"Оптимизация проектирования на уроках истории посредством информационных технологий"

Автор: Шарифуллина Раушания Рифовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: АНО СПО "Бирский кооперативный техникум"
Населённый пункт: г. Бирск
Наименование материала: статья
Тема: "Оптимизация проектирования на уроках истории посредством информационных технологий"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Оптимизация проектирования

на уроках истории посредством информационных технологий»
Динамичное развитие рыночной экономики в России предъявляет все более высокое требования к квалификации специалистов. С этих позиций предъявляются всё более высокие требования к технологиям и средствам обучения. В настоящее время в России, как и во всем мире, широко применяются информационные технологии. Особенностью информационных технологий является существенное сокращение контактов преподавателя со студентами по сравнению с традиционным образованием, что должно быть адекватно компенсировано информационными учебными средствами, которые могли бы виртуально включать в себя знания и опыт преподавателя. В качестве важнейших из них выступают компьютерные средства обучения. Они служат эффективным дополнением к профильным учебникам и учебно-методическим пособиям, позволяющим студентам лучше усваивать материал без непосредственного контакта с преподавателем. Мною для внедрения информационных технологий в процесс проектирования было выполнено условие: содержание обучения было открыто по отношению к технологиям, то есть, фиксировались не отдельные технологии и методы, а функции и задачи, которые можно выполнить с помощью отдельных технологий. Одной из основных целей работы стала программа опытно-экспериментальной работы по внедрению информационных технологий в процесс проектирования на уроках истории. В инструментальном значении данную программу можно представить в виде плана действия преподавателя при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобразующая деятельность студентов, которую организует преподаватель. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону системы. Новые принципы личностно ориентированного образования, требуют в первую очередь новых методов обучения. Метод проектирования, основанный на информационных технологиях обеспечивает: 1)активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в учении; 2)формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; 3) приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса. Ведущее место в преподавании истории отдаю методу проектов, основанном на новых информационных компьютерных технологиях. Отмечу характерные особенности предлагаемой схемы учебного процесса: 1) системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии преподавателя, ни психологии восприятия материала обучаемыми; 2) проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийной обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств; 3) использование сетевых технологий и ресурсов международных компьютерных сетей, позволяющих решать задачи на принципиально новом
информационном уровне. Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками. Обучение с помощью интерактивных средств существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Приведу краткий пример использования интерактивной доски на занятиях по зарубежной истории - изучение истории конца XIX века в Англии. Преподавателем ставится вопрос: «Какой была жизнь среднего класса на рубеже веков?» Обучающиеся уже знают о социальных классах и теперь обсуждают, что такое средний класс. Я готовлю на интерактивной доске карточки, которые описывают или изображают профессии, распространенные в Англии в конце XIX века, показываю их на доске. Затем делю доску на три колонки, озаглавив каждую соответственно – «рабочий класс», «средний класс» и «аристократия». Готовлю скрытый текст с описанием каждого класса. Приглашаю нескольких учащихся к интерактивной доске, чтобы они распределили профессии по колонкам. Они «тянут» нужную карточку по доске к тому классу, к которому, по их мнению, она подходит. В группе начинается дискуссия, в ходе которой некоторые профессии передвигают уже в другие колонки. Обучающиеся должны объяснить, почему они разместили профессии именно таким образом. Затем, разделившись на небольшие группы, обсуждают, что объединяет эти профессии. После этого они должны предложить всем возможный критерий для их классификации. В этот момент, я раскрываю записи с определениями классов, и обучающиеся решают, какие карточки должны быть перемещены в другие колонки и почему. И уже после этого начинается обсуждение самого среднего класса и подготовка проектов по данной теме. Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей в процессе проектирования. Еще одним из примеров эффективного использования интерактивных технологий может служить пример изучения истории Второй Мировой войны, в частности Холокоста. Преподаватель показывает три плаката, которые были найдены в Интернете и помещены в презентацию, на каждом Гитлер изображен по-разному. На первом плакате – Гитлер в окружении детей. Он одет в нацистскую форму, а в углу плаката виднеется край нацистского флага. Гитлер играет с детьми и выглядит очень дружелюбно. Преподаватель использует «прожектор», инструмент интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Перед тем, как спросить, во что он одет и какое впечатление оставляет этот человек, преподаватель предлагает тщательно изучить изображение. Затем он все больше и больше открывает плакат и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы.
Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение. Этот процесс повторяется при работе с двумя другими плакатами. На них Гитлер уже не выглядит так дружелюбно. Преподаватель направляет учащихся в нужное русло, предлагая анализировать приемы, которые были использованы в плакатах, сравнивать разные подходы к изображению диктатора. На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить. Полагаясь на предыдущие знания о Германии того времени, учащиеся обсуждают смысл каждого плаката и то, для какой аудитории они предназначались. Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию по заданным проектам. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.