Родительское собрание "Нарушение самооценки у детей младшего школьного возраста"

Автор: Климшина Татьяна Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "СОШ №37 ОАО "Российские железные дороги"
Населённый пункт: поселок Мга Кировского района Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Нарушение самооценки у детей младшего школьного возраста"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Родительское собрание

«Нарушение самооценки у детей

младшего школьного возраста»
Разработала педагог-психолог частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №37 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Т.В.Климшина.
Описание материала
: Предлагаю Вашему вниманию сценарий собрания для родителей младших школьников.
Цель:
помочь родителям в формировании адекватной самооценки у детей.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с особенностями самооценки. 2. Ознакомить родителей с социальными портретами оценок. 3. Дать рекомендации по формированию адекватной самооценки.
Участники
: родители
Продолжительность:
1 час.
Актуальность.
Зачастую взрослые уверены в том, что в воспитательных целях зримо проявлять любовь нужно только тогда, когда ребенок это заслужит, когда он «хороший», « хорошо себя ведет». Но для нормального развития у ребенка всегда должна быть уверенность в том, что он нужен и любим, защищен любовью мамы и папы, что, даже ругая его за плохой поступок, родители все равно его любят. Мы же наказываем детей отторжением. И часто говорим об этом с гордостью, ведь мы не бьем детей, мы люди цивилизованные. Но как же одинок маленький человек в сознании собственной ненужности самым дорогим людям! И как важно вовремя поощрить своего ребенка, не скупясь на похвалу.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о детской самооценке. Существует такое психологическое явление как «феномен вторых классов» - во втором классе у детей резко снижается самооценка. Причина – повышение критичности школьников к себе (не без помощи родителей). Возрастает уровень тревожности, появляются новые страхи, что, безусловно, негативно влияет на процесс обучения детей. Учащиеся не любят выходить к доске, высказывать свое мнение, многие панически боятся допустить ошибку. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Положительная самооценка
основана на самоуважении, ощущении собственной ценности.
Отрицательная самооценка
– выражает неприятие себя, самоотрицание.
Неадекватно завышенная самооценка.
Дети не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. Не осознают своих неудач, склонны к демонстративности и доминированию. Стремятся к лидерству. К похвале относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду. Причины – некритичное отношение к детям со стороны взрослых, бедность индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками. Либо же – завышенные требования со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию.
Адекватная самооценка
– уверены в себе, активны. Склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок.
Заниженная самооценка
– нерешительны, малообщительны, молчаливы. Очень чувствительны, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого справляются с ними. Причины – завышенные требования родителей, использующих только отрицательные оценки. Нужно помнить, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, прежде всего родители. Одинаково вредны и отсутствие критики (вседозволенность), и чрезмерная строгость.
Результаты диагностики самооценки по методике «Лесенка». Как видите, в классе есть дети, у которых самооценка занижена. Что же в таком случае можно посоветовать родителям? В первую очередь, детям необходимо доброжелательное отношение со стороны родителей. Поощряйте своих детей; проигрывайте и разъясняйте новые, пугающие ситуации; позволяйте ребенку делать ошибки. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства. Помогите детям найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения. Не предъявляйте детям неадекватных требований, относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх; исключите все пугающие моменты. Отдельно хочется обсудить ситуацию с оценками. Нужно помнить, что необходимо ориентировать своих детей не на оценку, а на результат.
Социальные портреты отметок:
- «торжествующая пятерка»; - «обнадеживающая четверка»; - «равнодушная тройка»; - «угнетающая двойка»; - «уничтожающая единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Помните, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Один из них – вера родителей в возможности своего ребенка, их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и

правильных представлений о себе у детей
.
1. Оптимизация родительско-детских отношений (атмосфера любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованность в его делах и занятиях, уверенность в достижениях). 2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками (в этом ему тоже надо помочь родителям). 3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка (чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей). 4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. (Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок, способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справиться с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.)
Что же можно сделать для повышения самооценки ребенка?
1. Хвалить ребенка 2. Не пугать ребенка заранее, что у него что-то не получится: именно так задаются программы неуспеха. 3. Сначала авансировать поощрение, после достижения успехов поощрять только за реальный успех. 4. Не сравнивать с другими детьми, только с самим собой («Когда ты был маленький…»). 5. Предоставить право на ошибку, предоставить возможность ее исправить, высоко оценивать самостоятельность в поиске и исправлении собственных ошибок 6. Никогда не порицать дважды за один и тот же проступок. (Вообще снизить количество замечаний.) 7. Накапливать визуальные подтверждения успехов – фотографии, сувениры т.д. 8. Снижать тревожность всеми возможными способами. 9. Не позволять никому насмехаться над своим ребенком.
Воспитывайте чувство собственного достоинства у своего ребенка. Задача родителей – найти сильные стороны личности ребенка и помочь ему самому их обнаружить. Нужно научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках. Нельзя воспитывать детей пассивными и зависимыми от нас. Пусть они выражают несогласие с нами и вообще свое мнение.
Учите детей любить и принимать себя как данность,

потому что каждый человек уникален.