"Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии"

Автор: Коробова Любовь Валентиновна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20"
Населённый пункт: г.Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках технологии Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа . В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы. Новые требования ФГОСТ к духовно-нравственному воспитанию проявляются:  в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;  духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);  Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:  урочная деятельность;  внеурочная деятельность  внешкольная деятельность  семейное воспитание;  изучение культурологических основ традиционных российских религий. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Трудовое обучение в школе становится качественно другим. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности. В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно- исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса
.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования Духовно – нравственное воспитание и развитие через проектную деятельность на уроках технологии и внеклассных мероприятиях включает в себя аспекты: - гражданский – формирование творческой личности с активной жизненной позицией: - политехнический – предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся; - здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества; - патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины; Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:
краеведческой направленности : «Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш»; «Народные мотивы в современном фартуке», "Кукла: традиции и современность" профориентационной направленности : «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Портфолио – путь к профессиональному самоопределению»; «Влияние семьи на мой профессиональный выбор», "Выбор профессии - путевка в жизнь", "Проблемы трудоустройства подростков г. Белогорска" экологической направленности - «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал», "Чай-волшебный напиток" эстетической направленности – «История русского костюма»; «Школьная форма: за и против»; «Интерьер кухни»; «Маленькие шедевры» (изонить); «Использование предметов декоративно – прикладного творчества в интерьере жилого дома» , "Коса - девичья краса" патриотической направленности : «Моя малая Родина – Белогорск»; «Овеянные славою флаг наш и герб»; «Патриотом быть, а не слыть», "Маленькая искорка олимпийского огня" духовной направленности: «Дорога к храму»; «Пробуждение», Механизмы эмоционально - психологического воздействия рекламы на человека" В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками: - самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач: - работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.); - устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; - пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Заключение: Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Действенность духовно-нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.