"Эврика"

Автор: Муравлева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 г. Новокуйбышевска
Населённый пункт: Новокуйбышевск
Наименование материала: Долгосрочный воспитательный проект
Тема: "Эврика"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

ИМЕНИ З.А. КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

«ЭВРИКА»
Автор: Муравлева Татьяна Юрьевна
,
учитель математики ГБОУ СОШ №3 г. Новокуйбышевска







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Многогранность и сложность феномена одаренности целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми, что представлено в данной программе. Обучение одаренных детей в условиях школы осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения учащихся в зависимости от вида их одаренности, обучения по индивидуальным траекториям). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. С учётом модернизации и быстро меняющейся образовательной среды я предполагаю проводить индивидуализацию обучения одаренных детей в качестве наставника или тьютора. Основная задача педагога – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации. Занятия по свободному выбору в внеурочное время с учителем, в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать интерес учащегося к тому или иному предмету. Я применяю разные методы работы, что помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Большие возможности содержатся в форме работы с одаренными детьми, занимающимися исследовательской деятельностью. Учителем – руководителем учебных исследований создаются условия для выбора индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников я предлагаю выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные
социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Я широко практикую метод социальных проектов, создавая для работы над ними разновозрастные инициативные группы. Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях учителя, но и, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. Внеурочная деятельность предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Принципы, цели, содержание и методы работы с одарёнными детьми.

Общие принципы обучения одарённых детей
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся: – принцип развивающего и воспитывающего обучения; – принцип индивидуализации и дифференциации обучения; – принцип учета возрастных возможностей.
Цели образования
Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.
Целью обучения и воспитания является
обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.
В качестве приоритетных целей обучения детей с общей

одаренностью могут быть выделены следующие:
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); – создание условий для развития творческой личности; – развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); – обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Задачи:
1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы. 2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача
решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель». 3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах школьной среды. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-педагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности. 4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.
Принципы тьюторского сопровождения одарённых детей
: - непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; - признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим; - бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе; - защита интересов ребенка; - индивидуальный путь развития ребенка; - учет специфики возрастного и индивидуального развития; - принцип диалогичности; - принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку; - принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
Нормы сопровождения
заложены в профессиональной позиции педагога, группы сопровождения: - последовательное осуществление цикла сопровождения; - владение комплексом диагностических методик; - выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации; - осуществление мониторинга действенности программы и выстраивание новой в случае неэффективности первой программы; - любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; - ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; - признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»); - поощрение и одобрение самостоятельности и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; - признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; - умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; - систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Содержание образования
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. 1)
Ускорение.
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. 2)
Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. 3)
Обогащение.
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. 4)
Проблематизация.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), они реализуются в системе деятельности учителя с одарёнными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
 индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;  кружки по интересам;  дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;  занятия исследовательской и проектной деятельностью;  конкурсы;  интеллектуальный марафон;  научно-практические конференции;  участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;  работа по индивидуальным планам;
 использование современных ИКТ (интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);  создание детских портфолио.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Внеурочные занятия
 Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Повышение степени самостоятельности учащихся.  Расширение познавательных возможностей учащихся.  Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.  Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Научно –

исследовательские

конференции
 Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.  Формирование информационной культуры учащихся.
Интеллектуальное

(научное) общество

учащихся
 Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки (элективные

курсы)
 Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Программа предусматривает работу по трем направлениям
:  работа на уроке;  внеурочная деятельность;  работа с родителями.
План реализации программы


Этап

Мероприятия программы

2012-2013

учебный год
 Изучение нормативно-правовой базы.  Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта.  Участие в предметных олимпиадах.  Описание системы работы с одаренными учащимися.  Разработка Программы «Одаренные дети».  Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
2013-2015

учебный год
 Диагностика склонностей учащихся.  Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.  Разработка и утверждение программ по внеурочной детальности 3Разработка методических рекомендаций по основам исследования школьников.
2015-2016

учебный год
 Диагностика склонностей учащихся.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.  Разработка и утверждение программ по внеурочной деятельности  Разработка методических рекомендаций.  Мониторинг личных достижений учащихся.  Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы.  Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Этапы

2012-2013 учебный год – проектировочный.

Цель:
подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:
 Изучение нормативной базы, подзаконных актов.  Разработка программы работы с одаренными учащимися.  Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.  Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2013-2015 учебный год – экспериментальный.

Цель:
апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
 Диагностика склонностей учащихся  Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.  Адаптация учебных программ, программ по внеурочной деятельности.  Повышение квалификации педагогов.
2015-2016 учебный год – переход в режим функционирования

Цель:
переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
 Анализ итогов реализации программы.  Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.  Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.  Обобщение результатов работы школы.
Методы и средства обучения
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы и методы выявления одаренных детей.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность процесса идентификации; 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д); 5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.; 6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; 7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту; 8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность, и позволяет ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; 9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.; 10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей. Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза). При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; в) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Концепция работы с одаренными детьми
Можно выделить три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); 2) с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 3) не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений моей работы. В работе с этой категорией учащихся я руководствуюсь следующими принципами: 1) принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося); 2) принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; 3) принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; 4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований; 5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; 6) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Благодаря этим принципам удается решать важные задачи:
– самоопределение и самореализация учащегося; – адаптация личности в социокультурной среде; – развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся. .
Предполагаемые результаты

• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности; • повышение качества образования и воспитания школьников в целом; • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня; • повышение социального престижа школы.
Планируемые результаты:
1. Личностные  Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.  Сформированность толерантности сознания.  Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками. 2. Метапредметные  Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.  Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования. 3. Предметные  Овладение логическими операциями;  Сформированность основ социально-критического мышления
Показатели эффективности реализации программы работы с

одаренными детьми:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. 3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 5. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Литература
1. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000. 2. Холер, К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998. 3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995. 4. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии № 6, 1980. 5. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984. 6. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
7. Дьяконов, В. П. Справочник по расчетам на микрокалькуляторах. – М.: Наука. Физматлит., 1989. – 464 с. 8. Дьяконов, В. П. Справочник по алгоритмам и программам на языке Бейсик для персональных ЭВМ. – М.: Наука. Физматлит., 1987. – 240 с. 9. Карпов, И. И., Назаров, Т. Ю. Инженерные расчеты на персональных компьютерах. – М.: НЦ «Менатехник», 1991. – 42 с. 10. Пидкасистый, П. И., Чудновский, В. Э. Программа. Психолого- педагогические одаренности учащихся. 11. Психология одаренности детей подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. 12. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. 13. Доровский, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. 14. Савенков, А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения. 15. Глотова, Г. А. Творчески одаренная личность. 16. Кэрол, Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей. Одаренность: выявление и развитие. 17. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990. 2. Комаров, В. Н. Путь к тайне. Беседа со старшеклассниками. – М., 1990.