"Развитие коммуникативных способностей как условие социализации и обучаемости дошкольном возрасте . ФГОС".

Автор: Ярылкина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №9 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие коммуникативных способностей как условие социализации и обучаемости дошкольном возрасте . ФГОС".
Дата публикации: 04.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие коммуникативных способностей как условие социализации и обучаемости

дошкольном возрасте . ФГОС.
Требования, которые предъявляет ФГОС. ФГОС дошкольных учреждений предусматривает развитие у дошкольников усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе (моральные, нравственные), развитие общения, взаимодействие ребёнка не только со своими сверстниками, но и со взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности, развитие социального, эмоционального интеллекта, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье, обществу. Когда происходила разработка данного стандарта, разработчики подчёркивали, что ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку. Это указывает на то, что все родители (помимо воспитателей ) должны знать о том, что для успешной адаптации дошкольников к школьной жизни, это не умение считать, читать, потому что всему этому обучат в начальной школе, ребёнку важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы, в свои способности. Основной целью социально коммуникативного развития считается цель, которая заключается в позитиве социализации детей дошкольного возраста, приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, в котором ребёнку предстоит жить. Детство это основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни, нашим современным детям интересен не только мир предметов и игрушек. Современные дошкольники более раскованны, раскрепощены, открыты, самостоятельны, инициативны, у них появляется чувство свободы, независимости. Есть несколько направлений социально коммуникативного развития дошкольника: -социальные навыки; -специфические знания; -социальные качества; -ролевое поведение. Ведущей деятельностью в жизни ребёнка была и остаётся игра, т.к. в процессе игры ребёнок усваивает элементы абсолютно всего: этикетного поведения, форм общения, понимает свою принадлежность ( мальчик, девочка), к какому полу он относится, учится проявлять чувства эмоций, формируются социально- нравственные качества. Одно из направлений социально- коммуникативного развития ФГОС дошкольного образования- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для детей дошкольного возраста этим рядом является то, что дети обучаются конструировать, моделировать, вырезать и т.д.При помощи игр формируются физические, гендерные основы личности ребёнка. На их базе у ребёнка формируется нравственные
качества, самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, дети учатся уважать окружающих, заботиться, возникает такое чувство как справедливость , отзывчивость , патриотизм, гражданственность. Современные требования социально коммуникативного развития- реализация некоторых принципов: целенаправленность, комплексное воздействие на воспитание, гуманизм, опора на положительные качества, воспитание в коллективе, учёт индивидуальных особенностей. -Принцип направленности означает, что работа социально коммуникативного развития, содержание и методы всегда является целью. -Принцип комплексного развития предусматривает прежде всего задачи, которые ставятся и методы воспитания. - Принцип воспитанности в деятельности - организация благоприятных условий для развития ребёнка, который проходит через определённую игру, которая учит ребёнка чему- либо. -Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребёнка требует от воспитателя проявление педагогического такта, требовательность, которую мы предъявляем к детям может осуществлять в принципиальности, но она должна быть выражена в справедливом отношении к детям. -Принцип опоры воспитания положительных качеств ребёнка- воспитывать положительные черты, достоинства, чтобы ребёнок контролировал свои действия, поведение и в тоже время проявлял свою индивидуальность. -Принцип воспитания детей в коллективе- дети приучаются согласовывать свои интересы с интересами других, приобретают элементарные навыки к коллективной жизни. -Принцип индивидуальных особенностей детей – учатся правильно вести себя в семье (это больше подходит для родителей). Любой стандарт предполагает результат и разработчики ФГОС подчёркивают, что главной целью программы является задача: дети должны пройти все принципы и научиться тому, чтобы дети не терялись в обществе и прошли социализацию, не боялись коллектива, развивали любознательность , познавательность, проявляли желание творить , проявляли мотивацию к достижению цели, упорство, имели гордость за свои результаты. У современных детей можно выделить некоторые особенности: - несмотря на изменения в мире, в обществе, в семье дети в любом случае остаются детьми любят играть и им совершенно не важно, что и где происходит, за пределами их группы, дома и семьи, они в силу своего возраста не понимают многих вещей, но игра остаётся игрой какой бы цели она не носила : -произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы, любознательны, этому способствует очень многое, прежде всего
всемирный интернет, телевизор, игры и игрушки, которые могут говорить ходить и двигаться( интерактивные) дети свободно ориентируются в этой технике; - отмечаются изменения в нравственно- эмоциональном и личностном развитии, в их поведении, общении. В настоящее время по мнению психолога педагога Волковой И.П. коммуникативные способности основаны на человеческих отношениях, связаны с воспитанием доброты, культуры и почему иногда бывает, что некоторые дети не послушные, капризные, не смотря на то, что их пытаются переделать. Когда начинают разбираться, то получается, что эти дети воспитываются в неблагополучных семьях. Ребёнок мало общается со сверстниками, чувствует себя отвергнутым, ущемлённым и это приводит к тому, что дети становятся робкими, замкнутыми, может сформироваться тип тревожности или даже агрессивности в поведении . Чем раньше обратить внимание на таких детей тем меньше проблем будет потом у этих детей. У благополучных детей - в полной семье таких проблем нет. На сегодняшний день ведущим приоритетом в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, эта обязанность ложится на воспитателя, т. к мы являемся первыми педагогами . Что такое коммуникативные способности? Это индивидуально психологические способности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Коммуникативные способности
имеют 3 основных составляющих без которых они не могут существовать : -Первая
«область желания»-
включает в себя потребность общения – какой бы ни был ребёнок, замкнутый , неразговорчивый, он не может жить не общаясь, у любого человека, несмотря на его замкнутость, есть желание к общению. Бывает так, что недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как с физиологическими нарушениями ( нарушение головного мозга) , таки с психологическими ( ребёнок отказывается разговаривать в силу того, что такой протест) . Появление у ребёнка психологических проблем связано с негативными факторами социальной среды и чаще всего это происходит в семейной среде. Физиологические- это дети с нарушениями, дети которые не умеют говорить ( немые). - Вторая
«область знания»-
определяется тем, что ребёнок имеет представления о нормах и правилах коммуникативного общения, они формируются при взаимодействии со взрослыми, которые показывают ему пример общения со сверстниками, со взрослыми, как выйти из какой- то ситуации и т.д. -Третья
«область умений»
- включает в себя умение обрисовывать сообщения, привлекать к себе внимание собеседника, здесь отмечается доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника именно своим мнением, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации.
При наличии всех трёх составляющих можно говорить о наличие у ребёнка развитых коммуникативных способностях. В группах старшего возраста можно организовывать различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов, которые будут формировать у детей коммуникативные способности. В первую очередь это игры направленные на данное развитие, т.к. в игре происходит накопление опыта и произвольного поведения ребёнка. В групповой игре проявляется лидерство, развиваются организаторские умения и навыки у детей, к тому же у старших дошкольников основные формы социально коммуникативных способностей это, конечно же сюжетные игры, игры, которые содержат определённые правила, которым нужно подчиняться, выполнять. В сюжетных играх основным компонентом является воображение, развитие способности к пониманию другого . Для игр с правилами ( дидактические , настольные, подвижные игры) основой является нормативная регуляция, мотивация достижения, стремление к победе в подвижных играх дети учатся не только действовать в коллективе, но и подчиняться общим требованиям, правила игры дети воспринимают как закон и проявляют свою волю, самообладание , выдержку, учатся контролировать свои поступки и поведение в целом, т.к. именно подвижная игра учит детей искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь правилам подвижной игры дети упражняются, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу, вместе достигать целей, итога, результата, победы. В театрализованных играх, играх драматизациях есть особое значение на формирование социально- коммуникативных способностей, происходит это за счёт того, что создаются благоприятные условия для естественного общения со сверстниками и взрослыми, активно развивается речь, т.к. режиссёрские и театрализованные игры предполагают роли, они разные, детям необходимо вживаться в эти роли, соответственно действовать и вести себя как герой и говорить за этого героя. Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников осуществляется в различных видах детской деятельности и игры учат тому, что дети учатся слышать не только себя, делать не только по своим правилам, но и слышать сверстников, взрослых, учатся воспринимать, понимать информацию, которая к ним поступает. Конкурсы, соревнования , которые проводятся со старшими детьми, дают возможность детям учиться культуре победы и культуре проигрыша, ведь не обе команды выигрывают. Можно проводить беседы по литературным произведениям, где дети любого возраста получают возможность на основе каких-то конкретных поступков героев сказок перейти к пониманию содержания разнообразных норм морали, дети усваивают представления о способах проявления различной морали, получают оценочную деятельность (есть герои плохие , добрые, нейтральные) .Такие литературные произведения воспитывают очень много в детях. Т.к все сказки в основном учат прежде всего добру, любви к близким, к родине. Особенности личности: 1. «Я хочу»- по мнению детских психологов означает то, что ребёнок хочет вступить в контакт с окружающими, иногда дети специально делают поступки или
выдумывают что-то , говорят некорректные фразы, слова . Это выражается тем, что они хотят привлечь к себе внимание, хотят заговорить с теми людьми перед которыми они и показывают эту сцену. 2. «Я умею»- включает в себя умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации. Ребёнок учится не только в детском саду, но и в семье, все умения, особенности личности проходят различные этапы. В детском саду детям даются задания, дети играют в игры, проходят мероприятия где дети должны слушать воспитателя, т.к. если они будут рассеянными, не будут слушать, не научатся эмоционально сопереживать , решать какие-то ситуации, то это значит что у ребёнка нет элементарных навыков воспитания. 3. «Я знаю»- возникает, когда ребёнок говорит, что он всё знает, всё умеет в основном со среднего возраста. Но это не говорит о том, что это так. Ребёнку говорят: «Сейчас расскажу тебе сказку». Ребёнок отвечает, что он знает эту сказку, но он никогда её не слышал. Факторы, которые способствуют возникновению проблем в общении: - Неблагополучные семьи- проявляется у детей в непоследовательности, в противоречивости, в излишней требовательности к детям. В таких семьях мало уделяют время детям, дети растут сами по себе. Ситуация усугубляется если в семье отсутствует кто- либо из родителей, оставшийся пытается зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семью, на ребёнка остаётся мало времени . В такой семье редко читают сказки, играют в игры. Психологи и педагоги ставят на первое место этот фактор. - «Кумир семьи»- ребёнок вызывает восхищение , как бы он себя не вёл, к нему все всегда обращаются умилительным тоном, любая прихоть ребёнка всегда выполняется, со стороны кажется, что жизнь семьи целиком посвящена этому ребёнку. Особенностями характера у такого ребёнка можно отметить: изнеженность, капризность, эгоцентризм - даже маленький ребёнок понимает, что он в центре и все крутятся вокруг него . - «Мамино сокровище»- подобие кумира семьи, но ребёнок является не общим, а только чьим-то кумиром, ребёнок ставится в такое не лёгкое положение , чувствует особое отношение к нему кого- то из взрослых и пользуется этим, манипулирует взрослым. - «Паинька»- это когда от ребёнка ждут в первую очередь соблюдение приличий и какого действительное содержание его внутренней жизни, до этого нет никому дела, здесь проскальзывает лицемерие и нередки случаи, когда такой образцовый дома ребёнок вдруг неожиданно совершает какие-то нехорошие поступки - «Болезненный ребёнок»- долго болевший, выздоравливающий, хотел бы чувствовать себя равным со всеми др. детьми, но в семье упорно продолжают ему говорить что он слабый, требуют от других людей такого же отношения к своему ребёнку. - «Ужасный ребёнок»- ребёнок воспринимается как субъект который создаёт постоянно хлопоты ,создаёт напряжённые ситуации и в семье только и делают, что заставляют его делать всё по порядку , всё это сопровождается выговорами ребёнку, наказаниями. Такие
дети становятся холодными, у таких детей присутствует постоянное соперничество и эти дети становятся равнодушными. - «Козёл отпущения»- ребёнок превращается в забитого всеми, чаще всего это изолированные дети, которые постоянно всем мешают, путаются под ногами и вызывают у домашних некоторое раздражение. У этих детей деформируется психика и они очень ранимые, забитые . - «Золушка»- когда из ребёнка делают прислугу в доме, ребёнок постоянно что-то прибирает, подносит, такие дети вырастают с приниженным достоинством, бывают неуверенными в себе, и когда подходят к тому возрасту когда нужно иметь семью, то у них возникает неуверенность в создании семьи , т.к. они не самостоятельные . На развитие
коммуникативных качеств
, влияет тип нервной системы на темперамент ребёнка. 1. Сангвиник- характерна повышенная активность , богатая мимика, движения , эмоциональность, впечатлительность, они легко сходятся с другими детьми. При этом у них нет особого постоянства в своих привязанностях. 2. Холерик- энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных условиях они становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, бывают агрессивны и раздражительны. 3. Флегматик- сходятся трудно с людьми , затрудняются в проявлении своих чувств, характеризуются низкой активностью , медлительны, при этом спокойны, есть чувство привязанности. 4. Меланхолик- обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей, отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании. Исходя их этих черт характера, необходимо у читывать , что у них по разному проходит развитие коммуникативных качеств. Есть такая причина как психофизиологические нарушения, это могут быть самотические и наследственные заболевания, которые тормозят развитие коммуникативных качеств и такими признаками являются : - неспособность сопереживать др. человеку ни в реальной ситуации ни при прослушивании сказок ( не сопереживают герою); - неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, которые их окружают ; - отсутствие способности контролировать своё поведение ; - есть множество отрицательных эмоций, отрицательных страхов, ребёнок старается общаться так, чтобы его общение приносило отрицательные эмоции. Вся совокупность этих проявлений может выражаться в эгоизме, в упрямстве, неуравновешенности, неуверенности в себе, такие дети часто врут, у них либо мало, либо
вообще нет друзей, не складываются отношения с братом, сестрой, они не любят ходить гулять в общественные места. Есть специальные игры и упражнения с помощью которых дети возвращаются в нормальное русло, становятся на одну планку с остальными детьми .Они делятся на 6 групп. 1. «Я и моё тело»- упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, здесь важно научить детей раскрепощаться, потому, что только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически допущен в правильное русло. Сюда могут входить различные ролевые игры, можно сочинить рассказ, в котором ребёнок будет чувствовать гнев, но обязательно с последующим отображением этого чувства. 2. «Я и мой язык»- игры и упражнения на развитие жестов, мимики, пантомимики, занятия – беседа «Как можно общаться без слов», беседа через стекло, расскажи стихи без слов, игра «Испорченный телефон». 3. «Я и мои эмоции»- игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, на осознание своих эмоций: радость, гнев, недовольство. Надо научиться развивать свои эмоции, как негативные так и положительные, потому что любые эмоции важны. Можно предложить игры: рисуем эмоции пальцами, дневник настроений, пектограммы, беседы про эмоции. 4. «Я и Я»- игры и упражнения на внимание ребёнка к самому себе, к своим чувствам, своим переживаниям. Игры: « психологический автопортрет», « за что меня можно любить, ругать» , « Кто я» ? 5. «Я и моя семья»- когда у ребёнка происходит осознание своей семьи, формирование тёплого отношения к родным, ребёнок начинает понимать, что значит любить свих близких , домашних животных, друзей, воспитателей, страну, дом, город в котором живёшь. Занятия: рассматривание фотоальбома, беседы « Что значит любить родителей», нарисовать свою семью. 6. «Я и другие»- игры направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чтобы дети научились доброжелательно относиться к людям, друг к другу, формировалось внимательное отношение к собеседнику. Игры, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. 1. «Вежливые слова». Цель- развитие уважения в общении и привычку пользоваться вежливыми словами, но есть один момент, детей нужно научить когда, в какой ситуации необходимо говорить вежливые слова, чтоб это было к месту. 2. «Игры- ситуации». Цель- развить у детей умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, выражать свои мысли эмоционально, при этом нужно научить их использовать мимику и пантомимику. «Попроси, чтобы тебя приняли в игру», «Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять ?». 3. «Пресс- конференция». Цель- развивать умение вежливо отвечать на вопросы, кратко, но конкретно, учить формировать речевые умения детей. Можно проводить такие игры: «Экскурсия в зоопарк», «День рожденья друга», «Мы сегодня в цирке были». Один из участников пресс- конференции «Гость», тот, кому будут заданны вопросы.
4. «Рассказ по кругу». Цель- развивать умение вступать в процесс общения и ориентироваться в ситуации. Дети садятся в круг, воспитатель начинает рассказ: «Сегодня выходной день, и …». Дальше подхватывает другой ребёнок, рассказ продолжается по кругу, дети придумывают, фантазируют, строят общий рассказ. 5. «Волшебные водоросли». Цель- снятие у детей телесных барьеров, умение развивать у детей качества добиваться цели приемлимыми способами общения. Например: каждый участник по очереди пытается проникнуть в круг, который образовали дети. Водоросли (дети), понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения, могут расслабиться и пропустить, либо наоборот, не пропустить, если их ( водоросли) плохо попросят. 6. «Изобрази пословицу». Цель- умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается с помощью жестов, мимики изобразить пословицу : «Слово не воробей- вылетит не поймаешь», «Скажи кто твой друг и я скажу кто ты», «Как аукнется , так и откликнется». 7. «Магазин игрушек». Цель- развивать умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение детей по общению. Дети делятся на покупателей и на игрушки, покупатели должны уйти в конец группы, игрушки, усаживаются в ряд на скамеечки, как бы изображая собой товар, который расставлен на полочках. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает , какой игрушкой он будет, покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают, если он не угадает, то он уходит без покупки. 8. «Ищем клад». Цель- развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки, потребности в товариеа по игре, учить помогать, учить поддерживать тех, с кем ты общаешься. Эта игра включает в себя две части: 1. Развитие доверия у детей друг к другу и умение лучше понять друг друга. Воспитатель просит детей разбиться на две команды, например: по цвету волос. Во второй части игры детям говориться о том, что сейчас каждая из команды начнёт искать клад, он спрятан в группе. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан данный клад. 9. «Скульпторы». Цель- развить умение согласовывать свои умения и желания с партнёрами по игре, по общению и применять свои индивидуальные особенности в решении общих совместных задач. Игра проводится на занятии при помощи пластилина. Все дети являются скульпторами, играют в парах, т.е.каждый лепит из пластилина свою поделку, затем они меняются поделками, для того, чтобы другой ребёнок- скульптор добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом дети рассказывают друг другу правильно ли был полнят их замысел. 10. «Близнецы». Цель- развить умение ориентироваться в собственных вкусах, желаниях по тому или иному признаку. Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листочке бумаги, то что дети любят и по сигналу воспитателя дети бегают по группе. По сигналу «найди друга» ищут пару именно того,с кем у него совпадают вкусы или интересы. Игра заканчивается тем, что пара или группа детей с помощью жестов показывают, что их объединило. В данной игре очень интересно будет даже воспитателю, как по интересам, по занятиям, совершенно разные дети оказываются вместе. 11. «Пойми меня». Цель- развить умение ориентироваться в ролевых позициях у людей в коммуникативных ситуациях. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5
предложений, дети должны догадаться, кто говорит ( может литературный герой, ребёнок, воспитатель) .Дети, которые наблюдают за этим ребёнком, должны понять кого он изображает, какие эмоции он выражает. 12. «Разговор через стекло». Цель- развивать мимику и жесты. Дети становятся друг напротив друга и выполняют игровое упражнение « через стекло». Им нужно представить, что между ними большое толстое стекло, не пропускает ни одного звука. Одной группе детей нужно будет показать, например : «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить». А другой группе нужно отгадать, что они увидели, что им показывает та группа, которая за стеклом. 13. «Подарок на всех». Цель- умение дружить , умение делать правильный выбор, умение сотрудничать со сверстниками, развивать чувство коллектива. Детям даётся задание : «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил сейчас всем нам вместе», «Если бы у тебя был цветик- семицветик, какое желание ты бы загадал?».Каждый ребёнок загадывает одно желание оторвав от общего цветка один лепесток. Для этого воспитатель должен заранее приготовить большой цветок с разными лепесточками. Можно провести конкурс на самое лучшее, доброе желание. 14. «Без маски». Цель- развить умение детей делиться своими чувствами , настроением, переживаниями. Перед началом игры воспитатель должен сказать ребятам о том, как важно быть честными, открытыми, откровенными со своими близкими товарищами. Дети садятся в круг, без подготовки продолжают ваши высказывания, которые вы начали, например: «Чего мне по настоящему хочется, так это…», «Особенно мне нравится когда..», «Однажды меня очень напугало то, что…», «Помню случай, когда мне стало так стыдно..». 15. «Моё настроение». Цель- развить умение описывать своё настроение и распознавать настроение у сверстников. Детям предлагается поведать о своём настроении, его можно нарисовать, сравнить с каким- то цветом, животным, всё зависит от фантазий, желания ребёнка. 16.«Астрологи». Цель- развитие умения ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения в равных коммуникативных ситуациях .Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики. Дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид сверстника, любимое занятие, какие игрушки он любит. По окончании игр воспитатель должен вручить детям сюрпризы, чтобы дети, проигрывая игры, получали награду. Литература. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей»./ Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: 2004-556с. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества»/ М.М.Бахтин.- 1986. Борков В.Ф. «Культура диалога»/ В.Ф.Борков.- Минск.: 2002.