Автор: Шандыбин Александр Александрович Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Трубчевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Трубчевск, Брянская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: "Микропроцессорные системы зажигания"
Электронные системы автоматического
управления двигателем.
1. Приемущества системы впрыска
топлива.
2. Классификация систем впрыска топлива.
3. Устройство и принцип работы
инжекторного двигателя.
4. Элементы МСЗ.
5. Диагностика неисправностей МСЗ.
1. Инжекторные системы подачи топлива имеют перед
карбюраторными следующие основные преимущества:
точное дозирование топлива и, следовательно, более
экономный его расход.
снижение токсичности выхлопных газов. Достигается за счет
оптимальности топливно-воздушной смеси и применения
датчиков параметров выхлопных газов.
увеличение мощности двигателя примерно на 7-10%.
Происходит за счет улучшения наполнения цилиндров,
оптимальной установки угла опережения зажигания,
соответствующего рабочему режиму двигателя.
улучшение динамических свойств автомобиля. Система
впрыска незамедлительно реагирует на любые изменения
нагрузки, корректируя параметры топливно-воздушной
смеси. Легкость пуска независимо от погодных условий.
2. Классификация системы впрыска
топлива.
1. По способу подачи топлива:
А) Моно впрыск
Б) Распределенный впрыск
В) Непосредственный впрыск в
камеру сгорания
2. По способу дозирования :
А) Постоянный впрыск
Б) Прерывистый впрыск
Моно впрыск
Распределенный впрыск
Непосредственный впрыск в
камеру сгорания.
Основные конструктивные отличия GDI от
обычного впрыска:
Двигатель GDI может работать в режиме сгорания
сверхобедненной топливовоздушной смеси:
соотношение воздуха и топлива по массе до 30-
40:1. Максимально возможное для традиционных
инжекторных двигателей с распределенным
впрыском соотношение равно 20-24:1 (стоит
напомнить, что оптимальный, так называемый
стехиометрический, состав - 14,7:1) - если избыток
воздуха будет больше, переобедненная смесь
просто не воспламенится.
На двигателе GDI распыленное топливо находится в цилиндре в
виде облака, сосредоточенного в районе свечи зажигания.
Поэтому, хотя в целом смесь переобедненная, у свечи
зажигания она близка к стехиометрическому составу и легко
воспламеняется. В то же время, обедненная смесь в остальном
объеме имеет намного меньшую склонность к детонации, чем
стехиометрическая. Последнее обстоятельство позволяет
повысить степень сжатия, а значит увеличить и мощность, и
крутящий момент. За счет того, что при впрыскивании и
испарении в цилиндр топлива, воздушный заряд охлаждается -
несколько улучшается наполнение цилиндров, а также снова
снижается вероятность возникновения детонации.
3. Устройство и принцип работы инжекторного двигателя.
Рис. 1.
Система "Mono-
Motronic":
Система "Mono-Motronic": 1 - электронный блок
управления, 2 - катушка (катушки) зажигания, 3 -
электрический топливный насос, 4 - регулятор
холостого хода, 5 - датчик положения дроссельной
заслонки, 6 - электромагнитная форсунка, 7 -
датчик температуры охлаждающей жидкости, 8 -
датчик частоты вращения двигателя, 9 - разъем для
диагностики, 10 - кислородный датчик ("лямбда-
зонд"), 11 - емкость с активированным углем для
сбора паров бензина (адсорбер), 12 -
распределитель бесконтактного электронного
зажигания, 13 - диффузор с датчиком температуры
всасываемого воздуха, 14 - регулятор давления
топлива, 15 - возвратный топливный клапан, 16 -
топливный фильтр.
4. Элементы МСЗ.
Основной элемент блока — микропроцессор — производит все расчеты и
выработку всех необходимых данных, обеспечивающих работу системы
зажигания и ЭПХХ. Блок работает в комплекте со следующими датчиками
и узлами:
- датчик положения коленчатого вала и оборотов (датчик синхронизации);
- датчик абсолютного давления воздуха во впускной трубе двигателя;
- датчик температуры двигателя;
- датчик детонации;
- катушки зажигания;
- электромагнитный клапан ЭПХХ;
- контрольная лампа диагностики.
Рис. 9.83. Датчик положения коленчатого вала: 1 — обмотки; 2 — корпус; 3 —
магнит; 4 — уплотнитель; 5 — разъем; 6 — кронштейн крепления; 7 —
магнитопровод; 8 — диск синхронизации.
Датчик детонации: 1 — штекер; 2 — изолятор; 3 — корпус; 4 —
гайка; 5 — упругая шайба; 6 — инерционная шайба; 7 —
пьезоэлемент; 8 — контактная пластина.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — это
полупроводниковый элемент, меняющий свою проводимость в
зависимости от окружающей температуры.
Катушка зажигания — это трансформатор. На магнитопроводе 1
намотана первичная обмотка 5, а сверху нее секциями намотана
вторичная обмотка 3. Обмотки заключены в пластмассовый корпус 2.
Пространство между обмотками заполнено компаундом 7. На корпусе
имеются выводы низкого и высокого напряжения 6.
5. Диагностика неисправностей МСЗ.
Диагностический разъем: 1 — диагностический разъем; 2 — дополнительный провод
Диагностические коды неисправностей микропроцессорной системы
зажигания и ЭПХХД.
№ кода Неисправность
12
Режим самодиагностики включен
15
Короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления воздуха
16
Обрыв цепи датчика абсолютного давления воздуха
21
Короткое замыкание в цепи датчика температуры двигателя
22
Обрыв в цепи датчика температуры двигателя
25
Низкий уровень напряжения в бортсети автомобиля
51, 52
61-65
Неисправность блока управления
53
Неисправность датчика положения коленчатого вала или высокий
уровень помех в бортсети автомобиля
181 Короткое замыкание в цепи контрольной лампы диагностики
(определяется только прибором DST2)
182 Обрыв в цепи контрольной лампы диагностики (определяется только
прибором DST2)
197 Короткое замыкание в цепи клапана ЭПХХ
198 Обрыв цепи клапана ЭПХХ.