"Значение музыкальных игр в развитии музыкальных способностей ребёнка"

Автор: Самкова Светлана Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №205"
Населённый пункт: город Саратов, область Саратовская
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение музыкальных игр в развитии музыкальных способностей ребёнка"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Значение музыкальных игр в развитии музыкальных способностей

ребенка
(консультация для педагогов) Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. Они способствуют развитию выдержки, воли, тренируют память. По содержанию и задачам все муз. Игры можно отнести к дидактическим. Огромная роль в изучении проблемы детской муз. игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. К этим играм она предъявляла следующие требования: 1. Муз. игра – это художественное муз. произведение для детей в единстве его содержания и формы; 2. Тематика и содержание муз. игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю; 3. Основной формой отражения деятельности в игре должен служить муз. образ, выраженный в простой, доступной худ.-муз. теме; 4. Муз. игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей. В разрабатываемой системе муз. игр устанавливалась последовательность с учётом усложнения, учитывался принцип повторности и варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру). Т. П. Ломова – автор большого количества несюжетных муз. игр и инсценировок под инструментальную музыку. Н. А. Метлову и Л.И.Михайловой принадлежат первые разработки игр-сказок (сборник «Коза-дереза»). В.К. Колосова создала жанр игры-оперы («Котята-поварята», «Снегурочка», «Скворцы и воробей»). С.Г. Генералова предложила новый тип игр – ритмические игры со словом. Хочется отметить ещё таких московских педагогов, работающих в этой области, как Н.Я. Френкель, Е.Н. Соковнина, В. В. Цивкинаи др.,а также ленинградских: Т. Вилькорейская, Р. Бомаш, Н.Ветлугина, В. Литвинова, И. Трезорукова и др. Актуальность научных работ перечисленных авторов подтверждается работами учёных последующих поколений: Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной и др. Большую роль игровой деятельности в муз. развитии детей отводит О.П. Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры»), К.В. Тарасова (руков-ль авторского кол-ва программы «Гармония»). Т.Ф. Коренева (программа «В мире муз. драматургии»)открыла новый тип муз. игры – игру- спектакль ритмопластики. С.Н. Кузнецова разрабатывает систему муз. – драматических игр-спектаклей на основе высокохудожественной литературы с использованием отечественной и зарубежной классической музыки. М.В. Хазова успешно использует малоисследованный тип муз. игры – фольклорную игру, построенную на обрядовой основе. Л.В. Гераскина
активно использует в своей работе игры-спектакли интегрированного характера, в которых, кроме приоритетных видов деятельности (музыка, театр),выступают и другие – изобразительная деятельность, ручной труд. Нельзя не отметить заслуги В.А. Петровой (автор программы «Малыш») в разработке муз. игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Классификация музыкальных игр
Классифика ция музыкальны х игр Игры под инструменталь ную музыку Игры с пением Музыкально - дидактическ ие игры Ритмическ ие игры со словом Игры, спектакли Сюжетные, несюжетные, инсценировки Хороводы, инсценирова ние песен, народные игры с пением На развитие звуковысотн ого слуха, чувство ритма, тембрового слуха, динамическо го слуха, восприятия музыки, муз. памяти, на развитие ладотональн ого и гармоническ ого слуха На развитие чувства ритма, на развитие ориентиро вки в пространст ве Музыкально- драматические, ритмопластичес кие, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций
Игры под инструментальную музыку
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности её характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и Лиса», «Кот и мыши», муз.Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята»,рус. нар. песня в обр. Трутовского.
Несюжетные игры –
наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование муз. фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр:
«Будь ловким», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М.Красева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю.Чичкова, «Кто скорее?», муз. М.Шварца
Инсценировки под инструментальную музыку
построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают муз. характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т.Ломовой, «Зимняя сказка» муз. Е.Туманян.
Игры с пением
Хороводы построены на основе игровых песен ,в которых игровых действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», русские народные песни; «Кот Васька», муз. Г. Лобачёва, сл. Н. Френкель.
Инсценирование песен.
Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни; («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», русские народные песни; «Тень-тень», муз. В. Калинникова, сл. народные). Народные игры с пением – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок», «Арина»). Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и на прогулках.
Музыкально-дидактические игры
Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально-дидактические игры – спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании муз. инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу»).
Ритмические игры со словом
Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально-образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши
водят хоровод»). Включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а также могут использоваться в качестве 5- минуток между занятиями и на прогулках.
Игры-спектакли
Сразу же оговоримся, что речь идёт не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному – в нём используются музыка, театр, пластика, литература. Игры-спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь – переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывания сюжета – она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально- образовательная деятельность.
Музыкально-драматические спектакли синтетического характера
могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка»).
Ритмопластические спектакли
. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально-игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.
Спектакль на основе певческих импровизаций.
Наиболее сложный тип игр ,требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»).
Игры – спектакли на обрядовой основе.
Этим играм присуща интегративность – в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действиие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т. д.). Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры-спектакля. Использование муз. игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых - развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии
будут построены игры, танцы, хороводы. Инсценировки. Музыкально- ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические .Они формируют у детей муз. – ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, метрическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (части, фразы, предложения), жанр музыкальных произведений, т. е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении. Музыкально – ритмические упражнения способствуют освоению детьми двигательных навыков. Для этого используются основные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки), доступные элементы народного и современного танца, классического танца
.