"Экологическое воспитание обучающихся КГА ПОУ "Краснокамский политехнический техникум"

Автор: Масленников Вадим Николаевич
Должность: преподаватель обж-бжд
Учебное заведение: КГА ПОУ "Краснокамский политехнический техникум"
Населённый пункт: г.Краснокамск Пермского края
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание обучающихся КГА ПОУ "Краснокамский политехнический техникум"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экологическое воспитание обучающихся КГА ПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
».


Считаю, что целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на нравственных и правовых принципах природопользования ,пропаганды идей рационального использования природных ресурсов, активной деятельности по изучению и охране своего края. В настоящее время экологическое образование приобретает приоритетное направление в нашем техникуме, т.к. формирование активной жизненной позиции студентов основывается на прочных знаниях проблем природопользования г.Краснокамска и Пермского края и способствуют активному участию обучаемых в решении указанных проблем. Экологические знания, получаемые студентами на занятиях по дисциплинам «Экологические основы природопользования», «Биология», «Химия», »Технология обработки древесины»,» Основы безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» переводятся в убеждения, необходимости жить в гармонии с природой. Непосредственно в курсе дисциплин рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры студентов. Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств. Обучающиеся получают представления о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды(на примере городов Пермского края), знакомятся с проблемами безотходного производства. Исследование проблемы взаимодействия человека, социума и природы ведется поэтапно, по курсам обучения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Таким образом, экологическое поведение складывается из системы поступков и отношения человека к природе, способствует осознанному и бережному отношению выпускника техникума к природе. Это достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Воспитание в этой сфере нацелено также на изменение технократического стиля мышления и создания эмоционально-
психологической установки на отношение к природе не только как к источнику серьезных ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества. Основы экологического мировоззрения формируются на протяжении всего процесса обучения не только в стенах техникума, но и при прохождении учебной и производственной практики на предприятиях Пермского края. Экологическое образование направлено на: профессиональную экологическую подготовку, методологию и получение фундаментальных экологических знаний, экологическое просвещение. В процессе обучения студенты готовятся к таким видам деятельности как: - проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий; - осуществление производственного экологического контроля в организациях; - эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов; - обеспечение экологической информацией различных отраслей экономики. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу. При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания. С этой целью активно применяется метод проектов, который предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда. Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента. В процессе обучения у студентов формируются представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Экологическое воспитание студентов КГА ПОУ «КПТ» осуществляется в соответствии с комплексно-целевой программой «Экологическое воспитание», целью и задачами которой являются: -формирование у студентов активной жизненной позиции к проблемам экологии; -воспитание у студентов экологического понимания, бережного отношения к окружающей среде;
Важнейшим средством повышения уровня подготовки специалистов- техников является внеурочная деятельность студентов. В образовательном процессе она направлена на достижение следующих целей: - повышение уровня профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода; - углубление полученных при обучении теоретических знаний и практических умений; - развитие интереса обучающихся к вопросам учебных дисциплин; - развитие у студентов самостоятельности; - овладение методами работы с научной литературой; - развитие творческих способностей студентов. Студенты Краснокамского политехническогоьного техникума принимают участие:  в конкурсах экологических бюллетеней, памяток, листовок;  в V научно- практической конференции среди обучающихся СПО Пермского края;  в акции «Чистый город»;  в праздновании Всемирного дня Земли. В рамках учебных дисциплин в техникуме проводятся уроки краеведения. Организована работа кружка «Эколог», который выпускает стенгазеты «Экологический вестник», организовывается выставка «Мир, в котором мы живем», ходят в походы, участвуют в студенческих научно-практических конференциях по итогам исследовательских работ «Взаимосвязь с окружающим миром», в целях пропаганды экологической культуры выступают с докладами и рефератами на классных часах. Наши студенты изучили экологическую характеристику г.Краснокамска, влияние предприятий переработки древесины на экологию водного и воздушного бассейна, а также оценку уровней загрязнения воздуха и воды реки Кама. Таким образом, экологическое воспитание и образование студентов Краснокамского политехнического техникума, понимается нами не в узком природоохранном, а в предельно широком культурно-антропологическом смысле, когда ответственность за поддержание среды обитания ложится на каждого индивида.