6. Повысить уровень знаний родителей в области формирования у детей навыков здорового образа жизни и ответственности за их здоровье. Решив эти задачи, можно тем самым помочь ребёнку быть здоровым и счастливым, успешным и добрым человеком, всегда нужным другому человеку. Важно не вложить в голову ребёнка сумму определённых знаний и правил, а помочь задуматься о своём здоровье. И если это произойдёт, если ребёнок проявит активность в отношении своего здоровья, то, можно сказать, что с поставленными задачами мы справились. 6

Глава 1.Сущность здоровьесберегающей педагогической системы.

1.1.Понятия «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».
Здоровьесберегающую педагогическую деятельность, её понятия, принципы, содержание исследовали многие учёные. Но прежде чем рассматривать сущность понятия "здоровьесберегающая деятельность" обратимся к таким понятиям, как "здоровье", "образ жизни", "здоровый образ жизни". В процессе анализа литературы было выявлено множество определений понятия "здоровье". За основу было взято определения здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: "
Здоровье
- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Существует несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы , основу которого составляет состояние общего душевного комфорта.
Образ жизни
- совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни
- способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность. Это не просто сумма 7
усвоенных знаний , а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в различных ситуациях на улице и дома, поэтому важно у них развитие самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам при формировании здорового образа жизни:  занятие физкультурой, прогулки;  рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, создание условий для полноценного сна;  дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умение отличать ложь от правды;  бережное отношение к окружающей среде, к природе;  медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;  формирование понятия "не вреди себе сам".


8
1.2.Механизмы, компоненты здоровьесберегающей системы
. Всю работу по формированию ЗОЖ у детей можно разделить на два компонента и обозначить их следующее содержание: - формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.; - создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно - оздоровительной работы. К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий , которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести: - специально подобранные упражнения во всех формах физкультурно - оздоровительной работы; - интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты; - дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников. Навыки здорового образа жизни формируются постепенно. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с
9 возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий: мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно выполняют все действия, понимая, что навыки эти помогут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами: расчесткой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, и т.д.; понимать, что все эти предметы должны содержать в чистоте и храниться в специально отведенном месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятным, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранить. Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для успешного их решения рекомендуется использовать разнообразные педагогические приемы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнение в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. В старших группах дети могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание
10 словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физическому, трудовому воспитанию, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии. Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как "Мойдодыр", "Федорино горе", "Доктор Айболит", "Что такое хорошо и что такое плохо". На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли. Навыки у детей будут прочными, если они закрепляются постоянно и в различных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно и они могли видеть результаты своих действий, например, ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятно есть за чистым, красиво накрытым столом и т.д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе. Знания ребёнком основ гигиены составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения и благополучия ребёнка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к окружающей 11
среде, к социально - педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым условиям. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течении дня. Так, например, ребёнок 5 - 7 лет, собираясь в детский сад, самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно тут же предоставить ему возможность определить правильность и последовательность надевания разных предметов одежды. При подготовке к дневному сну ребёнок постепенно привыкает аккуратно складывать снятую рубашку, шорты, платье, колготы, ставить на место обувь. Усваивая элементы здорового образа жизни, ребёнок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему легче выбрать игру; он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня. Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть доброжелательным. Исследования показали, что демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребёнка и доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, психоэмоциональную устойчивость, что способствует наиболее эффективному приобщению детей к здоровому образу жизни. И наоборот, при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы подчинения, вызывающие у детей реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность, угнетенное состояние, негативизм, агрессивность. 12
1.3. Принципы здоровьесберегающей деятельности.

Эффективность здоровьесберегающей деятельности определяется рядом принципов и требований к ней. Учёные рассматривают принципы здоровьесберегающей деятельности как научно обоснованные требования, неукоснительное выполнение которых способствует созданию условий для сохранения здоровья детей. Ученые в своих работах выделяют следующие принципы: - принцип системности; - принцип природосообразности; - принцип научности; - принцип комплексности; - принцип компетентной ответственности.
Принцип системности
предполагает, что здоровьесберегающая деятельность педагога, представляя собой самостоятельное явление, находится в тесной связи с социальным и экономическим развитием, запросами общества, функционированием и развитием дошкольного учреждения. Цель, содержание, условия, средства, результат здоровьесберегающей деятельности педагога находится в сложных связях и взаимосвязях. Специальным способом как регулирования связей между элементами, так и изменением самих элементов здоровьесберегающей деятельности педагога является управление, которое включает постановку целей, выбор средств, контроль, коррекцию и анализ результатов.
Принцип природосообразности
подразумевает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентирует педагога на конкретного ребёнка с его потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями; диктует необходимость изучения состояния здоровья ребёнка, 13 диагностику и комплексную оценку влияния фактора риска на здоровье каждого
ребёнка; организацию здоровьесберегающей работы по профилактике неблагоприятного воздействия факторов риска. Основным условием реализации данного принципа является гигиеническое нормирование условий воспитания и обучения в соответствии с «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Принцип научности
– это проектирование, осуществление и анализ результатов здоровьесберегающей деятельности педагога на основе применения достижений научных исследований в педагогике, психологии, медицине. Здоровьесберегающая деятельность педагога как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогнотичность и другие качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом гуманизации и демократизации общества.
Принцип комплексности
обеспечивается многофакторностью и содержательным разнообразием процесса сохранения здоровья воспитанников, позволяющий в свою очередь рассматривать здоровьесберегающую деятельность педагога как неотъемлемый компонент воспитательно – образовательного процесса; предполагает тесное взаимодействие педагога со специалистами дошкольного учреждения.
Принцип компетентной ответственности
определяет в качестве основного условия эффективной здоровьесберегающей деятельности педагога наличие здоровьесберегающих знаний, владение методами, приёмами и средствами сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения. 14 Данные принципы определяют общие ориентиры здоровьесберегающей
деятельности педагога, на основе которой конкретизируются требования к ней. 15
1.4. Формирование здорового образа жизни воспитанников на занятии и в


свободной деятельности. Признаки здоровьесберегающего занятия в ДОУ.


Здоровьесберегающее занятие в дошкольном учреждении - это ограниченный во времени комплекс условий, методов, средств и приёмов организации образовательного процесса, направленный на сохранение физического, психического, социального здоровья дошкольников. Признаки здоровьесберегающего занятия в ДОУ: 1. Соблюдение санитарно - гигиенических требований к занятию: проветривание и влажная уборка групповой комнаты перед занятием; предпочтительность естественного освещения; правильная расстановка учебной мебели; рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1 или 2) отсутствие монотонных и отвлекающих воспитанников звуков (капающая вода из крана, мигающие лампы, разговоры и хождение взрослых во время занятия). 2. Смена видов деятельности: чередование методов обучения (рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа) и видов учебной деятельности воспитанников (слушание, ответ, участие в беседе, самостоятельная работа); динамизация позы детей (смена позы "сидя" на позу "стоя", и наоборот). 3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников; соответствующая возрасту воспитанников учебная нагрузка, продолжительность видов учебной деятельности, содержания; подбор методов и средств обучения в соответствии с возрастом воспитанников; щадящий режим обучения на занятиях для ослабленных детей; индивидуальный подход в обучении. 4. Мотивация на обучение: действия педагога, позволяющие заинтересовать детей, создать на занятии игровую, проблемную ситуации, ситуации выборы и 16 успеха. 5. Профилактика нарушений осанки воспитанников: подбор учебной мебели в
соответствии с ростом воспитанников; учёт роста детей при их рассаживании; выполнение упражнений для профилактики осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников, которые правильно сидят. 6. Профилактика нарушения зрения: оптимальное освещение групповой комнаты; посадка воспитанников со слабым зрением за первые столы; контроль за теми воспитанниками, которые во время занятий должны пользоваться очками; гимнастика для глаз до и (или) после зрительной нагрузки; контроль за правильной позой "сидя" воспитанников при выполнении заданий (труд, чтение, рассматривание изображений и т.д.). 7. Психоэмоциональный комфорт на занятии: позитивный эмоциональный настрой воспитателя; доступность учебного материала; конструктивное взаимодействие педагога и детей; профилактика утомления; поддержка ребёнка в случае затруднения и озвучивания его успешности ("Сегодня ты старался как никогда", "В дугой раз ты сделаешь ещё лучше"), адекватная похвала детей ("Мы научились!", "Мы справились!", "Сегодня мы сделали это намного качественнее!").
17

1.5. Личностно - ориентированный подход в формировании у

дошкольников здорового образа жизни.
Несомненно, что именно в период дошкольного детства у ребёнка
закладывается основы всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития. В своей работе по оздоровлению детей применяю личностно - ориентированный подход. Нет никаких сомнений, что сохранить и укрепить здоровье детей можно только совместными усилиями педагогов и родителей. Для успешной работы мне, прежде всего, необходимо изучить первоначальные показания о состоянии здоровья каждого ребёнка. Для этого я изучаю медицинскую карту ребёнка, есть сведения о заболеваниях ,группе здоровья, отклонения в развитии (плоскостопие, нарушение осанки). С каждым ребёнком общаюсь в доброжелательной форме в сочетании с потешками, поговорками, стихами, что способствует созданию положительных эмоций. Знакомя родителей с режимом работы дошкольного учреждения, рекомендую соблюдать его и дома. Это особенно касается родителей, у которых в семье есть ослабленные, часто болеющие дети. Помогаю родителям в вопросах оздоровления детей, провожу консультации, советую прочесть соответствующую литературу по интересующим вопросам. Успех оздоровления детей зависит во многом от взаимоотношений взрослого и ребенка. Стараюсь общаться с ребенком, так, чтобы расположить его к общению со взрослым, вызвать у него доверие. В моей группе есть застенчивые, скромные дети, для которых чаще использую похвалу, поощрения. Свое доброжелательное отношение к каждому ребенку стараюсь передать не только словами, но и тоном, жестом, взглядом. Из всего сказанного можно сделать вывод, что только учитывая физическое и 18 психическое развитие детей, их интересы и способности, можно говорить о результативности личностно - ориентированного подхода в оздоровлении детей.
19
Глава 2. Формы организации физкультурно - оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Одно из основных условий здорового образа жизни - режим дня. Четкое
выполнение заранее продуманного разумно составленного плана распорядка дня поможет ребенку выработать у него динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности. Также немаловажную роль играют гигиенические и социально бытовые факторы. К ним относятся сон, питание, инвентарь, игрушки одежда и т.п. Отмечается, что соблюдение требований личной гигиены и общественной гигиены, режима деятельности, сна питания вызывает у ребёнка положительные эмоции. Это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдения чистоты помещения, физического оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие. Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни дошкольника, ведущего к формированию здорового образа жизни и желанию заботиться о своем здоровье: утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, закаливающие процедуры, подвижные игры, словотерапия, оздоровительные праздники, досуги, развлечения, а также консультации, беседы, рекомендации для 20 родителей по оздоровлению дошкольников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационная гимнастика.) ● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) – физкультурные занятия, логоритмическая гимнастика, сказкотерапия. ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников (Дидактические игры, «Азбука здоровья»)
Утренняя гимнастика
- является фундаментом двигательной активности воспитанников. Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус, подготовить к занятию по физкультуре (если оно есть в расписании). В структуру утренней гимнастики входят:  разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе (разнообразные виды ходьбы, корригирующие упражнения); 21  оздоровительный бег, способствующий развитию у ребёнка как волевых качеств, так и его выносливости;  комплекс общеразвивающих упражнений или на полосе препятствий,
подготовительно - тренировочные упражнения;  подвижные, малоподвижные игры. Так как комплекс утренней гимнастики разработан на месяц, в него включается две подвижные игры и одна малоподвижная для повышения эмоционального тонуса воспитанников;  дыхательные упражнения;  расслабление.
Дыхательная гимнастика
. Дышать следует через нос. Привычка дышать ртом вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Дышать нужно и в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика применяется как способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, бронхит, ларингит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди используют дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
Пальчиковая гимнастика
, или по - другому упражнение га развитие мелких мышц руки - это развитие мелкой моторики рук, положительно сказываются на становлении детской речи. Элементы пальчиковой гимнастики можно включать во все режимные моменты: в игры, на занятиях, в комплексы гимнастик после сна, и т.д. Пальчиковая гимнастика как элемент двигательной активности повышает работоспособность, снимает нагрузку, связанную с сидением. Эффективно выполнять в сочетании движений с речью детей, то есть 22 с проговариванием слов, что обладает рядом преимуществ: речь становится более громкой, четкой и эмоциональной; наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Подвижные игры
– занимают особое место, обеспечивая комплексное
воздействие на организм ребёнка в целом и его эмоциональность. Игра является сознательной детской деятельности, направленной на достижение поставленной цели, причём способ её достижения играет подчинённую роль для него. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений. Особенностью игр является эмоциональная насыщенность, многообразие моментов весёлой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные возможности организма. Двигательная активность ребёнка в игре вовлекает в работу разные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление. Использование подвижных игр в занятиях и после способствует снятию усталости, формированию и тренировки двигательных навыков.
Закаливание.
Закаливание – способность повысить сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребёнка. В работе с детьми используются методы закаливания, абсолютно безвредные для детей. Обязательное условие закаливания – соблюдения принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется постепенно, через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект – через год. 23 Закаливания обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышению устойчивости меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка. Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; - закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности; - закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментов; - закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей; - постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур. Детском саду проводится обширный комплекс закаливающий мероприятий: 1. Соблюдение температурного режима в течении дня. 2. Правильная организация прогулки и её длительность. 3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей. 4. Облегчённая одежда для детей в детском саду. 5. Дыхательная гимнастика после сна. 6. Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди. 7. Полоскания рта прохладной водой после еды. 8. Комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожкам здоровья».
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков 24 и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произношения.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики:  проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений за раз.  Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз.  При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.  Артикуляционную гимнастику лучше проводить сидя, так как в этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки ноги находятся в спокойном положении.  Артикуляционную гимнастику обязательно проводить перед зеркалом, чтобы ребёнок хорошо видел лицо взрослого и свое лицо. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. 25
Логоритмическая гимнастика.
Логоритмика является одним из важнейших методических средств, опирающимся на связь слова, музыки и движения, включающим в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные
игры, направленных и оздоровительных задач. Занятие по логопедической ритмике провожу один раз в неделю. Содержание занятий напрямую связано с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции, а также с программными требованию по музыкальному воспитанию («Ранняя осень», «Грибы», «Овощи».). Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Основными задачами логоритмического воздействия являются: - развитие слухового внимания и фонетического слуха; - развитие музыкального, звукового, динамического слуха, чувства ритма; - развитие общей и тонкой моторики, мимики, пространственных организаций движения; - воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями; - формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно – двигательной координации. Логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, совершенствуют общую и мелкую моторику, 26 чёткость и координированность движений.
Физкультурные занятия.
Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю: два из них – в зале, одно – на прогулке. Перед занятиями необходимо в зале провести
влажную уборку и проветрить помещение. Температура воздуха не должна превышать 18 – 20 С, так как при более высокой температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются. Физкультурные занятия в зависимости от конкретных задач можно провести в следующих формах: - традиционное занятие, состоящее из вводно – подготовительной, основной и заключительной частей; - круговая тренировка, во время которой дети выполняют обще развивающие и двигательные упражнения, стоя в кругу, играют в хороводные игры; - занятия тренировочного типа для отработки определенных движений или упражнений; - комплексное занятие, объединённое одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкальные номера; - предметно – образное занятие с использованием нестандартного оборудования («различные массажные дорожки», «камешки здоровья», гантели, кегли). - занятие – соревнование, построенное на командных играх и играх – эстафетах. - обучающее занятие, на котором педагог показывает и разучивает с детьми новые упражнения (например, различные приёмы работы с мячом – ведение, отбивание, метание). 27 Физкультурные занятия провожу совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение, так как музыка способствует созданию положительного эмоционального настроя у детей и побуждает их выполнять движения более слаженно, чётко, что
способствует повышению моторной плотности занятия.
«Азбука здоровья».
Это занятия с оздоровительной направленностью, на которых сначала ребёнок осознаёт, зачем ему это надо делать, затем в приучается выполнять ежедневно те действия и упражнения, которые помогут ему укрепить и сохранить собственное здоровье. Занятие имеют интеграцию с базовой «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В. Васильевой. Занятия «Школа Айболита» формируют первоначальные представления и знания об организме человека, о влиянии динамических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление. Такие занятия провожу один раз в месяц. Тематика занятий «Школа Айболита» разнообразна «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Сон – лучшее лекарство для здоровья», «Главная опора моего тела», «Гигиена тела. Правила личной гигиены».
Дидактические игры.
Дидактические игры учат детей вести здоровый образ жизни, знакомят с правилами личной гигиены и правильным бережным отношением к своему здоровью. Например, «Съедобное - несъедобное», «Вредно - полезно», ит.д. 28
Сказки о здоровье.
Сказки о здоровье – это чтение художественной и научно – популярной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие чтения и совместные обсуждения прочитанного помогают сформировать у ребёнка осознанное
отношение к своему здоровью. Так, например, чтобы преодолеть нежелание ребёнка умываться и мыть руки, можно прочитать стихотворение А.Барто «Девочка чумазая». Плохой аппетит можно исправить, используя произведение С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Весной, когда возрастает количество респираторных заболевание у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С. Михалкова «Про мимозу», И.И. Семёновой «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой». Стараюсь, чтобы чтение и обсуждение не превращалась в назидание и упрёки. Художественное слово лучше «доходит» до сознания ребёнка, если после прочтения произведения мнение детей о персонаже, проанализировать причины его поступка и предложить детям помочь герою справиться с проблемами. Обсуждение произведения может быть сведено к формулировке правил касающихся питания, культурно – гигиенических навыков, закаливания. Родителям рекомендую собрать небольшую библиотеку с образцами детской художественной литературы для семейного чтения. Список рекомендуемой литературы для чтения «Ребёнок и здоровье»: 1. К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». 2. А.Барто «Зарядка», «Девочка чумазая». 3. Ш. Галиев «Заяц на физзарядке». 4. В.Суслов «Про Юру и физкультуру». 29 5. Э.Мошковская «Время спать». 6. С.Михалков «Про мимозу», «Про девочку, которая плохо кушала».
Игры на развитие коммуникативных навыков и игры, создающие

психологически благоприятный климат в группы
– это игры, которые
направлены на развитие ребенка навыков умения слушать и слышать, умение выражать свои мысли, чувства и эмоции, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу. Всё это создаёт благоприятную атмосферу в группе, условия для сохранения своего здоровья, вырабатывает положительные эмоции, сплачивают детей. Такие игры способствуют снятию напряжения, расслаблению. В свой работе с детьми использую такие игры, как «Тихий час для мышат», «Давайте поздороваемся», «Волшебное перо», «Волшебный комочек». Игры провожу вне занятий.
Оздоровительные досуги, праздники, развлечения
- это одна из форм активного отдыха детей и взрослых, содержание которой представлено разными видами упражнений (гимнастикой, подвижными и спортивными играми). Подвижные игры, забавы, сюрпризы, которыми насыщены программа любого праздника, часто сопровождается неожиданными ситуациями, вызывают искренний смех, чувства удивления, восторга. Такие праздники способствуют гармоническому развитию ребенка ,развитию ловкости, быстроты, координации движений. Каждый праздник осуществляет комплексное решение задач и способствует гармоничному развитию ребенка:  формирование здорового образа жизни;  воспитание интереса к физкультуре и спорту;  позабавить детей, доставить им удовольствие; 30  развитие творческой активности, инициативы, коммуникативных способностей, воспитание нравственных качеств. Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Такой подход позволяет воспитать у детей стойкий интерес к физической культуре и занятиям,
что является условием формирования здорового образа жизни.
Кодекс здоровой семьи.
1. Каждый день начинать с зарядки. 2. Проснувшись, не залёживаться в постели. 3. Холодная вода - наш друг, она способствует бодрости и закалке. 4. В детский сал - пешком в быстром темпе. 5. Лифт - наш враг. 6. Дарите друг другу улыбку! 7. При встрече говорите "здравствуйте", тем самым желая здоровья. 8. Соблюдайте режим дня! 9. Выходные проводите вместе!. 31
Глава 3. Работа по взаимодействию с семьёй по проблеме формирования у

дошкольников здорового образа жизни.
Работа по взаимодействию с семьей планируется и проводится в каждой возрастной группе. При этом используются формы: родительские собрания,
родительские комитеты, Дни открытых дверей. В последнее время практикуется совместные мероприятия с детьми и родителями, например, «Мама, папа, я – спортивная семья», фотовыставки «Мы и здоровье», тематические утренники и т.д. Характер проблем родителей в воспитании, обучении и оздоравливании детей определяет направление, содержание и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе последовательного решения задач. Анализ теории и практики работы с семьёй выявил ещё одну проблему – организация совместной деятельности детей и родителей. Одна из главных задач педагога – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Форма познавательной деятельности
– это общественные смотры знаний, умений и навыков, праздники, досуги, мероприятия со здоровьесберегающей направленностью, Дни открытых дверей. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает формировать группы организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении группы, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Форма трудовой деятельности
– оформления помещения группы, трудовой 32 десант по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Формы досуга
– подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, КВН.
Формы активизации
– дискуссии, диалоги, обсуждения ситуаций, решение
кроссвордов, анализ детских высказываний и детского творчества.
Наглядные формы:
папки – передвижки, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, выставки книг, оборудований, детских или совместных рисунков, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей. Работа педагогов с семьёй в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения. Важным условием эффективной воспитательно – образовательной работы целью повышения уровня знаний родителей о здоровом образе жизни, обучение методам и приёмам формирования детей о здоровом образе жизни, вовлечение в досуговые мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о здоровом образе жизни, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья, где родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятие, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми в течении праздника. Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими 33 приёмами и особенностями педагогического воздействия на ребёнка; организации и проведения специальных практических занятий для родителей: - «Играем вместе с ребёнком»; - «Читаем детям о здоровье»;
- «Наблюдение и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни»; В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы фотографии – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду. Развитию представлений о месте специально организованного активного отдыха в структуре здорового образа жизни, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечению родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, соревнований, театрализованных представлений. Самый распространённая форма работы с родителями – анкетирование. На основе этой формы работы можно определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями. Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоравливании ребёнка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. С семьями своих воспитанников провожу следующие вида анкетирования: - «Какое место в вашей семье занимает физкультура?» - «Как вы оцениваете здоровье своего ребёнка?» - «Какие закаливающие процедуры проводите с ребёнком дома?» 34 В Уголках для родителей размещаю информацию по темам: - «Рекомендации по профилактике гриппа в период эпидемии»; - «Одежда детей в разное время года: в теплый и зимний период времени»; - «Правильная организация праздничных и выходных дней»;
- «Закаливающие процедуры в домашних условиях». Для успешного осуществления оздоровительной деятельности оказываю родителям консультативную помощь, составляю памятки, рекомендации для родителей, рекламирую профилактические формы по созданию здоровьесберегающей среды для ребёнка. Одна из наиболее эффективных форм проведения занятия является "круглый стол", на которой в интересной беседе родители высказывают своё мнение, делятся опытом, имеют возможность получить рекомендации от специалистов. Это обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с родителями.
Кодекс здоровой семьи.
1. Каждый день начинать с зарядки. 2. Проснувшись, не залёживаться в постели. 3. Холодная вода - наш друг, она способствует бодрости и закалке. 4. В детский сал - пешком в быстром темпе. 5. Лифт - наш враг. 6. Дарите друг другу улыбку! 7. При встрече говорите "здравствуйте", тем самым желая здоровья. 35
Глава 4. Модель валеологически культурного ребёнка старшего

дошкольного возраста
. Это прежде всего ребёнок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребёнок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет
представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребёнок, который бережливо, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, трудолюбие честность, уважение и др.). Это ребёнок, который имеет представление о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. А именно знает:  о внешних и внутренних особенностях строения человека;  о правилах здоровья: режиме дня, питание, сон, прогулка, культурно - гигиенические навыки и умения, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;  о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;  о полезных и вредных привычках;  о поведении заболевающего и болеющего человека;  о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 36
Валеологически культурный ребёнок старшего дошкольного возраста
Это ребёнок, который умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. А именно:  умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, ополоснуть их после еды, причесаться и т.д.);
 умеет определять состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;  умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;  умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;  владеет культурой приёма пищи (сидит спокойно, аккуратно пережёвывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.);  умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;  умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мыщцы, осанку, опорно - двигательный аппарат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику;  умеет одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаться и не утепляясь чрезмерно;  умеет правильно вести себя на солнце;  умеет быть вежливым во взаимодействии со сверстниками и взрослыми (здороваться, прощаться, извиняться, благодарить); 37
Поэтапно – перспективное планирование работы
старшая группа Месяц Азбука здоровья (занятия по окружающему миру и социальной действительности Оздоровительные минутки Оздоровительные минутки
) Сентябрь Солнце воздух и вода – мои лучшие друзья Пальчиковая гимнастика, Мы капусту рубим. П\и «Хитрая лиса» Анкетирование «Отношение семьи к ЗОЖ» Октябрь «Гигиена тела. Правила личной гигиены». Закаливание «Хождение по ребристым коврикам», упражнение для осанки «Деревце» Журнал здоровья: точечный массаж, лечебный чай. Ноябрь «Глаза – главные помощники человека». Дыхательная гимнастика «Летчики и самолёты». П\и «Рыболов». Физминутка «Кот Антипка» Папка – передвижка «Охрана и укреление здоровья» Декабрь «Чтобы ушки слышали». Д\и «Хорошо - плохо», Логоритмика «Гуси – лебеди». Спортивный праздник «Зов джунглей». Январь «Зубы. Правила ухода за зубами». Самомассаж «Поиграем с носиком», П\и «У медведя во бору». Спортивный досуг «Весёлые старты» Февраль «Наш организм» Пальчиковая гимнастика «Моя семья», Сказка о здоровье «Девочка чумазая» Круглый стол «Двигательная активность ребёнка дома» Март «Сон – лучшее лекарство для здоровья» Д\и «Да - нет», отгадывание загадок на тему «Части тела Памятка «Значение сна для ребенка»
человека» Апрель «Главная опора моего тела - скелет». Самомассаж «Поиграем с ножками», массаж спины «Дождик». Консультация «Растим ребёнка здоровым, ловким, сильным, крепким» Май «Закаливание». Обливание ног, босохождение, солнечные ванны. Листовка – консультация «Летний отдых детей. Меры предосторожности»
Поэтапно – перспективное планирование
Подготовительная к школе группа Месяц Школа Айболита(занятия по окружающему миру и социальной действительности Оздоровительные минутки Оздоровительные минутки Сентябрь «Овощи и фрукты – полезные продукты» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», Консультация «Режим дня в детском саду».
Физминута «Буратино» Октябрь «Я - человек» Самомассаж ушей «Волшебные ушки» Создание и выставка плаката«Как я провожу выходные дни» Ноябрь «Что я знаю о себе. Мой организм». Гимнастика для глаз «Восьмерочка» Анкетирование «Что знает мой ребёнок о здоровье». Декабрь «Здоровые зубы» Игра малой подвижности «Утром просыпаемся», самомассаж Беседа «Каким бывает отдых» Январь «Прогулки» П\и «Дед», Артикуляц. Гимнастика «Бегемот». Круглый стол «Играем с ребенком». Февраль «Ребенок в быту. Правила поведения». Коммуникат.игра «Давайте поздороваемся», Релаксация «Волшебный цветок». Беседа «Телевизор, компьютер – друзья или враги?». Март «Весенняя прогулка» Д\и «Полезно – вредно, Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Обмен рецептами полезных блюд для детей. Апрель Занятие – игра «Больница» Игра на положительный настрой «Волшебное перо», Анкетирование «Как закаляете ребенка дома?». Май «Питание и здоровье» Физминутка «Морозко», Самомассаж ступней. Консультация «Осторожно, лето».

МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА:

РЕЖИМ ДНЯ

ПИТАНИЕ

ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ПОМЕЩЕНИЯ

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ : утренняя

гимнастика, оздоровительные минутки, пальчиковые игры,

подвижные игры, закаливание, массаж и самомассаж,

логоритмика, физминутки, артикуляционные гимнастики.

ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА : занятия «Азбука

здоровья» и «Школа Айболита», сказки о здоровья,


дидактические игры, игры на создание психологически –

благоприятного климата в группе.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ : оздоровительные досуги

и праздники, консультации, памятки, рекомендации для

родителей.

Модель двигательной активности

Старших дошкольников в течении дня.
Вид занятий Продолжительность Утренняя гимнастика Ежедневно на каждом занятии, 3 – 5 минут. Двигательные разминки Ежедневно во время перерыва между занятиями Физкультурные занятия Два раза в неделю по 25 минут. Музыкальные занятия Два раза в неделю по 25 минут Физкультурные занятия на улице Один раз в неделю на утренней прогулке, 30 минут. Подвижные игры на прогулке Ежедневно по 2 подвижные игры на утренней и вечерней прогулке, 30 минут. Индивидуальная работа по развитию Ежедневно на прогулке, 12 – 15 минут
движений Гимнастика после дневного сна Ежедневно, 6 – 10 минут Спортивные игры (бадминтон, теннис, городки) Два раза в неделю, 15 минут. Спортивные упражнения (самокат, лыжи, скольжение по ледяным дорожкам) Три раза в неделю, 15 минут. Физкультурные досуги Один раз в месяц, 30 минут Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении, на открытом воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. Всего за неделю 10 часов
Диагностика представлений о культуре здоровья старшего дошкольного

возраста
Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.
Раздел 1. "Здоровый человек".
Цель: изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека. Метод диагностики - индивидуальная беседа.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение "здоровый человек"? Кого мы называем здоровым? У нас в группе есть такие дети? 2. Как, по твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своём здоровье? Как ты это делаешь? 4. Какие советы ты мне дашь, чтобы быть здоровым? 5. Знаешь ли ты, что такое микробы? Как от них защититься? 6. Как ты думаешь, опасно быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком? 7. Ты считаешь себя здоровым ребёнком? Почему ты так считаешь? 8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему? 9. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаешься водой? Ответь, это вредно или полезно? Почему? 10. Что такое вредные привычки? какие вредные привычки есть в вашей семье?
Раздел 2. "Человеческий организм".
Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме. 44
Вопросы для собеседования.
1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твоё тело? Задания для ребёнка с использованием дидактической игры "Собери человека". Предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру. По ходу игры воспитатель задаёт ребёнку дополнительные вопросы (Что ты сейчас делаешь?; Как называется эта часть человеческого тела?; Для чего она нужна человеку? и др.). 2. Расскажи, что у тебя спрятано пол кожей? 3. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? почему? 4. Зачем человеку мыщцы? 5. Что произойдёт, если сердце человека перестанет работать? 6.Зачем организму нужна кровь? 7. Если бы ты перестал дышать, чтобы с тобой произошло?
8. Для чего человеку нужна пища? Что с ней происходит когда она попадает в рот? 9. Где у тебя находится головной мозг? зачем он тебе? 10. Скажи, чем человек отличается от животного? Критерии оценки знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни:  применение ребёнком валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задач;  быстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;  решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;  автономность, самостоятельность решения. Уровни знаний детей:
Высокий:
ребенок владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет 45 активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На вопросы отвечает адекватно, проявляет валеологескую эрудированность. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления в общем носят целостный характер.
Средний:
ребёнок отчасти владеет валеологическим содержанием беседы, какие - то разделы позволяют ему проявиться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Часть ответов всё же сопровождается исчерпывающими объяснениями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.
Низкий:
ребёнок слабо владеет валеологическим содержание, какие - то разделы позволяют ему активнее проявляться в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребёнка инициирует
педагог, поддерживая его интерес к разговору. На вопросы разделов отвечает неадекватно, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или совсем не отвечает. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией или немотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.
Раздел 3. «Безопасный мир».
Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.
Вопросы для собеседования:
1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности? 2. Что такое домашняя аптечка? Для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она дома у тебя находится? 46 3. Скажи, улица – это место для игр? Почему? 4. Если набрать номера телефонов 01, 02, 03, 04, куда можно попасть? Для чего номера нужны эти? 5. Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты самостоятельно открыть кран и вымыть руки? Пойдём, покажешь, как ты будешь это делать. 6. Представь, что к тебе на улице подошёл незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести? 7. Как ты себя будешь вести, если повстречался на улице собакой? Какие будут твои действия? 8. Подумай и скажи, что может случится, если человек будет вести оживлённую беседу во время еды, когда пережёвывает пищу? 9. Какие правила поведения ты знаешь для безопасности на территории
нашего участка, расскажи? 10. Если ты находишься один дома, а в дверь позвонят, что ты будешь делать.
Раздел 4. «Я и другие люди».
Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались? 2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты 3. скажешь – здравствуй, а кому – здравствуйте. Почему? А когда мы ещё говорим эти слова? Если тебе нужно что – то спросить, то как ты обратишься к другу? К взрослому? 47 4. Как ты думаешь, твоё здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, почему? 5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему? Вредит ли это другим людям? 6. У тебя есть друзья? А для чего они тебе нужны? По твоему мнению, ты умеешь дружить? Назови, какие «правила дружбы» ты знаешь? 7. Ты когда – нибудь болел? Кто тебе помогал выздороветь? Как помогал? 8. Если в твоей семье заболеет кто – нибудь из близких, ты сможешь ему чем – нибудь помочь? Расскажи, как ты будешь ухаживать за больными? Критерии оценки: - наличие ответов на вопросы и решение предлагаемых ребёнку диагностических игровых и проблемных ситуаций; - адекватность детских ответов и решений;
- полнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребёнка; - перенос имеющихся валеологических знаний и решение проблемных и имитационных ситуаций; - активность дошкольника в ходе беседы, интерес к её содержанию. Уровни знаний детей
Высокий:
ребёнок владеет валеологическим содержание беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырём направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди» даёт адекватные и исчерпывающие ответы, часто проявляя 48 валеологическую эрудированность. Ребёнок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.
Средний:
ребёнок отчасти владеет валеологическим содержанием беседы, какие – то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Валеологическая эрудированность проявляется невсегда. При ответы на вопросы по разделам диагностики ребёнок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется ответить.
Низкий:
Ребёнок слабо владеет валеологическим содержанием, какие – то разделы позволяют ему активнее проявляться в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребёнка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по направлениям диагностики ребёнок даёт неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется ответить или не отвечает
совсем. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.
Раздел 5. «Культурно – гигиенические навыки».
Цель: изучить уровень знаний детей о культурно – гигиенических навыков и умений применять их в повседневной жизни. Основной метод изучения – наблюдения. Критерии наблюдения: - умение следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; при кашле, чихании закрывать нос платком, отворачиваться в сторону. - умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу, опрятно убирать постель. 49 - умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом; есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильную осанку за столом). - умение правильно и быстро умываться, насухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, индивидуальной расчесткой.
Уровни умений детей:

Высокий уровень:
ребёнок в совершенстве владеет культурно – гигиеническими навыками, выполняет из ежедневно, во всех режимных моментах. Умеет следить за своим внешним видом, выглядит всегда опрятно, не требует помощи со стороны воспитателя.
Средний уровень:
ребенок владеет культурно – гигиеническими навыками, но иногда испытывает затруднения, требует помощи со стороны взрослых. Старательно выполняет режимные моменты, не боится преодолевать трудности.
Низкий уровень:
ребёнок не владеет культурно – гигиеническими навыками, на стремиться к этому. Режимные моменты не доставляют ему
радость, выполняет их с неохотой, нежеланием. Часто обращается за помощью к воспитателю. 50
Анализ диагностики по изучению мотивации здорового образа жизни у

дошкольников.
Диагностическое исследование проводилось в старшей группе «Гномики» в количестве 30 человек (2008 -2009 учебный год). Диагностические исследования проводились в начале и конце года с целью изучения у воспитанников способностей по сохранению и укреплению своего здоровья. В промежуточный период , в течении года, проводились специально - организованные игры и упражнения, способствующие укреплению здоровья детей. Также проводились систематические занятия, предусмотренные "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой. Формы работы и предъявление материала по формированию здорового образа жизни у воспитанников группы выбирала, исходя из индивидуальных особенностей и знаний ребёнка.
Уровень сформированности мотивации здорового образа жизни у детей


старшей группы «Гномики» в 2008 – 2009 учебном году
(начало и конец года)
Уровни

Начало года

Конец года

Высокий
6 – 20% 10 – 33,3 %
Средний
19 – 63,3 % 17 – 66,7 %
Низкий
5 – 16,7% 3 – 10 % Получены следующие результаты – высокий уровень знаний о здоровом образе жизни в начале года выявлен у 10% воспитанников, средний уровень имеют 70% и уровень ниже среднего отмечен у 20 % детей. 51 В мае получены следующие диагностические данные: высокий уровень имеют 7 детей (33,3%), средний уровень показали 20 детей (66,7 %) и уровень ниже среднего имеют 3 детей (10%).
Графически результаты диагностики представлены на рисунке 1.

По данным, полученным в результате диагностики на первоначальном этапе изучения сформированности у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, можно сказать, что лишь немногие из детей ответственно и осознанно относятся к собственному здоровью. Основная масса детей с нежеланием выполняет физические упражнения, посещает физкультурные занятия, в спортивных праздниках участвуют с неохотой. У этих детей плохо сформированы культурно – гигиенические навыки, они одеваются и раздеваются при помощи взрослого человека. Всего лишь несколько человек знают о строении своего тела, названия отдельных его органов и частей и их функциях. 52 Повторное диагностическое исследование проводилось уже в подготовительной группе «Гномики» в количестве 30 человек (2009 – 2010 учебный год). С целью повышения знаний о здоровье и здоровом образе жизни были намечены шаги коррекционной работы: создание детского альбома «Если хочешь быть здоров!», пополнении картотек дыхательных, пальчиковых, релаксационных гимнастик, консультирование родителей по вопросам закаливания детей в домашних условиях и проведению утренней гимнастики в выходные дни. В результате проделанной работы были достигнуты следующие результаты: высокий уровень представления детей о здоровом образе жизни в начале 2009 – 2010 учебного года выявлен у 23,3% детей, средний уровень отмечен у 66,7% и низкий уровень отмечен у 10% детей. В мае получены следующие результаты диагностики: высокий уровень имеют 12 детей (40%), средний уровень отмечен у 17 детей (56,7%) и уровень ниже среднего выявлен у 1 ребёнка (3,3%).

Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей

подготовительной группы «Гномики» в 2009 – 2010 учебном году
(начало и конец года). Уровни Начало года Конец года Высокий 10 - 33, 3% 23 – 76,7% Средний 17– 56,7% 7 – 23,3% Низкий 3 – 10% - 53
Графически результаты диагностики представлены на рисунке2.
Повторное исследование было проведено с целью выявления уровня сформированности валеологической компетентности дошкольника, благодаря которому мы выявили следующие изменения: дети осознали что такое «здоровье» и что очень важно заботиться о нем с самого раннего детства. Дошкольники знают о строении собственного тела, имеют представления о различных органах и частях своего тела. Они самостоятельно, без помощи воспитателя, умеют одеваться и раздеваться, аккуратно и бережно относятся к вещам и одежде, правильно пользуются столовыми приборами (ножом и вилкой). Большинство детей с желанием посещают физкультурные занятия,
активно участвуют в спортивных соревнованиях, охотно выполняют режимные моменты не только в детском саду, но и дома. Это было выявлено в результате анкетирования родителей и систематических наблюдений за детьми. Занятия со здороьесберегающей направленностью вызывают у них радость, чувство удовлетворения, положительные впечатления в течении всего дня. Обобщив результаты работы за два года по формированию представлений о здоровом образе жизни можно сказать, что проведенная работа оказалась эффективной. Так как количество детей с высоким уровнем валеологической 54 компетентности значительно вырос. Это прослеживается в таблицах и диаграммах. Работа по формированию здорового образа жизни у дошкольников была бы не так результативна, если бы в ней не принимали участия и родители дошкольников. Ведь эффективность работы зависит не только от воспитателя, но и от личного примера родителей. Наряду с работой по формированию представлений о здоровом образе жизни была проведена работа по изучению отношения к здоровому образу жизни с семьями воспитанников. На первоначальном этапе исследования, после анкетирования на тему «Можно ли назвать ваш образ жизни здоровым», были выявлены следующие результаты: - семья ведёт в целом здоровый образ жизни – 25% - семья тяготеет к здоровому образу жизни – 23% - здоровый образ жизни в семье не сложился – 52%. Для родителей, у которых низкий уровень валеологической компетентности, здоровье ребёнка не является существенным, и оздоравливанием в семье не занимается. Сами инициативу и творчество не проявляют. 23 % родителей озабочены здоровьем своего ребёнка, так как у них возникают вопросы к
специалистам и педагогам. Но из – за нехватки времени они не могут выполнять тех мер, которые необходимы для сохранения здоровья их ребёнка. 25% родителей активно стремятся сохранить и укрепить здоровье своего ребенка. Они по утрам вместе с ребёнком выполняют утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, играют вместе с ребёнком, обеспечивая тем самым двигательную активность ребёнка. Эти родители проводят свободное время на природе, свежем воздухе, посещают спортивные секции. Исходя их результатов анкетирования, были намечены перспективы работы в данном направлении, а именно: 55 - проводилось систематическое анкетирование по следующим темам: «Какое место в вашей семье занимает физкультура?», «Считаете ли вы своего ребёнка здоровым», «Какие закаливающие процедуры проводите с ребёнком дома?», и т.д. - разработаны памятки – рекомендации, поведены консультации для родителей по следующим темам: «Если у ребёнка ОРВИ», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка», «Игры с острова здоровья». Также созданы в родительском уголке папки передвижки, информация в которых систематически меняется в зависимости от вопросов родителей.
56
Заключение.
Согласно цели исследования мы выявили психолого - педагогические условия, способствующие формированию здорового образа жизни старших дошкольников: - строгое соблюдение режима дня; - обязательное пребывание детей на свежем воздухе; - проведение витаминизации детей, уроков оздоровительной физкультуры; - проведение бесед с воспитанниками, родителями по вопросам здорового образа жизни; - санитарно - просветительская работа, и др. Работа по формированию ЗОЖ способствовала:  развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;  формированию потребности вести ЗОЖ;  развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях окружающей среды;  повышению уровня здоровья детей.
 повышению уровня знаний родителей в области формирования у детей навыков здорового образа жизни и ответственности за их здоровье. Отношение старших дошкольников к здоровому образу жизни можно охарактеризовать как интуитивно правильное. Дошкольники в целом обладают устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. На вопросы диагностических исследований большинство воспитанников давали полные исчерпывающие, адекватные ответы, представления о здоровом образе жизни носят у них целостный характер. Дети имеют представления о здоровье и здоровом человеке, о важности заботы о всех частях своего тела. Знают правила поведения в домашних 57 бытовых условиях, в группе, на территории детского сада и на участке, как вести себя с незнакомыми людьми и на улице. В результате проделанной работы следует, что все мероприятия по формированию у дошкольников валеологической компетентности прошли результативно. Занятия выстраивались так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, чтобы они приобретали навыки самостоятельно. Чтобы детям занятия нравились, был обеспечен успех самого первого занятия, на котором дети осознали всю ценность здоровья. Выслушивала ответы каждого ребёнка, не показывала своего отрицания, чтобы у детей не возникало чувство страха, неуверенности, скованности. Давала ребёнку ответить так, как он читает нужным, как он понимает заданный вопрос, ответы выслушивала с уважением, каждый ответ обсуждали со всеми детьми и подводили итог. Каждое занятие завершалось так, чтобы дети были удовлетворены, испытывали легкость, радость и желание прийти на занятии вновь. Воспитанники моей группы с удовольствием выполняют все режимные моменты, посещают физкультурные занятия и участвуют в спортивных
праздниках и досугах, внимательно слушают литературу о том, как не болеть, у них высокий уровень развития культурно – гигиенических навыков. Принимают активное участие в занятиях «Школа Айболита», высказывают свои мысли, мнения, делятся опытом, рассуждают о том, как сохранить своё здоровье и здоровье окружающих его людей. В конце занятия обязательно подводим итог нашему занятия либо беседы. Занятия со здоровьесберегающей направленностью вызывают у детей радость, положительные эмоции, улучшают настроение. Некоторые дети по содержанию занятия воспроизводят соответствующие частушки, потешки, пословицы. 58 Эффективности работы по валеологическому воспитанию способствовала также систематически проводимая просветительская работа по данной проблеме. Таким образом, можно сделать следующий вывод: - задачи исследования решены; - цель достигнута – разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста по становлению валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях. Реализация методической разработки на базе дошкольного учреждения позволила добиться качественных результатов усвоения базовой образовательной программы воспитанниками. У детей повысилась физическая и умственная работоспособность, появился стойкий интерес к физическим упражнениям, потребность к активным формам деятельности и здоровому образу жизни. Они стали чаще применять знания о функционировании различных органов и систем для самоконтроля за выполнением физических упражнений и самооценки своего двигательного поведения.
Методическая разработка окажет помощь воспитателям и специалистам дошкольного учреждения в организации целостного здоровьесберегающего педагогического процесса и будет полезной родителям в решении задач воспитания и развития здорового ребенка. 59 Список литературы 1. Абрамова Т. Вообрази себя здоро¬вым// Будь здоров. — 1997. — № 2. — С. 40 —44. 2. Иванченко В. Гимнастика фарао¬нов //Будь здоров. — 1996. — NM. — С. 68 —70. 3. Мудрость здоровой жизни: Афориз¬мы, пословицы, поговорки о здоро¬вье. — М.: Медицина, 1986. —110 с., ил. 4. Новикова Т. А., Кривотулова Е. В., Шишкина Н. В. Наследство Жана Нико: Пьеса в пяти действиях // Биология в школе. — 1997. —№ 2. — С. 69—74. 5. Журнал «Биология в школе», 1990-2009. Раздел «Воспитательная работа» 6. Загадки от А до Я. Под ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997 г. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999. 8. Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999. 9. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. 10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
11. zdorovajaplaneta›zdorovyj-obraz-zhizni… 12. ru.wikipedia 13. festival.1september›articles/501563/ 14. newparlament›news/view/7153 15. Orlenok-KMV›live.html 16. otherreferats.allbest 17. revolution.allbest›Медицина›00126806_0.html 18. do6.universology›blogs/?page_id=2 19. kgafk›kgufk/html/inetproekt.html 20. Григорьев, Ю.И., Григорьев, И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые аспекты 60 правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании //Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации. Тезисы науч.-практ. конф. – Липецк, 2001. – С18-20. 21. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс. 22. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009. 23. Журнал «Педагогика», №1, 2009. 24. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с. 25. Зиновьев, В. Правоведы осознают необходимость возврата к строгому контролю //Наркомат, 2004. - №9. – с.22-23. 26. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12—13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. — Балашов: Николаев, 2006. — 196 с. 27. Трубачев, В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее
влияния на развитие социальных качеств личности. Краснодар, 2008. 28. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. – 202с. – ISBN. 29. Седьмая волна психологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444 с. 30. Баль, Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: Книга для учителя / Л.В. Баль, С.В.Барканов, С.А. Горобатенко; Под ред. Л.В. Баль. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с. 31. Барзилович, Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. Книга 61 1 / Е.Ю. Барзилович. – М.: изд-во МЭИ, 2000. – 251 с. 32. Сайт Всемирной организации здравоохранения. 33. Чумаков, Б.Н. Валеология. Учеб.пособие / Б.Н.Чумаков - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с. 34. Шлозберг, С. О здоровом образе жизни / С. Шлозберг, Л. Непорент. - М.: Диалект, 2004. - 256 с. 35. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии / В.Р. Шухатович. - Мн.: Книжный Дом, 2003. – 558 с.