"Инновационная деятельность, применение технологий на уроке географии. "Дебаты на уроках географии"
Автор: Рябуха Любовь Николаевна Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Северобайкальск, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность, применение технологий на уроке географии. "Дебаты на уроках географии"
Тема: Инновационная деятельность, применение технологии
« Дебаты на уроках географии».
Идею о предназначении современного образования: развивает мотивацию ребёнка к
творчеству и познанию, вовлекает его в деятельность. В новых образовательных условиях
ребёнок сможет свободно передвигаться в соответствии со своими интересами и
склонностями. Такое обучение становится инновационным , поскольку открыто для новых
технологий, методов, творчества.
Инновационное обучение строится на гуманистической, антиавторитарной парадигме.
Такое образование ориентирует учителя на бережное отношение к личности школьника,
на развитие его познавательной деятельности и интеллектуальной активности. Основными
целями такого учения является не только приобретение знаний, но и воспитание личности
ученика, развитие в нём на основе самостоятельной учебной деятельности умения
слушать себя , быть самим собой, понимать другого человека.
В инновационном обучении большое значение имеет компетентностный подход.
Традиционная сумма знаний , умений и навыков выступают как средство при разрешении
проблем, возникающих в познании окружающего мира, объяснении процессов и явлений
действительности при освоении техники и технологий, при разрешении собственных
проблем и реализации социально значимой продуктивной деятельности. Научит
поведению в проблемных ситуациях даже при достаточном объеме знаний практически
невозможно , следует строить ситуации с проектированием действий , выбором наиболее
оптимального варианта действий, с предвидением ожидаемого положительного
результата. Специфика компетентностного обучения заключается не в усвоении готовых
знаний, а в выявлении их происхождения, в умении самостоятельно формулировать
понятие.
Применение технологии «Дебаты» в курсе изучения географии.
Выполнение требований к изучению географии предполагает активную жизненную
позицию учеников. Вместе с тем ведущей деятельностью подростков является общение, а
главным мотивами- самоутверждение и самореализация.
Включение в практику работы целенаправленного и упорядоченного обмена идеями,
суждениями, мнениями, иными словами, дебатов способствует решению данных задач.
Технология « Дебаты» «представляет собой не просто увлекательную игру , но и
эффективное средство развития учащихся, формирования в них качеств, способствующих
продуктивной деятельности в условиях современного общества».
Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного
анализа , формированию собственной позиции, искусства аргументации , иными словами
тех качеств, которые так не обходимы каждому человеку в современных условиях.
Задачи дебатов:
Дидактические
Развивающие
1.
Развитие аналитических мыслительных действий: сравнение, анализ и синтез
полученных данных, выявление проблем исследования и пути её решения.
2.
Развитие коммуникативных умений: развитие устной аргументированной речи при
выступлении, умение доказывать и опровергать различные теории и тезисы при
выступлении, умение слушать оппонента, выдвигать аргументы, развивать умение
дискутировать.
3.
Развитие коммуникативной культуры: культуры жеста, мимики, позы при работе с
целевой аудиторией, придерживаясь ровного эмоционального тона.
Воспитательные:
1.
Воспитание эмоционально-ценностной сферы подростка: развитие умения
создавать положительный эмоциональный настрой при выступлении перед
аудиторией, уважительного отношения к мнению окружающих, толерантность.
2.
Воспитание волевой сферы личности: усидчивости, пунктуальности,
организованности, умений коллегиальной работы, совместной ответственности за
полученный результат деятельности.
Подготовительный этап:
1.
Определение ролей участников.
2.
Формирование микрогрупп (предварительно участники накапливают кейс –
систему доказательств команды, в которую входит совокупность всех
аспектов, аргументов и умозаключений , представленных в организованной
форме и используемых для обоснования своей позиции . Участники готовят
стенд, размещают факты , берут интервью).
3.
Опережающее индивидуальное задание.
4.
Опережающее индивидуальное задание: составление тезауруса.
5.
Разработка критериев учётного листа работы спикеров.
6.
Изготовление схемы проведения дебатов.
7.
Разработка процедуры итогового голосования.
8.
Изготовление табличек с порядковыми номерами для определения шагов
дебатов.
Этап реализации:
1.
Мотивационный этап.
Учителю предлагается зачитать классу два подготовленных заранее отрывка из
литературных произведений.
Вопросы ученикам по прочитанным текстам.
2.
Актуализация знаний.
Учащийся представляет тезаурус, отвечает на уточняющий вопрос.
Эксперт-ученик оценивает его работу согласно критериям:
Свободное владение материалом( 3 балла)
Использование в речи научных терминов и понятий (3 балла)
Использование наглядности во время изложения (2 балла)
Умение четко, грамотно отвечать на вопросы (2 балла)
Соблюдение регламента (1 балл)
Использование не менее 3 источников информации с указанием библиографических
данных источника информации (1балл)
Обратиться к тезису, записанному на доске.
Необходимо соблюдать схему ведения дебатов.
Помощник помогает фиксировать номера шагов для оперативности ведения дебатов.
3.
Проведение экспресс – дебатов (нет/да).
4.
Учет действий участников производится командой судей. Заполняется учётный
лист, результаты представляются общественности.
5.
Осуществление обратной связи организуется путём закрытого голосования.
6.
Закрепление.
Учащиеся знакомятся с выводами.
Парная работа с текстом учебника.
Выводы.
Урок, проведённый по технологии дебатов, имеет и дидактическое, и социализирующее
значение. Учащиеся активизируются в такой форме деятельности, охотно примеряют на
себя различные роли, становятся перед позицией выбора, учатся уважительно относиться
друг к другу, принимать и адекватно оценивать позицию другой стороны. Приобретенные
в таком виде знания являются личностно значимыми, усвоенными на основе анализа
нескольких источников информации. Проведённое позже тестирование по остаточным
знаниям показывает достаточную устойчивость. Это свидетельствует о том, что сочетание
современных технологий преподавания географии и целенаправленное использование
методического аппарата учебника является обоснованным