"Имя прилагательное" урок русского языка в 3 классе

Автор: Дегтярёва Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: г. Железногорск Курская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Имя прилагательное" урок русского языка в 3 классе
Дата публикации: 04.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учебный предмет:
русский язык
Класс:
3
Тема урока:
Имя прилагательное
как часть речи. Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Цель: 
ознакомление с грамматическими признаками имени прилагательного;

введение определения имени прилагательного как части речи;

наблюдение за изменением форм имён прилагательных;
Познавательные УУД: —
самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
— находить прилагательные в тексте, определять их значение;
— развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;
Регулятивные УУД:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью урока, корректировать свою деятельность;

— определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

критериев;
Коммуникативные УУД:
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и

обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты: —
контроль, коррекция, оценка действия партнера;

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Задачи урока:

Закрепить
знания об имени прилагательном.
Ознакомить
с грамматическими признаками имени прилагательного.
Ввести
определение имени прилагательного как части речи.
Наблюдать за
изменением форм имён прилагательных.
Ввести
понятие начальная форма имени прилагательного.
Вспомнить
понятие словосочетание.
Познакомить
с понятием типа синтаксической связи в словосочетании – согласование.
Научить находить
определяемое существительное и грамотно задавать вопрос к прилагательному.
Отрабатывать
умение составлять словосочетание «сущ. + прил.»
Анализировать
имена прилагательные с точки зрения их значений.
Определять
роль прилагательных в построении текста.
Технологии, используемые на уроке – технология развития критического мышления,

проблемно-диалогическая технология (подводящий диалог), технология оценивания

образовательных достижений (учебных успехов).

Оборудование:
Карточки с текстами, карточки с заданиями для рефлексии. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, («Начальная школа XXI века»).
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Запишем число и классная работа. I.
Вызов

На доске карточки со словами: весна, скворец, туманы, солнце, берёзовый,

цветок, душистые, птичий
- Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы. Дети сами группируют карточки.
весна берёзовый

солнце душистые

туманы птичий

цветок

скворец
3.
Мозговая атака
- По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)
-
Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, явления природы). - Какие признаки имен существительных вы еще знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.) По ходу ответов детей на доске появляется кластер: Обратимся ко второй группе слов. Зачитайте. Обозначает предметы, события, явления природы Отвечает на вопросы: кто? что? Одушевлённые и неодушевлённые Собственные или нарицательные Мужского, женского или среднего рода Имя существительное Изменяются по числам и падежам
- На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?) - Дополните эту группу своими примерами. Как вы можете о себе сказать? Я какой? Умный,…… Ставьте вопросы. (Дети приводят примеры.) - Вот какой у нас класс! Поэтому сегодня нас обязательно ждёт успех! - Как называют такие слова? (Это имена прилагательные) - Что вы о них знаете? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Чей?) - Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются, по числам и по родам). - Что вы можете сказать о роли прилагательных в предложении? (В предложении являются определением) По ходу обсуждения на доске заполняется левая колонка Концептуальной таблицы: Что я знаю об имени прилагательном? Что нового я узнал об имени прилагательном? 1. Обозначает признак предмета. 2. Отвечает на вопросы какой? чей? 3. Изменяется по числам и по родам. 4. Роль в предложении – определение. 1. Украшает нашу речь. 2. Имеет несколько групп значений. 3. Зависит от существительного. 4. Согласуется с ним в числе, роде и падеже. 5. Начальная форма – И.п., ед.ч, м.р. - Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)
- Определите тему урока. (Имя прилагательное)
- Как вы думаете. Чему мы сегодня будем учиться? Обратите внимание на схему об имени существительном и догадайтесь, что мы будем изучать но про имя прилагательное. (целеполагание)
Задачи урока: СЛАЙД

1. Узнать, какие признаки предметов называет имя прилагательное.

2. Находить прилагательные в тексте и определять их значение.

3. Узнать, как ещё изменяются имена прилагательные.

4.
А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного.
II Осмысление

- Приступаем к исследованию имени прилагательного.
У детей на столах заранее приготовленные листочки с текстами.
1. Работа с текстом. - Перед вами 2 текста. Прочитайте их. Лес осенью. Как хорош лес осенью! Ветра нет, в воздухе разлит запах. Туман стоит над полем. Сквозь сучья деревьев белеет небо. На липах висят листья. А какой день! Берёзка красиво рисует на небе. Солнце уже не греет, но блестит ярче. Роща вся сверкает. ******************* Лес осенью. Как хорош лес поздней осенью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит над жёлтым полем. Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо. На липах висят последние золотые листья. А какой осенний, ясный, немножко холодный утром день! Берёза красиво рисуется на голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкает.
- Какой из текстов вам понравился больше?

- Почему вы считаете, что второй текст интереснее?

- В чём разница между текстом №1 и текстом№2?
(Текст № 1 передаёт событийность, а текст № 2 рисует в нашем воображении чудесную картину природы)
- Слова какой части речи помогают нам представить этот пейзаж? (имена

прилагательные)

- Какой вывод мы можем сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?
(Прилагательные придают нашей речи образность, художественность, обозначают признаки предмета. Чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы). Заполняем правую колонку концептуальной таблицы: 1 . Украшает нашу речь. 2. Работа с учебником.
- Откройте УЧЕБНИК на странице 89. Работаем с упражнением 2. Запись в тетрадь: Упражнение 2. - Чему мы будем учиться, выполняя это упражнение? (Распределять на группы имена прилагательные по значению признака.) По цепочке по 1 к доске, остальные работают в тетрадях. НАПЕЧАТАТЬ 4. Игровая форма.
Отгадай загадку.
Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает: - Это черная? - Нет, красная. - А почему она белая? - Потому что зеленая. (смородина) - В какую группу прилагательных по значению объединяются эти слова: чёрная, красная, белая? (Цвет) - Верно.
Сейчас мы будем работать по группам.
Каждой группе я дам вот такую интересную форму листа. На нём каждая группа за 1 минуту напишет по 5 прилагательных.
I группа:
Каким бывает человек по характеру, например, умный…… 1) Качества характера (силуэт головы): скромный, чуткий, наблюдательный,….
II группа
: Так мы говорим о спектакле, событии, книге: красивый, интересный….. 2) Признак-оценка предмета («пятёрка»): красивый, забавный, милый, привлекательный, великолепный….. Так мы описываем очертания предмета: круглый,….. 3)Форма («треугольник»): круглый, треугольный, многогранный, бесформенный, пирамидальный, …… Победит в нашем мини-соревновании та группа, которая раньше запишет все слова. цвет время принадлежность кому-либо размер материал
Итак, у нас получились новые группы прилагательных по значению:
Вывод: имена прилагательные имеют несколько групп значений.
Заполняется правая колонка концептуальной таблицы:
2. Имеет несколько групп значений
2) Рубрика «Давай подумаем». Устно Вывод: Имя прилагательное зависит от имени существительного. Таблица: 3 .
Зависит от существительного
5. Работа с текстом. Работа с предложением. - Обратимся к тексту про осенний лес. Выпишем предложение № 3. Я – на доске, ребята – на местах. - Подчеркнём основу предложения: Тонкий туман стоит над жёлтым полем. Выпишем словосочетания сущ. + прил. Словосочетания: тонкий туман, над жёлтым полем. - Определим главное слово в каждом словосочетании, зададим вопрос к зависимому: туман (какой?) тонкий, над полем (каким?) жёлтым - Определим род, число, и падеж существительных в этих словосочетаниях. - Предположите, какими будут род, число и падеж у
зависимых
прилагательных? (такие же, как у главных существительных) - Такая связь называется
согласованием.
6. Работа с учебником с. 90 (читаем правило). Заполняется правая колонка концептуальной таблицы:
4. Согласуется с сущ. в числе, роде и падеже.
Оценка Форма Качества характера

III. Рефлексия
1) Работа в парах По 1 предложению на карточке + таблица. Заполните таблицу (Работа в парах) На дорожках тает последний снег. Задание: 1. Випишите из данного предложения словосочетание сущ.+прил. __________________________ 2. Запишите имя прилагательное _____________________________ 3. Запишите вопрос, на который оно отвечает _____________________ 4. Запишите, в какую группу признаков оно входит _____________________. 5. В какой форме прилагательное употреблено в предложении: _____числа, ___рода, ____падежа. 6. Окончание __________ 7. Каким членом предложения является? __________________________. По окончанию работы поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте работу друг друга. Если нет ошибок, поставьте отметку 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3. После - эталон на слайде 2) - Ребята, форма прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа – это начальная форма имени прилагательного. Заполнение таблицы:
5. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.
Читаем правило, стр.92 Рефлексия 3) Работа с концептуальной таблицей. Что я знаю об имени прилагательном? Что нового я узнал об имени прилагательном? 1. Обозначает признак предмета. 2. Отвечает на вопросы какой? чей? 3. Изменяется по числам и по родам. 4. Роль в предложении – определение. 1. Украшает нашу речь. 2. Имеет несколько групп значений. 3. Зависит от существительного. 4. Согласуется с ним в числе, роде и падеже. 5. Начальная форма – И.п., ед.ч, м.р.
Итог урока. Итак, обратимся к нашей таблице, с которой мы работали весь урок. Вспомним задачи нашего урока (слайд) Проверим, все ли они достигнуты. - Ребята, вам понравился урок? - Было ли вам сегодня на уроке интересно? - Убедились ли вы, что имена прилагательные делают наш язык образным, выразительным? - Мы сегодня работали над довольно сложной темой. Оцените свой личный успех, поставив себя на одну из трёх ступеней: 1 – мне было некомфортно, 2 – я чувствовал себя уверенно, 3 – я доволен собой. Я соберу ваши листочки и проведу анализа успешности освоения новой темы И заполните таблицу, отметив нужный символ. Я всё понял Остались вопросы Тема оказалась слишком трудной + ? -

Приложение к уроку


оценка

качества

характер

а


форма

Цвет

Размер

Материал


время


имя

существител

ьное


отвечает на

вопросы кто?

что?


одушевлённые и

неодушевлённые

мужского, женского

или среднего рода

изменяются по

числам и падежам


собственные или

нарицательные

обозначают

предметы, события,

явления природы


весна

скворец


туманы

солнце


берёзовый

цветок


пушистые

птичий


материал

принадлеж-

ность


цвет

размер

форма


время