"Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики".

Автор: Аникина Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №6
Населённый пункт: город Химки, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики".
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Аникина Ирина Евгеньевна Учитель начальных классов. МБОУ Лицей №6, г. Химки e-mail – iranikin2008@mail. ru
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на

уроках математики.
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. [1]
Функции УУД состоят
: 1) в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, 2) в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, 3) в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:  Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.  Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.  УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД. Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:  познавательные и учебные мотивы;  учебную цель;  учебную задачу;  учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.[2]
Виды универсальных учебных действий:

Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: (самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. (К ним относятся следующие: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция; оценка ;саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.)
Познавательные УУД
включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.(Общеучебные универсальные действия;
знаково-символические действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы)
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.)
Развитие системы УУД
в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства. [3]
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики

можно

выделить

4

этапа
: • 1 этап — вводно-мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) • 2 этап — открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. • 3 этап — формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. • 4 этап — обобщение и систематизация. На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. Учебный предмет «Математика» имеет большие возможности для формирования всех видов УУД. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Типовые задачи по формированию личностных УУД на уроках математики

Задание 1
Класс 5
Тема
:«Нумерация многозначных чисел.»
Задание
: Тест
Цель:
создание условий для формирования положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, осознания себя членом общества, своей причастности малой Родине, уважения к культуре, оставленной предками.
Форма выполнения
– индивидуальная работа. В нашем городе есть завод , названный в честь великого человека С.А.Лавочкина, есть улицы, названные в честь великих и известных людей –Нахимов и Пожарского. А имя еще одного известного человек нашего города и его достижения вы узнаете, выполнив тест и сложив буквы в фамилию. Тест 1. Какая из данных величин может выражать длину классной комнаты? ш) 10см з) 10мм г) 10м 2. Диаметр окружности равен 18 см. Чему равен радиус окружности? Е) 36 см о) 9 см я) 72 см 3. Как записать цифрами число 240 млн? Р) 240000000 в) 240000 з) 2400000 4. В каком случае числа стоят в порядке убывания? Ж) 7253, 7653,2576,756 Ш) 7653,7253,2576,756 М) 756,2576,7253,7653 5. Продолжите предложение: число 4550 больше числа 3987 на …. Я) 8537 ю)673 и)563 6. Как записывается цифрами число десять тысяч триста семьдесят два? Н) 10372 п) 10000372 р)10300702 Горшин- в нашем городе есть Химкинская Художественная картинная галерея им. С.Н.Горшина. Картинная галерея была создана в 1991 году на основе дара частной коллекции живописи и графики второй половины ХIХ - первой половины ХХ века профессора С.Н. Горшина. Профессор Сергей Николаевич Горшин был известен как крупный ученый в области защиты леса, древесины, памятников деревянного зодчества и как один из видных коллекционеров русской реалистической живописи.
В собрании представлены произведения классиков академической живописи, Товарищества передвижных художественных выставок, представителей объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Голубая роза", "Бубновый валет" и мастеров советского реализма 30-50-х годов ХХ века: И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, К.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Ендогуров, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Савицкий, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, С.Ю. Жуковский, П.И. Петровичев, Л.В. Туржанский, А.С. Степанов, Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, З.Е. Серебрякова, М.А. Волошин, Д.Д. Бурлюк, К.Ф. Юон, Р.Р. Фальк, С.А. Лучишкин, С.В. Герасимов и многие другие. Кроме того, в собрании представлены работы малоизвестных и забываемых художников, таких как К.И. Горбатов, А.В. Исупов, И.А. Вельц, А.А. Маневич, К.А. Вещилов, Альб. Н. Бенуа, А.Е. Маковская и др. [5]
Задание 2

Класс
5
Цель:
создание условий для формирования положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности
Форма выполнения
– индивидуальная работа. Составление задачи, перед поездкой в музей. Рассчитайте время, которое затратится на маршрут от вашего дома до музея по плану: 1. Время в пути от школы по платформы. 2. Время ожидания электропоезда, покупка билета. 3. Время в пути на электропоезде. 4. Время от станции до метро. 5. Время поездки в метро. 6. Время пути от метро до музея. Вырази общее время в пути в часах и минутах. Приведи пример жизненной ситуации, в которой тебе понадобится умение рассчитывать время в пути. Формирование у учащихся
познавательных УУД
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Виды занятий: «на что похоже?», поиск лишнего, «лабиринты», составление диаграмм и схем-опор, работа с разного вида таблицами.
Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках математики

Задание 1

Класс
5
Тема:
«Диаграммы»

Цель:
Систематизация , обобщение и использование полученной информации, составление таблицы и построение диаграммы.
Форма выполнения задания
– индивидуальная работа. Каждому ученику было дано задание провести опрос среди своих друзей (10 человек) «Где бы вы хотели провести каникулы?» При ответе можно было выбрать только один вариант ответа из предложенных. На урок ребята пришли с результатами опроса. Заполнили таблицу: Место проведения каникул девочки мальчики Всего опрашиваемых Дома На даче В путешествии Во дворе с друзьями Другое После заполнения таблицы, составление столбчатой диаграммы. По результатам выполнения работы коллективное обсуждение о результатах опроса и желаниях друзей, вывод об удобстве диаграмм для наглядного предоставления информации, для систематизации и аналитической обработки. Задание для самостоятельной работы: провести опрос по выбранной теме и предоставить результаты в виде диаграмм.
Задание 2

Класс
5
Тема :
«Простые и составные числа»
Цель:
построение самостоятельного процесса поиска решения задачи - исследования.
Форма выполнения задания
– индивидуальная работа. Задача- исследование Исследование проводится с учетом следующих этапов: 1. Построение гипотезы. 2. Планирование деятельности. 3. Осуществление плана и фиксирование результатов 4. Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы. Как известно, простое число имеет два делителя. А сколько делителей имеет квадрат простого числа? Куб простого числа? Четвертая степень простого числа? Выясните это на конкретных примерах Формирование
регулятивных УУД
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, делать выводы из собственных ошибок и неудач, строить пути выхода из создавшихся ситуаций. В
школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. А в это время в наших руках находится мощный инструмент учебный предмет «Математика», который имеет большие потенциальные возможности для формирования УУД в том числе и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Для
формирования регулятивных
универсальных учебных действий на уроках возможны следующие виды заданий:  Постановка учебной задачи, проблемная задача.  Формулирование цели и темы урока.  Решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным ниже).  Преднамеренная ошибка.  Задания на самоконтроль и взаимоконтроль.  Задание «оцени результат», «выполни прикидку».  Работа с учебником.  Подведение итогов урока.  Дискуссия.
Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках математики.

Задание 1
«Преднамеренная ошибка»
Класс:
5
Тема:
«Натуральные числа»
Цель:
создание условий для формирования умения корректировать деятельность, делать выводы из ошибок
Форма выполнения задания
– индивидуальная работа. Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло. Подумать, как можно избежать таких ошибок. Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых: 5037 = 5х100+0х100+ 3х10+ 7х1 753=7x10+5x10+3x1 3428=3x1000+4x100+2x10+8x1 2350=2x1000+3x10+5x10 4038=4x1000+0x1+3x10+8x1 25070=2x10000+5x1000+0x1+7x10
Задание 2
«Разрешение проблем»
Тема:
Повторение. Решение задач. Решение задач на совместную работу.
Цель:
создание условий для формирования умения строить пути выхода из создавшихся ситуаций, планировать деятельность.
Форма выполнения задания
– индивидуальная работа. Составь план решения задачи.
В турпоходе дежурные Иван и Марат должны начистить ведро картофеля. Один Иван может справиться с этой работой за 15 мин, один Марат – за 18 мин. Успеют ли они начистить ведро картофеля за 10 мин, если будут работать вместе? Формирование
коммуникативных УУД

Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД на уроках

математики

Задание
1
Класс:
5
Тема:
«Повторение и закрепление» (конец учебного года)
Цель:
умение работать в команде, слушать и учитывать мнение других участников.
Форма выполнения задания
- работа в группах по 4 человека. Игра «Кроссворд». Заполните кроссворд, передавая карандаш по часовой стрелке. По вертикали: По горизонтали: 2 Как называется треугольник, у которого углы при основании равны? (равнобедренный) 1 Как еще называют вторую степень числа? (квадратом) 3 Слово русского происхождения, означает «известное число разов» (кратный) 5 Как называются числа, имеющие более двух делителей? (составные) 4 Как называется фигура, у которой число вершин и число граней необязательно одинаково? (многогранник) 8 Сколько прямых можно провести через две точки? (одну) 6 Как называется свойство сложения, когда (а*в)*с = а* (в*с)? (сочетательное) 9 Что всегда можно найти для любых двух натуральных чисел? (произведение) 11 Этот угол равен сумме двух прямых углов, а прямой угол составляет половину развернутого? (развернутый) 10 Слово греческого происхождения, означает оно «измеряю вокруг» (периметр) 12 К какому результату приводит отсутствие обязательных скобок? (неверному) 13 Какое число в натуральном ряду считается меньшим? Которое появилось…? (раньше) 14 Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от какой точки? (центр)

Задание 2

Класс:
5
Тема:
«Вычисление произведений и частных»
Цель:
создание условий для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, регулировать деятельность партнера.
Форма выполнения задания
-работа со взаимопроверкой. Найти значение выражений, обменяться тетрадями с соседом по парте, зеленой ручкой исправить ошибки, рассказать соседу, какое правило он не использовал. 22220:55 63000:28 20720:40 31108:44 252800:800 6363:21