"Инновационная деятельность, применение технологий на уроке географии. "Дебаты на уроках географии"

Автор: Рябуха Любовь Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Северобайкальск, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность, применение технологий на уроке географии. "Дебаты на уроках географии"
Дата публикации: 28.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Инновационная деятельность, применение технологии « Дебаты на уроках географии». Идею о предназначении современного образования: развивает мотивацию ребёнка к творчеству и познанию, вовлекает его в деятельность. В новых образовательных условиях ребёнок сможет свободно передвигаться в соответствии со своими интересами и склонностями. Такое обучение становится инновационным , поскольку открыто для новых технологий, методов, творчества. Инновационное обучение строится на гуманистической, антиавторитарной парадигме. Такое образование ориентирует учителя на бережное отношение к личности школьника, на развитие его познавательной деятельности и интеллектуальной активности. Основными целями такого учения является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие в нём на основе самостоятельной учебной деятельности умения слушать себя , быть самим собой, понимать другого человека. В инновационном обучении большое значение имеет компетентностный подход. Традиционная сумма знаний , умений и навыков выступают как средство при разрешении проблем, возникающих в познании окружающего мира, объяснении процессов и явлений действительности при освоении техники и технологий, при разрешении собственных проблем и реализации социально значимой продуктивной деятельности. Научит поведению в проблемных ситуациях даже при достаточном объеме знаний практически невозможно , следует строить ситуации с проектированием действий , выбором наиболее оптимального варианта действий, с предвидением ожидаемого положительного результата. Специфика компетентностного обучения заключается не в усвоении готовых знаний, а в выявлении их происхождения, в умении самостоятельно формулировать понятие. Применение технологии «Дебаты» в курсе изучения географии. Выполнение требований к изучению географии предполагает активную жизненную позицию учеников. Вместе с тем ведущей деятельностью подростков является общение, а главным мотивами- самоутверждение и самореализация. Включение в практику работы целенаправленного и упорядоченного обмена идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебатов способствует решению данных задач. Технология « Дебаты» «представляет собой не просто увлекательную игру , но и эффективное средство развития учащихся, формирования в них качеств, способствующих продуктивной деятельности в условиях современного общества». Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа , формированию собственной позиции, искусства аргументации , иными словами тех качеств, которые так не обходимы каждому человеку в современных условиях. Задачи дебатов:  Дидактические  Развивающие 1. Развитие аналитических мыслительных действий: сравнение, анализ и синтез полученных данных, выявление проблем исследования и пути её решения. 2. Развитие коммуникативных умений: развитие устной аргументированной речи при выступлении, умение доказывать и опровергать различные теории и тезисы при выступлении, умение слушать оппонента, выдвигать аргументы, развивать умение дискутировать. 3. Развитие коммуникативной культуры: культуры жеста, мимики, позы при работе с целевой аудиторией, придерживаясь ровного эмоционального тона.  Воспитательные:
1. Воспитание эмоционально-ценностной сферы подростка: развитие умения создавать положительный эмоциональный настрой при выступлении перед аудиторией, уважительного отношения к мнению окружающих, толерантность. 2. Воспитание волевой сферы личности: усидчивости, пунктуальности, организованности, умений коллегиальной работы, совместной ответственности за полученный результат деятельности. Подготовительный этап: 1. Определение ролей участников. 2. Формирование микрогрупп (предварительно участники накапливают кейс – систему доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключений , представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции . Участники готовят стенд, размещают факты , берут интервью). 3. Опережающее индивидуальное задание. 4. Опережающее индивидуальное задание: составление тезауруса. 5. Разработка критериев учётного листа работы спикеров. 6. Изготовление схемы проведения дебатов. 7. Разработка процедуры итогового голосования. 8. Изготовление табличек с порядковыми номерами для определения шагов дебатов. Этап реализации: 1. Мотивационный этап. Учителю предлагается зачитать классу два подготовленных заранее отрывка из литературных произведений. Вопросы ученикам по прочитанным текстам. 2. Актуализация знаний. Учащийся представляет тезаурус, отвечает на уточняющий вопрос. Эксперт-ученик оценивает его работу согласно критериям: Свободное владение материалом( 3 балла) Использование в речи научных терминов и понятий (3 балла) Использование наглядности во время изложения (2 балла) Умение четко, грамотно отвечать на вопросы (2 балла) Соблюдение регламента (1 балл) Использование не менее 3 источников информации с указанием библиографических данных источника информации (1балл) Обратиться к тезису, записанному на доске. Необходимо соблюдать схему ведения дебатов. Помощник помогает фиксировать номера шагов для оперативности ведения дебатов. 3. Проведение экспресс – дебатов (нет/да). 4. Учет действий участников производится командой судей. Заполняется учётный лист, результаты представляются общественности.
5. Осуществление обратной связи организуется путём закрытого голосования. 6. Закрепление.  Учащиеся знакомятся с выводами.  Парная работа с текстом учебника. Выводы. Урок, проведённый по технологии дебатов, имеет и дидактическое, и социализирующее значение. Учащиеся активизируются в такой форме деятельности, охотно примеряют на себя различные роли, становятся перед позицией выбора, учатся уважительно относиться друг к другу, принимать и адекватно оценивать позицию другой стороны. Приобретенные в таком виде знания являются личностно значимыми, усвоенными на основе анализа нескольких источников информации. Проведённое позже тестирование по остаточным знаниям показывает достаточную устойчивость. Это свидетельствует о том, что сочетание современных технологий преподавания географии и целенаправленное использование методического аппарата учебника является обоснованным