"Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма"

Автор: Токарева Людмила Александровна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "Истоковская СОШ"
Населённый пункт: пос.Бымок Кунгурского р-на
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма"
Дата публикации: 07.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 Технологическая карта урока 5 класс, урок ИЗО № 20 (Неменский) Тема Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма Цели для ученика Выполнить эскиз орнамента Цели для учителя Создать условия для усвоения учениками новой информации, для развития творческого воображения, для отработки навыков и умений по построению композиции и ее цветового решения Тип урока Комбинированный Форма урока Индивидуальная Оборудование и наглядно- демонстрационный материал Презентация «К уроку № 20», рисунки с изображением русского народного костюма, примеры вышивок Бумага в клетку, фломастеры, цветные карандаши или ручки Опорные понятия и термины Костюм, узор, симметрия, стилизация Новые понятия Орнамент Формы контроля Самоконтроль Домашнее задание
2 Организационная структура (сценарий урока)
Дидактическая

структура урока

(этап урока)

Цель

ФОУД

(форма

организац

ии

учебной

деятельно

сти

обучающ

ихся)

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД
1.Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу фронтальн ая Добрый день. Внимательно посмотрите всё ли у вас готово к уроку. Сегодня замечательный день хотя бы, потому что другого такого больше не будет, будем ценить каждую минуту. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Настраиваются на работу. Регулятивные: самоконтроль готовности 2.Актуализация знаний. 4 минуты Создать условия для мыслительной деятельности фронтальн ая Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по разным странам. Когда мы приезжаем в какую-либо местность, то обязательно встречаем там …? Отвечают: человека. Коммуникативные: выражение своих мыслей И первое на что мы обращаем внимание – как говорится в пословице: Слайд 2: По … встречают, по уму провожают. Вставляют недостающее слово. Конечно. Мы обращаем внимание, как одет тот или иной человек. Первая страна в которую мы с вами отправимся это … Слайд 3. Догадались в какой мы стране? (в Индии) Правильно. Мы в Индии и знакомимся с индийским костюмом. Костюмы очень красивые, яркие, а за счет чего костюм стал таким нарядным? (он украшен узорами) Верно. А узоры эти вышиты искусными мастерами. Очень ценится в Индии костюм ручной работы, его делают по случаю праздника, причем узор для таких нарядов составляется индивидуально. После выполненной работы мастер уничтожает эскизы и рисунки узоров, поэтому та, кто наденет готовый наряд, может быть уверена в том, что такого рисунка как у нее, больше нет ни у кого. Отвечают на вопросы. Познавательные: анализ объектов с целью выделения отличий Личностные: нравственно- этическая ориентация
3 Слайд 4. А сейчас мы с вами в Казахстане и знакомимся с казахским костюмом. Почему костюм такой нарядный? (он украшен узорами) Вышивали и женский, и мужской костюмы. Использовали геометрические и растительные узоры. Отвечают на вопрос. Слайд 5. Догадались в какой мы стране? (в Китае) Правильно. Мы в Китае и знакомимся с китайским костюмом. Почему этот костюм такой нарядный? (он украшен узорами) Верно. Женские наряды отличались от мужских исключительной красотой вышитых цветных узоров. Цветы символизировали времена года и могли занимать место на сезонной одежде: дикая слива – зима, пион – весна, лотос – лето, хризантема – осень. Отвечают на вопросы. Мы с вами посетили несколько стран. Рассмотрели костюмы. Скажите, одинаковые ли эти костюмы? Сл.6 Отвечают. Коммуникативные: выражение своих мыслей Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения Чем они отличаются друг от друга? Отвечают: украшены по- разному. Чем они похожи? Отвечают: все костюмы приобретают особую нарядность, потому что на них вышиты узоры. Вы правы. И этот вышитый узор называется орнамент. Что такое орнамент? Отвечают. Познавательные: представление определения понятия
4 Создать условия для поиска информации групповая Давайте проверим ваши предположения. Как нам узнать значение слова? Слайд 7. Отвечают. Ищут слово «орнамент» в словаре. Усвоение нового понятия «орнамент». Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Слайд 8. Я попробовала нарисовать несколько орнаментов. Из них мне очень нравятся 2 и 4. Потому что это настоящие орнаменты, построенные по всем правилам и еще у фигурок очень красивые яркие цвета. Правда ли, что я выбрала самые красивые орнаменты? Дети должны сказать, что не все рисунки на слайде являются орнаментами. Рисунок № 2 совсем не орнамент, т.к. у него нет повторяющихся элементов. Кто уже догадался чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Отвечают: рисовать орнамент. Регулятивные: постановка учебной задачи А сейчас внимание на экран. Слайд 9, 10, 11, 12 Какая страна отражена на слайдах? Как вы догадались? Отвечают: Россия. Познавательные: анализ объектов Слайд 13. Что служит украшением русского костюма? Вы заметили, где она расположена? Почему? Отвечают: вышивка. По вороту, по краям рукавов, по низу рубахи. Вышивка являлась оберегом. Правильно, и сегодня мы будем изображать русский орнамент. Регулятивные: принятие учебной задачи 3.Постановка учебной задачи 1 минута Составить план урока фронтальн ая Давайте составим план нашего занятия. Подводит к правильному названию, прикрепляет на доску. Называют части урока. 1.История вышивки на Руси. 2.Виды орнамента, значение, особенности. 3.Выполнение эскиза орнамента. 4.Оценивание. 5.Вывод. Регулятивные: планирование деятельности Познавательные: построение логической цепи Коммуникативные: формулирование плана урока 4.Изучение нового Усвоить новые фронтальн Искусство создания на тканях узоров с Отвечают. Познавательные:
5 материала 9 минут знания ая помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Обратите внимание на вышивку на рубашке и скажите, сколько времени потратила мастерица, чтобы выполнить эту работу? Да, иногда на вышивание одной вещи уходили дни. извлечение необходимой информации, установление причинно- следственных связей Зачем же молодые девушки и женщины тратили время на эту сложную работу? Отвечают: вещи вышивали для красоты, для защиты. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено Как может вещь с вышивкой защитить человека? Отвечают: люди верили, что символы, которые они изображают защитят их, принесут счастье и достаток в дом. Правильно. Давайте разберемся со значением символов. мыслить групповая Раздать таблицу с элементами вышивки. Ребята, перед вами элементы русской вышивки. Каждый элемент в вышивке символичен. Соедините картинку с ее значением. Ученики выполняют задание. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками Познавательные: установление связи между объектами Проверяем задание. Ответы слайды 14, 15 Регулятивные: самооценка и контроль мыслить фронтальн ая Существовало три вида орнамента. Если орнамент состоит из изображений кругов, треугольников, прямоугольников, то он называется …? Cл.16 Отвечают: геометрический. Коммуникативные: выражение своих мыслей Познавательные: мыслить Если орнамент состоит из изображений цветов Отвечают: травный.
6 и листьев, то он называется… ? Сл. 16 обобщение понятий мыслить Если орнамент состоит из изображений животных и птиц, то он называется…? Сл.16 Отвечают: зооморфный. Русские вышивальщицы любили составлять фигуры из квадратов, треугольников и ромбов. Изображения людей, зверей, птиц, растений получались очень похожими, но стилизованными (упрощенными). Познавательные: извлечение необходимой информации На нашей выставке представлено несколько вышитых работ. Скажите, все ли вышивки здесь одинаковые? В чем разница? Верно. Это потому что одна вышивка выполнена крестом, а другая гладью. (пояснить) Отвечают: нет, разные. Дети определяют стиль вышивки. мыслить Слайд 17. Вышивку выполняли льняными, шелковыми, шерстяными нитками. Какой цвет нитей использовали чаще других? Отвечают: красный. Коммуникативные: выражение своих мыслей Красный цвет был главным. Это символ огня, жизни, силы. Красные узоры на белом фоне символизировали землю, получившую энергию солнца и способную дать жизнь всему новому. Белый - связывался в народном представлении со светом, чистотой. Использовали также зеленый, синий и другие цвета. Усвоение новой информации мыслить Где мы можем увидеть вышитые орнаменты? Отвечают: на скатертях, рубахах, полотенцах. Коммуникативные: выражение своих мыслей Усвоить новые знания Девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Усвоение новой информации мыслить групповая У вас на столах наборы разных орнаментов. Выберите из них русские орнаменты. Проверка задания. Выбирают. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков Коммуникативные: аргументирование своей точки зрения
7 5.Динамическая пауза 1 минута Предупреждение общего утомления, переключение деятельности Встают и выполняют задания. 6.Творческая практическая деятельность 25 минут индивидуа льная Сейчас вы в роли художников- дизайнеров разработаете свой эскиз орнамента. Работу будете выполнять на бумаге в клетку. Как вы успели заметить, крестик в вышивке похож на маленький квадратик. Из этих квадратиков можно составить любой орнамент. Выберите элементы, которые вы будете чередовать и приступайте к работе. Можно сразу фломастером. Цвет выбирайте по желанию. Выполнение эскиза орнамента Личностные: освоение общекультурного наследия России Регулятивные: планирование своей работы Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера 7. Итоги урока. Рефлексия. 2 минуты Создать условия для самооценивания своей работы на уроке индивидуа льная А сейчас оцените свою работу на уроке. Слайд 18. Оценивают работу на уроке заканчивая предложения: На уроке я узнал(а), … У меня получилось … Я хотел(а) бы … Я не успел(а) … Регулятивные: самооценка Коммуникативные: формулирование собственного мнения 3 минуты Создать условия для формулировки вывода индивидуа льная Сейчас я с вашей помощью тоже составлю орнамент. Раздает элементы и пояснения к ним каждому ученику Выбирают, приклеивают на доску. -Мне было интересно на уроке, я узнал много нового – желтый кружочек (солнышко). -Я смогу рассказать другим о том, что Коммуникативные: принятие решения и осуществление выбора Личностные: самовыражение
8 узнал сегодня – голубая волнистая линия (вода) -Я смогу любой предмет или животное нарисовать по клеточкам – красный ромбик (солнце) -Мне было скучно и неинтересно, я все это уже знаю – коричневый квадратик (дом). Орнамент, который у нас получился вызывает только положительные эмоции, а это значит мы подарили друг другу частичку хорошего настроения. Спасибо за работу.