"Словарная работа на уроках русского языка"

Автор: Расторгуева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка"
Дата публикации: 07.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Словарная работа на уроках русского языка
Словарная работа-один из важнейших видов работы на уроках русского языка. Правильно организованный данный вид деятельности будет способствовать развитию языкового чутья, речи, творческого потенциала школьника, его мышления, раскроет все возможности словотворчества. Поэтому здесь необходим четко структурированный алгоритм действий. Я предлагаю проводить словарную работу в несколько этапов. I этап. Знакомство с новыми словами на уроке: А) Запись слов на доске с выделением орфограммы, выведение слов на мультимедийной доске (к ОраБЛь). Подобное графическое оформление словарного слова позволяет расставить акценты, обратить внимание на «трудные места» в слове и активизировать зрительное восприятие словарного слова. Б) Запись слова в словарик ученика с подчеркиванием «сложных» гласные и согласные. В) Если написание слова можно объяснить с точки зрения его этимологии, то в словарике, в скобках, можно записать слово, от которого оно образовалось. Например: до свИданиЯ (от «свИдимся», т.е. прощаемся (расстаемся) до того времени, когда свидимся, увидимся, встретимся). Можно спросить ребят, какое слово вам напоминает то или иное слово, на какое по созвучию похоже словарное слово, и таким образом дать ученикам импульс к самостоятельному поиску этимологического значения. Эта творческая составляющая в работе над словарными словами позволит вызвать интерес к словам и нашему прекрасному языку. Г) Придумать словосочетания или предложения со словарными словами и записать их в тетрадку. IIэтап. Домашнее задание: выучить словарные слова. Работа с новыми словарными словами дома-это следующий этап. Здесь я предлагаю специально разработанную мной ПАМЯТКУ (которую мы вклеиваем в тетрадку для правил), которая позволит ребятам детально проработать каждое слово. Работа дома над словарными словами включает в себя как самостоятельную работу ученика, так и помощь родителей. Родителям предлагается продиктовать слова, при этом рекомендуется диктовать «так как говорим», не утрируя произношение, выбирая,
ускоренный темп диктования. Данный темп позволит ученику ускорить мыслительные процессы. ПАМЯТКА КАК УЧИТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1. Прочитай вслух слово по слогам. 2. Проговори слово вслух, не глядя в словарик. 3. Запиши слово на листочке, диктуя себе вслух по слогам. Проверь себя по словарику. 4. Таким образом нужно учить каждое словарное слово, заданное учителем. 5. Попроси кого-то из старших продиктовать тебе все слова под запись (Помните, что диктовать нужно так, как говорите, выбирая ускоренный темп, не делая больших пауз между словами.). 6. Если есть ошибки в словах, пропиши каждое слово с ошибкой 3 раза, также проговаривая вслух по слогам. Удачи на словарном диктанте! IIIэтап-СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ. IVэтап-РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Слова, в которых были допущены ошибки, выписываем в начерченную таблицу в тетрадке. Словарное слово Напиши 3 раза Составь словосочетание или предложение. Таким образом, проводя поэтапную, системную работу со словарными словами на уроках русского языка, можно добиться высоких результатов и прочных знаний школьников.