"Восстановление деформированного текста "Чашка" (Л.Н.Толстого)".

Автор: Алексеева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: город Выборг
Наименование материала: Конспект
Тема: "Восстановление деформированного текста "Чашка" (Л.Н.Толстого)".
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Восстановление деформированного текста «Чашка» (Л.Н.Толстого)».

Цели:
 развитие устной и письменной правильной и красивой речи; формирование умения письменно оформлять текст;  активизация словарного запаса;  формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте;  закрепление знаний о признаках текста;  воспитание нравственной жизненной позиции ребёнка…
Оборудование:
 набор предложений данного текста (карточки);  карточки для разминочной работы (подбери антонимы, подбери синонимы, найди текст и набор предложений, исправь речевую ошибку, фразеологизмы, пословицы и поговорки о правде и лжи…)  тезаурус по чтению и развитию речи.
Ход урока.

1. Орг.момент
(психологический настрой на работу), тема урока, постановка целей урока.
2. Мудрость недели.
На доске написаны пословицы:  «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»  «Не в силе бог, а в правде»  «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят» Ребята, прочитайте пословицы. Что в них общего? Кто хочет положить какую- либо пословицу в свой «багаж ценностей»? Почему? Сегодня я вам приготовила интересную историю одного мальчика, которую написал Л.Н.Толстой для детей, которых он учил в Ясной поляне. Но, прежде, чем мы займёмся работой с главным текстом нашего урока, я предлагаю провести речевую разминку.
3. Речевая разминка.
 Подбери синонимы к словам отец, дети, чашка.  Подбери антонимы к словам правда, похвалил, дорогая.  Из двух карточек выбери ту, на которой текст. Докажи. Карточка – 1. Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу. Карточка – 2. В нашем лесу много грибов. Грибы растут под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать грибы в траве.
 В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие? (Повтор одинаковых слов «грибы» в соседних предложениях). Исправьте ошибки, заменив слово «грибы» местоимениями или другими словами, где необходимо.
4.Работа с текстом (+орфографическая минутка).
На доске появляются карточки с предложениями.  Отец похвалил его за правду.  Он решил узнать, кто разбил чашку.  Мальчик сказал правду.  Пришёл отец.  Мальчик разбил дорогую чашку. Прочитайте предложения. Является ли это текстом? Почему? Что необходимо сделать, чтобы получился рассказ. О чём будет этот рассказ? Кто главный герой этого рассказа? С какого предложения мы начнём повествование? … Расставьте все предложения по порядку. Прочитайте текст (***Можно попросить определить тип текста - повествование). Вы правильно расставили предложения. У вас получился рассказ, текст, который объединён главной темой (дети в разминке должны были повторить по схеме – опоре определение текста). Так какова же тема этого текста? О чем он? Какой заголовок можно дать тексту? (У Л.Н.Толстого этот рассказ называется просто «Чашка»). А я бы этому тексту дала такое название «Быть на высоте». Это
фразеологизм
(устойчивое словосочетание). Как вы думаете, почему я выбрала именно такое название? Что обозначает этот фразеологизм? (проявить себя достойно)…
5.Работа в тетрадях.
Запись в тетради заголовка. Вспомнить правила написания предложений в тексте (Красная строка, начало и конец предложения…) Вспомнить орфограммы и правило безошибочного письма (списывание с двойным проговариванием) Списывание (фон – спокойная музыка)
6
. За 3 минуты до звонка
– итог урока:
Как вы думаете, ребята, зачем я вам подобрала именно этот рассказ? Что нового вы узнали на этом уроке? Что повторили для себя?
7.Д/З.
Дописать текст в тетрадях, выделить известные орфограммы. Подготовить подробный пересказ текста.
Разработала и провела урок (во 2 классе) Селезнёва Елена Васильевна

учитель нач. классов ЧОУ СОШ «Личность»

Г.Новороссийск, 2007г