"Планирование по ИЗО для детей дошкольного возраста"

Автор: Филатова Зоя Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы СООШ № 1373
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Планирование по ИЗО для детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 04.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Планирование по ИЗО для детей дошкольного возраста Задачи: предоставить детям возможности освоить и развить художественные навыки; способствовать духовно- нравственному воспитанию, эстетическому развитию детей, приобщить их к непреходящим общечеловеческим ценностям; познакомить воспитанников с красотой и богатством русского искусства; Цель: формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной; - развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство. Актуальность проблемы: Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Месяц

Тема

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовит

группа

Итог

и
1 2 3 4 5 6 Сентябрь Тема: «Осень» Рисование Тема: «Овощи на блюде» Цель: Учить предавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя Аппликация Тема: «Листопад» Цель: закрепить навыки нанесения клея на детали аппликации и их приклеивания; развивать интерес к результату своей работы. Лепка Тема: «Грибы» Цель: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы). Рисование Тема: «Дождливая погода» Цель: Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени. Рисование: Тема: «Деревья осенью» Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая в рисунке разные по форме и строению деревья. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения разнообразных оттенков и передачи осеннего колорита). Развивать чувство цвета и композиции. Конструирование из бумаги Тема: «Грибное лукошко» Совершенствовать технику аппликации: переплетать бумажные полоски, имитируя фактуру корзинки; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами. Развивать чувство формы и композиционные умения Аппликация Тема: «Осенние дары» Цель: развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и формы, закреплять навыки и умения работы с ножницами, воспитывать умение видеть красоту природы, усидчивость и аккуратность в работе. Рисование Тема: «Ежик с грибами» Закрепление изученных ранее способов нетрадиционного рисования на бумаге; закрепить знания детей о внешнем виде ежа, уточнить понятие «дикое животное»; развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции в рисовании
Октябрь Тема: «Осеннее настроение» Рисование: Тема: «Веселые грибочки» Цель: Заинтересовать детей изображением грибов, побуждать доступными каждому ребенку средствами выразительности передавать их форму (овал, строение, и называть цвета, которые используются при изображении грибов. Любоваться созданными изображениями Лепка Тема: «Овощи» Цель: Формировать умение лепить овощи, создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Аппликация: Тема: «Осенний натюрморт» Цель: Учить детей лепить из бумаги овальные, вытянутые и круглые формы. Передавать особенности формы фруктов. Учить поиску цветовых решений, композиционному решению на листе бумаги. Рисование Тема: «Букет из осенних листьев» Цель: Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Рисование Тема: «Осенний лес» Цель: познакомить детей с новой техникой рисования – графикой; -учить передавать по форме и строению березовый лист, видеть красоту осенних листьев; - располагать изображение на всем листе; -учить рисовать деревянной стекой, рисуя только контур и прожилки осеннего листа; - развивать у детей эстетическое восприятие, творческую активность; - воспитывать у детей любовь к родной природе; Лепка Тема: «Дары осени» Цель: Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями. ~ Учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие. ~ Учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение. ~ Формировать умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию Конструирование из природного материала Тема: «Белочка делает запасы» Цель: закреплять умение соизмерять части поделки, создавать её на основе анализа модели-образца и схематического изображения последовательности работы, по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина, формировать технические навыки и умения в работе с природным материалом. Рисование Тема: «Осеннее настроение» Цель: развивать образное восприятие красоты природы и способность ее передачи в рисунке с помощью цвета, формы, композиции; формировать у детей уверенность в себе и в своих возможностях
Ноябрь Тема «Волшебные краски осени» Рисование Тема: «Осенний дождик» Цель: Учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание» развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя. Аппликация: Тема: «Разноцветные листочки» Цель: Учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осеннего дерева, находить места для листочков на изображении дерева, упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков. Воспитывать интерес к совместной аппликации. Лепка Тема: «Что нам осень принесла? Цель: развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук, учить лепить всей кистью руки и пальцами. Рисование Тема: «Осенний сундучок» Цель: развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия; закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования. Рисование Тема: «Осенний ковер» Цель: продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе, совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге, закреплять знание основных цветов и правила смешивания их для получения новых цветов, развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка. Аппликация Тема: «Надела осень сарафан» Цель: Закрепить знания детей о приметах осени; учить детей срезать уголки у прямоугольников, закругляя их; закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими; аккуратно наклеивать детали аппликации Лепка Тема: «Наши овощи» Цель: Формировать умение детей лепить овощи с натуры, закреплять знание обобщающего понятия. Закреплять умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используемые ранее приемы лепки. Воспитывать у детей самостоятельность, творческую личность. Рисование Тема: «Дождь в лесу» Цель: Учить детей рисовать на мокрой бумаге. Учить изображать явления природы, описанные в стихотворении; изображать в рисунке несколько предметов, располагая их в ряд или на всём листе бумаги. Воспитывать любовь к поэзии, к весенней природе.
Декабрь Тема: «Пришла веселая зима» Рисование Тема: «Зима наступила» Цель: закреплять учить детей правильно держать в руке кисточку; закреплять умение промывать кисть; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать эстетическое восприятие; уточнять и закреплять знание цветов. Лепка Тема: «Снежный ком» Цель: научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук Аппликация Тема: «Заснеженный дом» Цель: Учить детей создавать выразительный образ заснеженного домика, расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание) и показать её изобразительно- выразительные возможности, закрепить технику наклеивания, развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику, воспитывать интерес к аппликации и эстетическое восприятие. Рисование Тема: «Деревья в снегу» Цель: Продолжать учить детей самостоятельной передавать несложный сюжет; включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмическом нанесении полосок концом кисти по всему листу бумаги. Рисование Тема: «Волшебница зима» Цель: учить детей отражать в рисунке признаки зимы, соответствующие поэтическим строкам. Продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, подвести к пониманию того, что природа прекрасна в любое время года. Продолжать учить рисовать дерево (ствол, ветки) используя восковые мелки. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Лепка Тема: «Зимний еловый лес» Цель: учить детей в технике барельефной лепки создавать изображение ели, путем налепа и размазывания небольших кусочков пластилина, использовать стеку для отделки формы (наносить насечки для изображения хвоинок); учить сравнивать разные способы лепки: объёмный (лепка) и полуобъёмный (барельеф) закреплять приёмы работы с пластилином; развивать эстетическое восприятие Конструирование из природного материала Тема: «Зимняя композиция» Цель: Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки (как на первом эта- пе), но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту це- лостность. Рисование Тема: «Зимние фантазии» Цель: Продолжать учить детей работать с гуашевыми красками; развивать чувство цвета, творческое воображение, композиционные умения и эстетическое восприятие; воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе, воспитывать заботливое отношение к природе, учить замечать красивое в зимней природе.
Январь Тема: «Зимние забавы» Рисование Тема: «Снег идет» Цель: Формировать умения изображать предметы и явления окружающей жизни, продолжать учить рисовать ватной палочкой (приёмом тычка, ритмичными мазками располагать снежинки в определенных местах листа; познакомить детей с природными явлениями (снегопад); закреплять знания цвета (белого, качество (пушистый, легкий, холодный) и свойство снега (тает в тёплой ладошке образуется вода) вызывать интерес к рисованию Аппликация Тема: «Снеговик» Цель: Учить детей создавать изображения предметов способом смятия бумаги, правильно составлять изображение круглой формы посредством последовательного уменьшения формы, располагая изображение в центре листа. Лепка Тема: «Веселые снеговики» Цель: Развивать умение раскатывать из пластилина круговыми движениями шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, с учетом величины, плотно прижимая, развивать творчество, побуждая украшать фигуры снеговика дополнительными деталями из бросового материала. Рисование Тема: «Дети катаются на лыжах» Цель: учить передавать простые движения рук и ног, подводить детей к передаче образа нетрадиционным способом (при помощи руки) развивать умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм Рисование Тема: «На катке» Цель: Продолжать учить рисовать людей в движении, учить создавать композицию, закреплять знания детей о виде спорта – катание на коньках, развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Аппликация Тема: «Зимние забавы» Цель: формирование умения творчески применять техники аппликации (обрывная, накладная, симметричная), совершенствование изобразительных умений через создание выразительного образа объектов, передавая несложные движения. Аппликация Тема: «Зимние развлечения» Цель: Закреплять навыки вырезания по кругу, закрепить прием обрывания, развивать творческую активность детей, художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками. Рисование Тема: «Зимние виды спорта» Цель: Учить рисовать фигуру человека в зимней одежде (комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, учить передавать простые движения рук и ног, развивать аккуратность в работе
Февраль Тема: «Зимние фантазии» Рисование Тема: «Снегопад» Цель: Учить правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них пальчик, рисовать точки, ориентироваться на листе бумаги; развивать чувство цвета, эмоции и фантазии, мелкую моторику Лепка Тема: «Снежинки» Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, скатывать между пальчиками в маленькие шарики, придавливать пальчиком к картону и размазывать пластилиновый шарик в разных направлениях в форме снежинки. Формировать представление о зиме, снеге, снежинках; развивать наглядно- образное мышление, воображение. Аппликация Тема: «Зимующие птицы» Цель: Учить силуэтному вырезанию. Закреплять умение подбирать бумагу определённой формы и цвета для вырезания крыльев и грудки. Совершенствовать технику обрывной аппликации. Рисование Тема: «Зимние узоры» Цель: Познакомить детей с рисованием гуашью, развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Рисование Тема: «Узоры на окне» Цель: Продолжать учить детей проявлять фантазию и творчество в изображении зимнего узора на окне, составляя его из растительных элементов (завитков, усиков, листьев, ягод, цветов). Лепка Тема: «У кормушки» Цель: Расширить представление детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Научить передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску.) Конструирование из природного материала Тема: «Зимние фантазии» Цель: Закрепить способ «опредмечивания», используя приемы: «достраивание», убирание лишнего», «изменение пространственного расположения», учить детей видеть характерные особенности будущей поделки, развивать фантазию, творчество Рисование Тема: «Зимний лес» Цель: Развивать творческую индивидуальность, мелкую моторику рук, способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
Март Тема: «Весна» Рисование Тема: «В гости к весне» Цель: Уточнить и обобщить представления детей характерных признаках весны; развивать эстетическое восприятие, чувство формы, цвета; любознательность, творчество и мышление. Аппликация Тема: «Солнышко» Цель: Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать образ солнца в аппликации: приклеивать большой круг, приклеивать лучи, изображать тучку – сминать салфетку в комок и приклеивать, стараясь передать образ («на что похоже»). Лепка Тема: «Прилетели грачи» Цель: продолжать учить детей аккуратно наклеивать изображение на заданную плоскость листа, развивать мелкую моторику кистей рук, воспитывать умение понимать учебную задачу Рисование Тема: «Приход весны» Цель: Расширять детские представления о сезонных изменениях в природе. Упражнять в умении рисовать дерево, кусты, траву, дорисовывать листья, используя метод «примакивания» кисти к листу бумаги. Закрепить навыки и приемы работы кистью (правильно держать кисть, набирать немного краски, лишнюю краску снимать о край баночки). Рисование Тема: «Весна- красна» Цель: Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы, учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции. Аппликация Тема: «Деревья в цвету» Цель: Учить детей вырезать сердечки из цветной бумаги зеленого и розового цвета, совершенствовать технику вырезания бумаги, сложенной вдвое по диагонали, развивать мелкую моторику рук; учить составлять композицию из готовых элементов; упражнять в работе с шаблонами; Лепка Тема: «Деревья весной» Цель: продолжение обучения детей работе с бумагой, выполнения аппликации различными способами (посыпка, мятой бумагой, вырезная аппликация); обучение работе с клеем Рисование Тема: «Краски весны» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям; развитие согласованности в работе глаза и руки
Апрель Тема «Волшебные краски весны» Рисование Тема: «Весенний дождик» Цель: Учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание», развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя. Лепка Тема: «Птичка» Цель: Учить детей лепить из пластилина птичку, передавать овальную форму тела, круглую голову. Учить оттягивать хвост, прищипывать клюв. Продолжать учить делить пластилин на кусочки, пользоваться стекой. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений. Аппликация Тема: «Светит солнышко в окошко» Цель: Учить детей резать ножницами широкую полоску бумаги (лучи для солнца, правильно держать ножницы, правильно ими, закреплять умение аккуратно наклеивать все заготовленные части, составлять красивую композицию. Рисование Тема: «Весной в лесу» Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой в рисовании, рисование бумажными комочками, сформировать изобразительные навыки и умения, уметь располагать на листе несколько изображений. Рисование Тема: «Весенний лес» Цель: развивать творческое воображение, фантазию, умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, развитие наблюдательности и познавательной активности; развитие мелкой моторики руки Лепка Тема: «Весенняя композиция» Цель: Развивать умения в получении большого количества одинаковых цветочков - сворачивание трубочки и разрезание на части, развивать воображение, фантазию. Аппликация Тема: «Деревья весной» Цель: Развивать художественный вкус, пространственное воображение, фантазию, трудолюбие, способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений. Выявить уровень творческого потенциала с помощью занимательного материала и нетрадиционной техники работы с бумагой. Рисование Тема: «Весенний сюжет» Цель: Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы), учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.
Май Тема «Весенние цветы» Рисование Тема: «Одуванчик» Цель: Познакомить детей с первыми весенними растениями, закрепить цвета: желтый и зеленый, воспитывать у детей активность, аккуратность, самостоятельность. Аппликация Тема: «Ромашка» Цель: продолжать учить детей работать с цветной бумагой; развивать творческое воображение, мышление, фантазию; воспитывать у детей аккуратность в работе. Лепка Тема: «Звонкий колокольчик» Цель: Развить чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность; учить синхронизировать работу обеих рук. Рисование Тема: «Луговые цветы» Цель: Продолжать знакомство детей с луговыми цветами, воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности, развивать умение правильно размещать изображение на листе бумаги Рисование Тема: «Цветы в вазе» Цель: познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание) развивать умение подбирать краски по цветовой гамме Аппликация Тема: «Садовые цветы» Цель: Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, правила работы с ножницами и клеем, развивать пространственное и логическое мышление, творчество и фантазию при составлении букета из цветов аккуратно работать с клеем, ножницами. Конструирование из природного материала Тема: «Цветы на клумбе» Цель: Учить создавать красивые поделки из бросового и природного материала, развивать эстетические чувства, композиционные умения; развивать мелкую моторику рук; творческие способности, воображение, фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, усидчивость; Рисование Тема: «Композиция из цветов» Цель: воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;
Использованная литература 1.
Обучение дошкольников технике рисования.
Комарова Т. С. М, Педагогическое общество России, 2007 2.
Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой

психического развития. Методическое пособие.
Лебедева Е.Н. - М.: Классика Стиль, 2004. 3.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации
. М., Мозаика-Синтез, 2007 4.
Обучение дошкольников технике рисования.
Комарова Т. С. М, Педагогическое общество России, 2007 5.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты

.
Швайко Г.С. - М.: Владос, 2008. 6.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты
7. Швайко Г.С. . - М.: Владос, 2008. 8.
Лепка в детском саду. Для детей 4-5 лет.
Халезова-Зацепина М. Б., Грибовская А. А. М., ТЦ Сфера, 2009. 9.
Учимся конструировать: Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего.
Ремезова Л.А. - М.: Школьная Пресса, 2005. 10.
Теория и методика творческого конструирования в детском саду.
Парамонова Л.А. 2002 11. Р. Г. Казакова. - М.: Сфера, 2007. 12. Екжанова Е.А. М., Сотис, СПб, 2002
Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников